Человек – профессия - работа

Эта книга предназначена для тех, кто занимается подбором персонала

Она может быть полезна также тем, кто выбирает профессию

Введение

Что мы можем сказать о человеке?

Вот книга «Тесты для отбора персонала»[1]. В этой книге 49 тестов, собирающих о человеке (соискателе работы) важную информацию. В каждом тесте несколько десятков вопросов. Анализ результатов выглядит так: «вы очень… вам следует…» или «вы недостаточно… вам следует больше….»

Это – типичная книга целого направления, весьма популярного как в нашей стране, так и за рубежом.

Признавая важность и полезность подобного рода тестов, считаю, что пора сделать следующие шаги:

 

  1. Разделить все параметры человека на первичные и вторичные
  2. Первичные параметры организовать в «модели»[2]. Соотнести модели между собой
  3. Вторичные параметры соотнести с первичными («интерпретация»). Знание вторичных параметров должно – логическим образом – информировать нас о параметрах первичных. И наоборот, зная первичные параметры, мы – логическим образом – можем прогнозировать те вторичные параметры, о которых у нас нет еще прямых данных.
  4. Проверять прогнозы практикой. Если не подтверждаются – пересматривать модели и интерпретации до тех пор, пока прогнозы, не начнут подтверждаться[3]

Пятислойная модель личности

Предлагаю вашему вниманию общую («пятислойную») модель, которая включает в себя все первичные параметры. Она состоит из пяти «частных» моделей («слоев»)

  1. Разогрев
  2. Кодировка
  3. Уровни
  4. Гибкость
  5. Самооценка

Можем ли мы изменить себя

По каждой модели у каждого конкретного человека есть определенный «профиль». Сразу возникает вопрос: можно ли этот профиль изменить целенаправленным воздействием?

Забегая вперед, скажу, что первая модель – врожденная (генетически заданная), вторая закладывается в первые 2-3 года жизни, третья и четвертая – в первые 12-15 лет жизни, пятая накапливается всю жизнь. Соответственно первый профиль изменить невозможно, второй, третий и четвертый можно «сгладить», но поменять ранги частей нельзя. Пятый изменить можно, но успех этого предприятия зависит не только от персональных усилий, но и от множества внешних факторов.

Практикум

Наша ближайшая задача – освоить пять моделей и их интерпретации, научиться ими пользоваться при анализе явлений реальной жизни[4].

Разогрев

Если «работоспособность человека» отложить на оси времени[5] , то получится
пери одическая кривая

Рисунок 1. Работоспособность одного

.

 

Чем высокая работоспособность отличается от низкой?

  1. Время ответа (на вопрос) мало
  2. Число ошибок (при решении задач) мало

 

Если посадить рядом двух человек,

дать им серию одинаковых простых задач

и измерить работоспособность

как время решения простой задачи (чем меньше, тем выше)

и число ошибок (чем меньше, тем выше),

то с высокой вероятностью мы получим две различные кривые, например, такие

Рисунок 2. Пример двух разных кривых разогрева

 

Если строить кривые разогрева для разных людей, то полученное семейство кривых будет иметь четыре «кривые сгущения». Соотношение «кривых сгущения показано на следующем рисунке. Эти кривые нам знакомы. Их другое название – «четыре темперамента»

Рисунок 3. Четыре «кривых сгущения – четыре темперамента[6]

Здесь мы рассмотрели работоспособность на коротком отрезке (30 минут)

Рассматривая работоспособность на среднем отрезке (сутки) и длинном отрезке (неделя) и сравнивая «букеты кривых» на коротком, среднем и длинном отрезках, мы обнаруживаем, что относительные свойства внутри букета при таком переходе сохраняются.

Например, (на среднем отрезке «сутки») «жаворонки» - это холерики, отчасти - сангвиники, «совы» - меланхолики, отчасти флегматики. Это вполне соответствует началу «короткой диаграммы» (рисунок 3)

На длинном отрезке (неделя) та же картина. На вопрос «как вы распределите работу из трех частей на три дня» ответы были такие:

 

Холерик:                    3-0-0 или 2-1-0

Меланхолик:              0-0-3 или 0-1-2

Сангвиник:                0-3-0 или 0-2-1

Флегматик                 1-1-1 или 0-1-2

Это вполне соответствует началу короткой диаграммы

Заключение

Работоспособность человека есть периодическая кривая. Мгновенная работоспособность определяется по времени ответа на вопрос и по числу ошибок при решении простых задач. Кривую разогрева можно рассматривать на коротком отрезке (30 минут), среднем (сутки) и длинном (неделя). Относительный характер кривой на всех трех интервалах одинаков и тяготеет к одному из четырех возможных типов. Этот тип соответствует понятию «темперамент» известному в психологии.

Как это влияет на работу

Есть профессии (работы), где это важно. Например, военному летчику нельзя быть меланхоликом, а бухгалтеру нельзя быть холериком. Есть профессии, где это не важно. Писатель, художник, шофер такси может иметь любой темперамент. Но стоять в пробках легче флегматику.

 

Кодировка

Известно, что разные люди по разному обрабатывают информацию.

Более точно:

люди по разному вводят информацию[7] (Ухо - Глаз - Рука),

по разному ее обрабатывают ( Тексты – Картинки - Схемы )

и по разному ее выводят (Образы – Смыслы - Сценарии)

 

Вы можете представить дело так, что в мозгу есть три устройства ввода данных (работающих параллельно), три процессора (работающих параллельно) и три устройства вывода (работающих параллельно)

У каждого человека есть определенный «порядок мощностей», показывающий какой модуль данной триады самый выносливый, а какой самый слабый (невыносливый)

В этой модели профиль человека можно записать, например, так

 

УГР (Ухо сильнее глаза, глаз сильнее руки)

ТКС (Текст сильнее картинки, картинка сильнее схемы)

ОМЦ (Образы сильнее сМыслов, смыслы сильнее сЦенариев)

Образы, смыслы, сценарии

Решение определенной задачи – это, как правило, некий алгоритм = сценарий. Однако если сценарий ветвящийся, то в точке ветвления приходится собирать информацию и принимать решение о дальнейших действиях. Сбор информации (о реальном мире) включает в себя «распознавание» - а для этого нужны готовые образцы – «образы». Осмысление собранной информации включает в себя процедуры оценивания = «смыслы»

Производство образов существует как отдельная отрасль человеческой деятельности – искусство. Производством смыслов занимается другая отрасль - философия.

Независимость триад

Может показаться, что одни триады предопределяют другие, но это не так.

Глаз не обязательно лучше всего работает с картинкой – он может лучше всего работать со схемой, а может – с текстом. Образы не обязательно требуют сильного глаза - это могут быть образы слуховые (музыка), а могут быть двигательные (танец, скульптура)

Все триады независимы, для каждой комбинации мощностей есть разумный пример

Тест «разогрев – кодировка (2)»

Перед вами испытуемый. Вы предлагаете ему три стопки простых задач. В первой стопке текстовые задачи, во второй на картинках, в третьей – на схемах. Испытуемый выбирает одну из стопок и начинает решать. На каждой задаче ставится время начала и окончания. Через 15 минут стопку отбирают, остаются две. Испытуемый выбирает одну из них и решает еще 15 минут. Далее  - еще 15 минут из последней стопки.

Порядок предпочтений определяет вторую триаду кодировок. Скорость решения задач и число ошибок – разогрев.

Как определить кто вы

Если играющее радио мешает вам думать, значит вы Ухо-1. Если вашим рукам надо все время что то делать, значит вы Рука-1. Если вам хочется привести в совершенство интерьер, значит вы Глаз-1. Если вас утомляет обильный видеоряд, значит вы Глаз-3. Если вы устаете от ручной работы, значит вы Рука-3. Если вы плохо воспринимаете со слуха, то вы Ухо-3.

Если вы помните прошлое в деталях, вы Картинка-1, если схематично – вы Схема-1, если как описание – вы Текст-1

Если вы любите детективы, вы Сценарий-1, если философию, вы – Смыслы-1, если пейзажи, описания, интерьеры – вы Образы-1

Заключение

У каждого человека есть свой порядок мощностей по вводу информации (ухо-глаз-рука), ее переработке (текст-картинка-схема) и по ее выводу (образы-смыслы-сценарии)

Как это влияет на работу

Следующий профиль по кодировкам иллюстрирует важность кодировок для четырех профессий (две близкие пары)

Хирург

Терапевт

Поэт

Писатель

РГУ

КСТ

ЦОМ

ГУР

КТС

ЦОМ

УГР

ТКС

ОМЦ

ГУР

ТКС

ЦОМ

Уровни

Существует восемь уровней. Во всякий момент человек существует (действует и думает) на одном определенном уровне, хотя перейти с уровня на уровень (при определенных условиях) можно быстро. У каждого человека есть свои любимые и нелюбимые уровни.

Это похоже на пение: всякий раз вы можете петь только одну ноту, но быстрый переход с одной ноты на другую возможен. У каждого есть свои любимые и нелюбимые ноты. Если вы сейчас на определенном уровне (от 1 до 8), то вы можете сказать о себе так

1.    Монотонная работа с повышенной концентрацией внимания не утомляет меня, я люблю ее.

2.    Люблю хорошо организованное пространство, регулярность и повторяемость событий

3.    Люблю всегда быть первым, люблю выигрывать, начатое дело довожу до конца. Обещания всегда выполняю, на встречи никогда не опаздываю.

4.    Люблю работать в команде, где все соблюдают правила. Знаю правила, всегда выполняю сам и требую от других.

5.    Люблю рисковать, импровизировать, принимать самостоятельные решения, особенно в опасных ситуациях. Жизнь спокойная и размеренная не для меня

6.    Люблю все предвидеть и рассчитать заранее. Неудачи предвижу и страхую себя от них. Сначала думаю, а потом делаю. Стараюсь понять, анализирую прошлое, чтобы в будущем действовать успешнее. 

7.    Люблю оригинальные идеи. Собираю интересную информацию даже не имеющую непосредственной пользы. Легко отказываюсь от старых взглядов в пользу новых, а от них – для еще более новых

8.    Сочувствую всем, даже врагам. Вижу так много проблем, что не знаю с чего начать. Сложность мира пугает меня.

У каждого человека есть определенный профиль по уровням, который можно записать, распределив 10 баллов по 8 уровням, например, 00300331 или 00120214 или 00123111

Как это влияет на работу

У каждой работы тоже есть свой профиль. Однако это профиль лучше оценивать двоичным вектором

Например

профиль продавца в магазине 110100000

профиль водителя такси 00011100

профиль программиста 00101100

Профиль человека должен покрывать профиль работы, остаток мощности человека должен уходить на хобби, неиспользованных мощностей быть не должно

Гибкость

Законы о доминировании

Если два человека с определенными уровнями вступают в конфликт, то исход конфликта определяется следующими правилами.

  1. Уровни равны. «Конкуренция». Стороны стараются вытеснить друг друга, но не уничтожить
  2. Уровни соседние. «Кооперация». Старший командует, младший выполняет
  3. Уровни далекие. «Война». Старший погибает, младший остается один

Маневры

Вступив в конфликт и предъявив друг другу по очереди определенные уровни, стороны могут поменять их предъявив друг другу другие уровни и т.д.

Это можно представить себе как игру двух сторон, где стороны ходят по очереди и где каждая пара соседних ходов создает позицию, оцениваемую по правилам доминирования. При конкуренции каждая сторона получает 1 очко, при доминировании старший получает 3 очка, младший 2 очко, при войне убитый получает 0, оставшийся – 2 очка. Предположим, что у одной из сторон есть выбор: вступить в кооперацию снизу – или уничтожить противника. Если человек предпочитает кооперацию снизу, то такое поведение мы называем гибкостью. (Предпочтение войны – негибкостью соответственно)

Гибкость-негибкость может носить качественно избирательный характер. Например, есть мужчины, которые никогда не станут подчиняться женщине. Есть военные, которые никогда не станут выполнять указания лиц гражданских и пр.

Как это влияет на работу

Есть работы в которых гибкость обязательна. Например, обслуживание покупателей. Есть работы, где негибкость может существенно снизить продуктивность, например, наука. Есть работы, где негибкость надо учитывать остальным членам команды.

Негибкость коренится в семейном воспитании, в особенностях национальной культуры и религии, в профессиональных предрассудках и пр.

Самооценка

У каждого человека есть своя Картина мира и своя Я-концепция. (КМ и ЯК) Хороший прогноз для данного человека требует детального знания того и другого.

В практической жизни мы будем использовать «свертку» КМ и ЯК, которую мы называем «самооценка»

Самооценка может быть

  1. Высокой – низкой (от -50 до +50)
  2. Устойчивой – неустойчивой (от -5 до +5)
  3. Объективной – необъективной (от 0 до 10)
  4. Качественно-определенной

Как определить кто вы

Попробуйте ответить на следующий вопросы

  1. Ваши самые больший успехи в жизни
  2. Ваши самые большие неудачи в жизни
  3. Самые важные события вашей жизни

Если успехов больше чем неудач, то оценка высокая, иначе – низкая.

Если мелкие события рассматриваются как крупные, то оценка неустойчивая

Если успех для человека не является успехом абсолютным, то оценка не объективна.

Качественная определенность – фиксация областей первой важности. Например, человек ценит свои успехи в науке или карьерный рост или крепкое здоровье.

Как это влияет на работу

Высокая устойчивая самооценка позволяет влиять на других. Наоборот низкая неустойчивая оценка делает человека внушаемым. Необъективность оценки означает, что при изменении объективных обстоятельств жизни она может из устойчивой превратиться в неустойчивую.

Слишком высокая самооценка делает человека невосприимчивым к критике, неспособным к кооперации. Человек со слишком низкой самооценкой будет пасовать перед трудностями. Для хорошего лидера необходимо умеренно высокая устойчивая объективная самооценка.

Качественная определенность самооценки позволяет соотнести те перспективы, которые открывает работа с сознанием работника. Что его интересует в первую очередь? И может ли работа дать ему это?

 



[1] Серова Л.Г., Серия «Психологический практикум», Ростов н/Д, «Феникс», 2003

[2] Другие популярные (в России) направления, использующие модели для анализа личности: (1)«соционика» и (2)«психософия». Анализ этих и других направлений, как российских, так и зарубежных, выходит за рамки данной книги

[3] Искушенный читатель заметил, что мы применяем здесь методологию классического естествознания. Обсуждение правомерности применения здесь этой методологии выходит за рамки данной книги

[4] Согласно методологии классического естествознания, при анализе явлений реальной жизни всегда предполагается: чего нет в модели – того нет вообще. Таким образом, реальный изучаемый объект заменяется на абстрактную конструкцию. Достаточно того, что по своим наблюдаемым проявлениям реальный объект и абстрактная конструкция «неразличимы обычным наблюдателем»

[5] Это аксиомы наших моделей. Слова «предположим что» опущены из экономии места

[6] Во первых, понятие темперамент» можно найти в любом психологическом словаре, но ни одно из определений темперамента, приводимое в словарях, для практической работы не пригодно. Во вторых, кривая меланхолика впервые описана именно нами

[7] Школу американских психологов, известную у нас как НЛП («нейро - лингвистическое программирование»), следует благодарить за то, что у нас прижились термины «аудиал – визуал - кинестетик». Но, во-первых, деление людей по типам восприятия было описано еще в 19 веке (По книге «Психология внимания», М, 2005, стр. 332: статья Рибо Т.А. 1892 года. Цитируется исследование 1885 года). Во-вторых, это деление – только часть нашей модели.

Hosted by uCoz