Вкус прогресса

Из четырех вопросов, поставленных в главе «Куда и почему течет история», мы уже получили ответ на первый вопрос. Мы уже знаем как измерить движение общества: оно смещается по шкале уровней. Сейчас второй вопрос (о саморазрушении или гармонизации) выходит на первый план.

Личность

Мы говорим «личность ребенка», «преступления против личности», «неприкосновенность личности». Всякий ли человек – личность? Внутри ТУАИ термин «личность» имеет строгий смысл и в этом смысле (1) не всякий человек личность и (2) термины приведенный в начале параграфа употреблять нельзя.

Итак, что же такое личность внутри ТУАИ?

Когда на уровне 6 человек сначала думает, а потом делает, то этот «процесс размышления» протекающий в некотором пространстве и есть «личность ТУАИ». Точнее «личность» есть то пространство, в котором протекает этот процесс.

На уровне 6 можно говорить о «закрытом пространстве личности» или даже о «закрытой личности». Такая личность старается сохранить свои размышления в себе, так чтобы внешнее невмешательство не повредило механику вычислений.

На уровне 7 и 8 можно говорить об открытой личности, поскольку механика вычислений все время пересматривается, совершенствуется и внешние воздействия только поставляют материал для такого совершенствования.

На уровне 5 можно говорить о «свободной воле», но поскольку размышления нет, то нет и «личности». Можно представить себе закрытую личность как шар. Тогда на уровне 5 работает только поверхность шара («сфера»).

На уровнях более низких человек вообще не может принимать самостоятельные решения, поэтому о личности нет и речи.

Таким образом, личность ТУАИ начинается с уровня 6, с авторства, со способности размышлять, задаваться вопросом «почему», сомневаться и доказывать, с Сократа и Декарта.

Индивидуум

Индивидуум это человек, описанный в следующих аспектах: физиология, психология, социология, идеология. Это соответствует следующим уровням

Таблица 1. Индивидуум

 

Аспект

Уровни

1

Физиология

0-1

2

Психология

2-3

3

Социология

4-5

4

Идеология

6-7

Деятельность человека на уровнях 8-9 (если таковая есть) определяется не самим человеком, а его окружением.

Картина мира

Начиная с уровня 6 человек сам способен создать картину мира. Но эта картина создается долго и медленно и человек дорожит ей как хрупкой дорогой вещью, оберегая от ударов, уклоняясь от такой информации, которая способна разрушить эту картину.

На уровне 7 и 8 картина мира становится более эластичной и уже не боится ударов внешнего мира. Такой человек не игнорирует «лишнюю информацию», а сам ищет ее, используя как строительный материал для расширения и совершенствования картины мира.

На более низких уровнях (1-4) человек принимает картину мира от других как абсолютную данность. Отличие уровня 5 в том, что человек, активно ищет такую мира у других и поэтому кооперируется с уровнем 6, но не с 7 и 8, так как 6 дает картину мира стабильную, а картина 7 и 8 все время плывет и человеку со стороны пользоваться ей практически невозможно.

Индивидуализм и коллективизм

Поппер ([1]) много внимания уделяет тому как Платон сознательно (в пропагандистских целях) отождествляет понятия «индивидуализм» и «эгоизм», и, соответственно понятия «коллективизм» и «альтруизм». Он приводит достаточное количество примеров, когда человек желает делать добро другим («альтруист»), но желает делать это добро в одиночку, по своему личному выбору («индивидуалист»). И наоборот, когда человек, действующий только в группе («коллективист») думает только о частном интересе этого коллектива («групповой эгоизм»)

В ТУАИ нечетные уровни соответствуют индивидуализму, а нечетные коллективизму. Соответственно для нечетных уровней характерна динамика, энергия, подвижность, неустойчивость. Для четных уровней характерна стабильность, устойчивость, неподвижность. Самый лучший результат получается когда четные и нечетные уровни действуют вместе, причем четный уровень (на единицу выше) доминирует в кооперации. Тогда система развивается, но развитие это происходит относительно стабильно и безопасно.

Два типа цивилизаций

Ивин ([2]) делит все цивилизации на «коллективистские» и «индивидуалистские». При этом в коллективистские цивилизации попадают не только немецкий нацизм и советский социализм (целевые уровни 2 и 4, служебные 1 и 3), но также Европейское Средневековье (уровень 4) и даже «Нормальная наука» Т.Куна (уровень 6). Верно, но наши инструменты точнее.

Добро и зло

Эти понятия в ТУАИ встречаются следующих четырех случаях ([3])

i)       Уровень 2, этика

Здесь человек впервые научается отличать белое от черного, своих от чужих, добро от зла.

ii)     Права и свободы других

Такое нарушение есть зло, соблюдение есть добро. Сами права и свободы рассмотрены в главе «Стратегии в культуре»

iii)   Польза, добро, истина, красота

Каждому из этих понятий соответствует свое отрицание. (Польза – вред и пр.). Положительный элемент пары фиксирует проблему данного слоя бытия, решенную удачно. Отрицательный элемент – решенную неудачно

iv)   Цели и средства

Признаем, во-первых, что каждый человек действует одновременно на нескольких уровнях. Во-вторых, признаем, что часть уровней используется для постановки задач, а часть для их решения.

Например, задача «быть лучше всех» это задача третьего уровня. Иначе говоря, поставить такую задачу значит провести деятельность уровня 3. Предположим, что для решения этой задачи вам надо придумать что-то сверхоригинальное. В терминах ТУАИ, это значит, что процесс решения такой задачи придется вести на уровне 7. Итак, 3 для цели, 7 как средство. Мобилизация мощного интеллекта для решения примитивных задач. По определению ТУАИ это зло.

Другой случай. Вы задались целью построить оригинальную научную теорию для нового недавно обнаруженного явления. Для этого вам придется провести длинную серию сложнейших расчетов. Постановка задачи здесь седьмого уровня, а решение – третьего уровня. 7 для цели, 3 как средство. По определению ТУАИ это добро.[4]

Еще пример. Человек хочет занять определенное место в ролевой структуре. Для этого он осваивает научный метод, демонстрирует свои способности в научной дискуссии, получает рекомендации как серьезный ученый. Задача уровня 4, решение уровня 6. Зло.

Еще пример. Человек хочет найти истину и для этого ему приходится соблюдать правила поведения, ролевые инструкции. Цель 6, средства 4, добро.

Мы уже показывали (в главе «Универсум: Материальное и духовное» и далее по тексту), что этот подход гораздо точнее, чем подход, принятый в христианстве и других идеологических и/или философских системах.

Спираль познания

Рисунок 24а. Спираль познания

Эта новая для нас схема «цели-средства» представляет собой точку пересечения двух уже известных нам схем «полный цикл познания» и «эмоции – интеллект - воля».

Дело в том, что пока мы не определились с проблемой и моделью познание представляет собой спираль, соединяющую последовательные варианты проблем и моделей. В тот момент, когда мы остановились на одно проблеме и подобрали  ней одну модель, спираль превратилась в предельный цикл. На этом этапе эмоции можно исключить. Интеллект теперь занят движением вверх и наверху, воля – движением вниз и внизу.

Теперь у интеллекта свое поле внимания (и свои уровни), у воли – свое поле и свои уровни. Первое поле можно считать «целями», второе «средствами». Это еще одна суперсхема:

Таблица 40а. Суперсхема «материальное - идеальное»

1

Материальное

Идеально

2

Проблемы

Идеи

3

Воля

Интеллект

4

Цели

Средства

5

Делать

Думать

Адлер

Адольф Адлер ([5]) вылечил одну из своих пациенток следующим образом. Пациентка без конца решала математические задачи, пытаясь быть в этом лучше6 всех в колледже. Адлер предложил ей сменить картину мира: надо выбрать социально полезную роль и все свое упорство потратить на исполнение этой роли.

В наших терминах: вместо 6 служебное (зло), 3 целевое, используйте 4 целевое, 3 служебное (добро).

Как видно, решение Адлера совпадает с нашими рекомендациями. Однако теория Адлера совсем не совпадает с нашей!

Кстати, что такое «теория»? Модернисты ([6]) считают (это - определение), что «теория объясняет и предсказывает». Я (это - постпостмодернизм) считаю, что «теория решает задачи материального мира через отображение в модель и обратно». Во втором смысле разницы между мной и Адлером нет никакой!

Олпорт

Г.Олпорт ([7]) считает, что у человека есть 6 основных мотиваций. Их соответствие уровням смотри в таблице

Мотивация

Уровень

Экономическая

1

Социальная

2

Эстетическая

3

Религиозная

4

Политическая

5

Теоретическая

6

Таблица 2. Олпорт

Ершов

Ершов П.М. считает ([8]), что у человека пять основных мотиваций (смотри таблицу)

Мотивация

Уровень

Витальная

1

Социальная

2

Воля

3

Компетентность

4

Нет

5

Идеальная

6

Таблица 3. Ершов

Почему уровень 5 пустой? Потому что у актера (а Ершов пишет о работе режиссера с актером) нет свободной воли

Кстати, пара Ершова «физические действия - сверхзадача» соответствует нашей паре «средства - цели»

Вкус прогресса

Мы уже определили что такое прогресс – это смещение эталонов общества вверх по шкале уровней. Попытаемся теперь ответить на второй вопрос, поставленный в главе «Куда и почему течет история»: Что же несет нам прогресс – гармонию или разрушение?

Ответим на этот вопрос, оценив ситуацию по трем параметрам

  1. Личность или обезличка? Личность сама появляется только на уровне 6 – относительно высоком, относительно позднем. И на более высоких уровнях личность не исчезает, а обогащается, превращаясь из личности закрытой в личность открытую. Поэтому прогресс не просто укрепляет личность – он ее создает. То, что средства массовой информации выносят на поверхность людей низкого уровня, не являющихся еще личностями согласно ТУАИ, это не главное в историческом движении, это не сам прогресс, а «боковое», «сопутствующее» ему движение.
  2. Картина мира. На высших ступенях развития общества, когда людей с уровнем 6 и выше становится много, появляется много разных картин мира. Единообразие исчезает. Человечество начинает лучше понимать мир, хотя людям низких уровней это трудно.
  3. Индивидуализм и коллективизм. Прогресс выявляет как четные, так и нечетные уровни, как индивидуализм, так и коллективизм. Наилучший результат дает их сочетание, кооперация при доминировании уровня четного. Сумеем ли мы построить именно такую кооперацию – это зависит не от прогресса, это зависит от нас в каждом конкретном случае. Другое дело, что всякий раз, когда прогресс выносит на поверхность новые уровни, эту задачу приходится решать сначала.
  4. Добро и зло. Здесь верно то же, что в предыдущем случае. От нас зависит, какие уровни мы используем как цель, а какие как средство. Прогресс не мешает нам выбирать, но и не решает за нас эту задачу.

Таким образом, из рассмотренных выше четырех случаев в двух прогресс дает положительный результат, а в двух случаях его результат нейтрален.

Типичная ошибка интеллигента

Декарт относит человеческое поведение к одной категории, а поведение животных и автоматов – к другой. Кант рассматривает «разумное существо» и эта категория для него шире чем категория «человек». Эти авторы сами работают на уровне 6 и всех остальных людей представляют работающими на уровне 6.

Платон (по наблюдению Поппера) считает, что люди разделены на классы самой природой, от природы заданы их способности и род деятельности. Это модель уровня 4.

Собственно между этими двумя позициями и вынуждены были выбирать все теоретики до сих пор – пока не появилась ТУАИ. Теперь ясно, что, кроме перечисленных двух позиций, есть еще 6 возможных (8 уровней всего, 2 из них описаны ранее, 6 добавлены ТУАИ)

Понятно, что самая лучшая модель «другого человека» строится в логике 8. Для нее в ТУАИ есть специальное название: «моделирование чужого сознания как неоднородного своему». Соответственно уровень 6 умеет только «моделировать свое сознание как однородное своему». А когда выясняется, что большинство «разумных существ», описанных Кантом не так умны как «разумное существо по имени Иммануил Кант», то остается, вслед за Платоном, причислить это большинство к «рабам по рождению». И только ТУАИ дает выход истинный (соответствующий реальным фактам) и гуманный (соответствующий прогрессу человечества, его перспективе) – до ТУАИ таких вариантов не существовало вовсе.

Общественное движение

Долговременное добровольное содержательное объединение людей. По нашим наблюдениям имеет два основных уровня. Вот некоторые примеры

Таблица 4. Общественные движения: примеры

Бардовская песня

5-6

ТРИЗ Альтшулера

4-7

Сионизм

2-4

Фашизм

2-3

Терроризм

1-7

Просвещение

4-6

Барокко

4-5

Классицизм

3-4

Романтизм

5-х (семейство движений)

 



[1] «Открытое общество и его враги»

[2] Ивин А.А. «Введение в философию истории» (Москва, 1994, Центр ВЛАДОС)

[3] Пятым случаем можно считать «обожествление и дьяволизацию» рассмотренные далее в главе «Законы о доминировании»

[4] Грубо говоря, если Берия командует Капицей – то это Зло. Если Капица командует Берией – то это Добро.

[5] Теории личности, Л.Хьелл, Д.Зиглер, СПб, Питер Пресс, 1997, стр. 196

[6] Там же, стр. 26

[7] Лурье С.В. Историческая этнология, М.Аспект Пресс, 1997. стр.78

[8] Ершов П.М. Искусство толкования. Часть первая. Дубна, Феникс, 1997., стр. 9.

Hosted by uCoz