Законы о доминировании

Законы

Представим себе встречу двух сторон (два процесса, два стиля поведения). Для простоты предположим, что каждая сторона зафиксировала (на время встречи) свой уровень. К чему приведет их взаимодействие (конфликт)? Оказывается, последствия можно предвидеть:

Таблица 50. Законы о доминировании

Соотношение

Формула

Тип

Результат

1

Уровни равны

M=N

Конкуренция

Взаимное давление,
неустойчивое равновесие

2

Уровни соседние

|M-N|=1

Кооперация

Старший управляет, младший помогает, кооперация добровольная и естественная

3

Уровни далекие

|M-N|>1

Война

Агрессия низшего против высшего. Высший погибает ([1]),
или убегает, или меняет уровень

Эта таблица носит не только объяснительный и прогностический, но и вполне практический характер. Однако для того, чтобы теория стала практикой, надо научиться видеть уровень противника - и в ответ настраиваться на уровень, оптимальный в данной ситуации.

Обоснование: кооперация

Предположим, что внутри уровня Х существует два подуровня (Х+ и Х-). Для того чтобы поставить проблему (вопрос) на уровне Х, надо чуть меньше психической мощности, чем для решения этой проблемы  (ответа на этот вопрос) на уровне Х. Поэтому предположим, что постановка проблемы происходит на уровне Х-, а решение проблемы на уровне Х+. Предположим, что человек выбирает уровень с некоторой случайной ошибкой. Это значит, что тот, кто выбирает уровень Х, фактически может работать в паре (Х-, Х+), а может и в близких к ней парах ((Х-1)+, Х-) или (Х+,(Х+1)-).

Если двое встречаются на уровнях Х и Х+1 и при этом колеблются (как сказано в предыдущем абзаце), то какое-то время они (показаны уровни двух сторон) работают на уровнях (Х-+) или на уровнях ((Х+1)-, (Х+1)+). В этих случаях старший уровень решает проблемы, поставленные младшим, это и есть кооперация.

Обоснование: разгром ([2])

Предположим, два мастера выполняют параллельно заказ одинаковый внешне. Предположим, что мастера понимают заказ по-разному: один взялся выполнить упрощенный вариант, другой – усложненный. Предположим, что оба заказа будут оплачены одинаково, но деньги получит только тот мастер, который закончит раньше.

Предположим, что упрощение и усложнение определяется уровнем мастера. Понятно, что упрощенный заказ можно выполнить быстрее, чем усложненный.

В этом причина третьего исхода в доминировании («разгром»). Низший уровень решает задачи быстрее, высший уровень не получает общественного признания своих результатов и вынужден признать свое поражение.

Игры-долгожители

Человечество придумало за свою историю множество игр, но только некоторые из них остаются в практике людей на долгие годы. Что общего у таких «долгоживущих» игр и чем они отличаются от игр-однодневок? Одно из возможных объяснений состоит в следующем.

Среди великого множества человеческих деятельностей есть так называемые «двупороговые деятельности». Для того, чтобы участвовать в такой деятельности необходимо преодолеть первый порог (сложности, психической выносливости). Для того чтобы в такой деятельности добиться успеха, необходимо преодолеть второй порог, более высокий, чем первый. Объяснение в том, что по мере взросления молодых людей, они пересекают первый порог и, чтобы доказать это себе и другим, входят в данную деятельность. В это же время другие, кто пересек второй порог, входят в деятельность и добиваются в ней успеха. Проигравшие продолжают участвовать, так как для них важна демонстрация самого участия, взятия первого порога. Так на этих двух видах участников (победители и проигравшие) длится процесс игры. Подрастает новая молодежь, меняются составы, но необходимость демонстрации себя остается, переходя от одних к другим.

Следующая таблица показывает пример соответствия долгоживущих игр – парам соседних уровней

Таблица 51. Игры – долгожители - примеры

Уровень

Игра

1-2

Лото

2-3

Домино

3-4

Футбол ([3])

4-5

Карты

5-6

Шахматы

6-7

КВН

7-8

Жди меня

Маневры

Предположим, что два человека вступают в микроконфликт. Исход микроконфликта определен законами доминирования. Однако одна из сторон может быть недовольна исходом конфликта и организовать следующий микроконфликт, изменив свою позицию (свой уровень). Будем теперь считать, что стороны вступают в микроконфликт не одновременно (как мы считали ранее, при анализе микроконфликта), а по очереди. Это похоже на ходы в шахматах: каждая сторона делает свой ход в свою очередь.

Предположим, что в свой черед одна из сторон может выбрать уровень из некоторого множества. Для человека обычного это, как правило, один из трех любимых уровней («Профиль человека»). Однако, человек обученный и тренированный может выбирать свой ход из иного множества («Педагогическая рамка», «Соционическая рамка»).

Предположим, что игрок в свой черед выбирает лучший из возможных вариантов. Но что значит «лучший»? Рассмотрим примеры.

Определим двух игроков (белые Б и черные Ч). Определим множества допустимых ходов (уровней) для каждого игрока (БХ для белых и ЧХ для черных).

Пример 1. БХ = (123), ЧХ = (567).

При любом ходе сторон возникает ситуация «Агрессия белых против черных». Эта ситуация объективно есть поражение черных и победа белых.

Пример 2. БХ = (123), ЧХ = (456)

Есть только один вариант, в котором второй вариант отличается от первого, это Б3Ч4. Для черных это всегда победа, наилучший из вариантов. Для белых смысл варианта будет различным, смотря по «гибкости» белых. Напомню, что «негибкостью» мы называем «отказ одной сторон кооперироваться снизу».

Если белые – гибкие, то они предпочтут кооперацию снизу, игра уже окончилась - победой обоих сторон. Для белых это кооперация снизу, для черных кооперация сверху.

Если белые – негибкие, то они предпочтут агрессию, и их ответ будет Б1 или Б2. В обоих случаях игра закончится поражением черных и победой белых.

Пример 3. БХ = (123), ЧХ = (345)

Если белые начинают Б1, то на любой ответ черных игра заканчивается агрессией белых, победой белых, поражением черных.

При заданном множестве БХ и ЧХ турниром будем называть все партии, которые могут начинаться любым ходом из БХ и все партии, которые могут начинаться ходом из ЧХ. Рассматриваются только лучшие ответы сторон. Считается, что гибкость каждой из сторон известна. Для краткости турнир с множеством Б = (123), Ч = (345) будем обозначать (123/345), если гибкость неизвестна. Если же гибкость сторон известна, например, известно, что белые – негибкие, а черные – гибкие, то такой турнир будем обозначать (-123/+345). Если же известно, что белые негибкие, а о гибкости черных ничего неизвестно, то пишем (-123/345). Каждую партию турнира будем идентифицировать ее первым ходом. Например, партию, начинающуюся ходом Б1, обозначим Б1 Во всех партиях турнира (+123/345) кроме Б1, исходом будет кооперация. Например, Б2Ч3 или Б3Ч4 или Ч5Б3Ч4 или Ч4Б3 или Ч3Б2. Во всех партиях турнира (-123/345) исходом будет агрессия белых, поражение черных. Например, Б2Ч3Б1 или Б3Ч4Б1. Анализ турниров мы используем в статье «Любовь и брак»

Рамки

Гибкость – негибкость есть частный случай общего понятия «рамка». Дело в том, что одна из сторон может принять на себя добровольные обязательства избегать определенных решений. Примеры рамок.

  1. Избегать кооперации снизу («негибкость»)
  2. Избегать конкуренции.
  3. Не выходить за заданный диапазон («ограниченность»)
  4. Избегать нечетных уровней («коллективизм»)
  5. Избегать ситуации «агрессия», даже если это разгром противника.

Последние две рамки взятые вместе («И») образуют «педагогическую рамку»

Педагогическая рамка

Можно показать, что педагогическая рамка предполагает следующую стратегию:

В ответ на ход Х отвечать Х, если Х четное число и отвечать Х+1, если Х нечетное число.

Понятно, что для проведения такой стратегии надо иметь возможность отвечать любым четным числом от 2 до 8 (2-4-6-8). Вот как это выглядит

Таблица 52. Педагогическая рамка

 

Индивидуализм ученика

Коллективизм учителя

8

 

Мы предвидим последствия

7

Я придумал это

 

6

 

Мы подумали и решили

5

Я поступаю так

 

4

 

Мы работаем вместе

3

Я заслужил это

 

2

 

Это можно – то нельзя

1

Я хочу это

 

Обожествление и дьяволизация

Если четный уровень встречается со старшим нечетным, но не хочет кооперироваться снизу, то он может объявить себя «божественным», а конкурента – дьявольским, переходя к «наклеиванию ярлыков», то есть к уровню 1 и агрессивной победе. Так, например, можно избежать вырубки священной рощи (3 против 2) или сохранить авторитет официальной науки от нападок очередного Джордано Бруно (7 против 6).

В политической истории известны случаи, когда так же защищались от кооперации снизу нечетные уровни. Например, в деле Трофима Лысенко против научной генетики (5 против 6). Тут терминология несколько иная («народный герой» против «врагов народа»)

 



[1] Физическая смерть одной из сторон меня не очень здесь интересует. Двое на дуэли (3=3), у одного пистолет сломан. Уровни здесь ни при чем, ищите другую модель

[2] Идею этого пункта мне подсказал сын Петр Фельдман.

 

[3] 3-4 это «футбол во дворе» (смотри главу «Развитие ребенка и Жан Пиаже: один процесс – много процессов»). Большой футбол – это, кончно 3-4-5. Зато большие велосипедные гонки это именно 3-4

Hosted by uCoz