Модель человека: темперамент

Очередь задач

Много лет назад я близко наблюдал одного человека, темперамент которого мне было трудно определить, но могу сказать, что он имел черты как флегматика, так и меланхолика. Я обратил внимание на то, что раз две недели, в пятницу вечером, этот человек начинал обвинять всех и все в своих бедах и несчастьях, переходил сначала на крик, потом на визг, наконец разражался слезами – и успокаивался. После этого благодушное настроение не покидало его некоторое время независимо от обстоятельств жизни.

Я как раз в то время изучал операционные системы нового поколения. Неотъемлемой частью таких систем является «очередь задач». При некоторых способах использования эта очередь нарастает так быстро, что в системе начинаются трудности с поддержкой порядка. Получается, что чем больше очередь, тем медленнее работает система, тем быстрее растет очередь,… В конце концов система зависает. Единственный способ продолжить работу – «перезагрузиться» - то есть уничтожить все очереди и начать с чистого листа. И вот мне в голову пришла мысль, что явление, описанное в предыдущем абзаце, представляет собой «перезагрузку» с очисткой очередей.

Я предположил, что у человека в мозгу тоже есть очередь задач, ожидающих решения. Я предположил, что у конкретного мозга есть определенная скорость пополнения этой очереди, измеряемая в «потребных ресурсах». То есть суммарная потребность задач поставленных в очередь на «время  процессора» возрастает линейно (передача задач из этой очереди на решение на эту сумму уже не влияет). Кроме того, я предположил, что «процессор работает равномерно», то есть скорость решения задач для данного мозга определена. Что это означает?

В идеальном случае задачи ставятся в очередь с такой скоростью, с какой они решаются. При этом очередь колеблется, но время от времени очищается полностью. Назовем этот случай нулевым.

Если задачи ставятся в очередь быстрее, чем выполняются, то очередь нарастает бесконечно. Назовем этот случай отрицательным.

Если задачи ставятся в очередь медленнее, то очередь будет пуста. И чем медленнее – тем большую часть времени она пуста. Назовем этот случай положительным.

Решение задач есть работа. Для выполнения этой работы нужен определенный ресурс, который мы будем называть энергией.:

Определение Это психическая работа и это психическая энергия

Мы будем говорить о положительной энергии, когда задача решается и об отрицательной энергии, когда она ставится в очередь. Энергия в единицу времени (скорость решения задач для положительной энергии или скорость их постановки в очередь для энергии отрицательной) это мощность. Предположения, перечисленные выше, можно переформулировать так:

Мощность решения задач М1 и мощность постановки задач М2 для данного мозга есть величины постоянные. Определение: Энергобаланс = М1-М2

Темперамент как энергобаланс

Четыре темперамента известны давно (со времен Галена). Но ни одно из современных определений этой схемы не может нас удовлетворить. ([1]). Нам все равно, какова органическая или микрофизиологическая основа этих различий. Темпераменты интересны нам как типы информационных систем – различие этих систем мы видим в их внешней производительности и (возможно) во внутренней организации информационных процессов (как причина определенной производительности). Теперь, пользуясь определениями предыдущего параграфа, мы можем разграничить четыре случая

 

Энергобаланс

Внешние приметы

Темперамент

1

>>0

Быстрое решение своих задач, поиск чужих задач и их присвоение

Холерик

2

>0

Быстрое решение своих задач, но не чужих

Сангвиник

3

<0

Медленное решение своих задач

Флегматик

4

<< 

Медленное решение своих задач, желание передать свои задачи другим

Меланхолик

Таблица 1. Темперамент как энергобаланс

Смех и слезы

Новые понятия позволяют расшифровать такие странные явление человеческой психофизиологии как смех и слезы.

Отметим, что напряжение-расслабление, которые мы ощущаем на физиологическом уровне, связаны с фазой решения задачи:

Расслабление – текущая задача решена или все задачи решены (очередь пуста)

Напряжение – текущая задача не решена или не все задачи решены (очередь не пуста)

Позитив-негатив как эмоциональная оценка текущего состояния дел тоже связаны с определенной фазой решения задачи

Позитив – задача решена успешна. Негатив – задача не может быть решена.

Прилив и высвобождение энергии могут быть связаны с тем, что энергия, накопленная для решения трудной задачи, не понадобилась вовсе – задача оказалась легче чем показали первоначальные оценки.

Сказанное суммируем в следующих конструкциях

i)       Смех.

Смех возникает тогда, когда задача оказалась легче, чем мы ожидали. Анекдот – задача, трудная с виду, легкая, если подумать. Но и решение математической задачи или научной проблемы может быть «остроумным» и вызвать смех: Здесь мы на задачу накопили много энергии, а решили малой энергией. Задача решена = позитив. Расслабление после напряжения.

ii)     Слезы

Слезы возникают тогда, когда ясно, что задача не может быть решена, и тогда она снимается с очереди. Пример: смерть близкого человека. Мы хотели бы спасти его, но это невозможно. Отказ от задачи = негатив. Лишней энергии нет. Расслабление после напряжения. Плачьте, чтобы избежать истощения, откажитесь от некоторых задач!

iii)   Поскользнулся, упал…

Предположим, вы смотрите кинофильм, где герой попадает в дурацкие положения. Вызовет ли это у вас смех или слезы? От чего это зависит?

Если вы сильно отождествляете себя с кино-героем (это я), то вам больно, что вы не можете ему помочь. Отказ от задачи «помочь» - ваши слезы

Если вы слабо отождествляете себя с героем, то «отказ от отождествления»
не есть отказ от задачи, а есть решение задачи. Вам смешно и весело (что это не вы)

Если вы к герою равнодушны, то ни смеха, ни слез - безразличие

Энергобаланс группы

В группе, работающей как единое целое, суммируются психические энергии – отдельно положительная, отдельно отрицательная. Практически это означает, что задачи, поставленные кем-то, могут быть решены кем-то другим. Классический пример: семья

Энергобаланс и возраст

Еще два естественных предположения. (1) Отрицательная психическая мощность личности с возрастом не меняется, то есть кто ставил себе большие задачи в детстве, тот будет всегда ставить себе большие задачи. (2) положительная психическая мощность личности меняется с возрастом следующим образом

 

Выноска 2: Объем энергии для решения проблем - меняется

 

Рисунок 1. Кривая жизни

Оси показывают: время жизни по горизонтали, психическую мощность по вертикали. П-образная кривая показывает уровень положительной психической энергии (возможность решения задач) Она начинается в точке зачатия, поднимается до плато «зрелый возраст», а затем опускается до нуля в точке «смерть». Там где эта кривая пересекает постоянный уровень «отрицательной психической энергии» (число взятых на себя задач), там наступает баланс: М1=М2. Таких точек две: подростковый возраст и выход на пенсию.

Слева от левой точки равновесия – детство, здесь ребенок нуждается в помощи взрослых, он ЕЩЕ не может решить свои задачи сам. Справа от правой точки равновесия – старость, здесь человек УЖЕ не может решить свои проблемы сам, ему нужна помощь молодых. Между точками равновесия – «взрослость», здесь человек не только решает свои проблемы сам, но и помогает другим

Более тонкий анализ показывает, что подъем положительной мощности осуществляется скачками, также как и спад. Между прочим, «смертный возраст поэтов» в интервале 36-43 года ([2]) связан с первым крупным скачком вниз. А так как поэты, особенно крупные, работают на пределе своих возможностей, то падение мощности ведет к острому психологическому срыву и, нередко – к смерти (самоубийство, поиск смерти на дули или на войне, смертельная болезнь и пр.). Физиологической основой таких скачков являются внутренние генетические программы человека по возрастному изменению режима работы гормональной системы.

Педагогика энергообмена

Педагогика в последнюю очередь есть передача знаний умений и навыков. В первую очередь педагогика есть передача картины мира. Отличие в том, что в картине мира знания всегда идут в комплекте с ценностями. То, что ребенок просит у взрослых помощи, является естественной основой воспитания: вместе с помощью он принимает от взрослых картину мира. Разные стратегии взрослых показаны в следующей таблице.

 

1

Взрослый активно блокирует задачи, запущенные ребенком

конфликт уходит в подсознание

феномен Фрейда

2

Взрослый игнорирует задачи, поставленные ребенком

отказ от задачи

недоразвитость ребенка

3

Взрослый помогает решить те задачи, которые поставил ребенок

Задача решена!

Развитость ребенка

4

Избирательное применение 123

Воспитание определенной личности

5

Взрослый сам ставит задачи

(классно-урочная педагогика)

Дефицит нарастает

Личность не возникает

6

Взрослый провоцирует ребенка на новые задачи и помогает их решить

Монтессори-Френэ

Оптимум

7

Взрослый сам ставит задачи и сам их решает (ребенок здесь ни при чем)

Допустимо как провокация

Бессмысленно как система

Таблица 2. Стратегии педагога

Темперамент как разогрев

Однако вышеперечисленный подход к темпераментам – не единственный. Другой – дополнительный – подход связан с понятием «кривой разогрева» и основан на моих личных наблюдениях.

Предположим, что работоспособность человека меняется во времени периодически (смотри рисунок)

Рисунок 2. Кривая разогрева

Сопоставив на одном рисунке кривые разогрева для разных темпераментов, получим следующее:

 

 

Рисунок 3. Темпераменты как кривые разогрева

Как мы видим, различие столь значительно, что классы однотипных кривых разогрева можно считать темпераментами

Начальник и подчиненный

В 1986 году я эмпирически вывел следующее правило «Начальник должен быть флегматиком, а подчиненный меланхоликом» ([3]). Теперь я могу вывести это правило из модели - теоретически.

Предположим, что перед нами четыре человека с четырьмя разными темпераментами. Обозначим их в соответствии их темпераментами буквами Х, С, Ф, М. Так же обозначим функции их работоспособности от времени: Х(х), С(х), Ф(х), М(х). Для простоты сделаем следующие предположения

  1. Все кривые периодичны с одинаковым периодом
  2. Все кривые синхронизированы – начала периодов (смотри предыдущий рисунок) совпадают
  3. Все участники одинаково способны. Так как работа есть интеграл от работоспособности, то она измеряется площадью под кривой. Будем считать, что эти площади на периоде одинаковы у всех участников
  4. Будем считать, что у Ф и М на периоде совпадает не только левый нуль работоспособности, но и правый (смотри рисунок). Обозначим этот момент времени Т
  5. У С правый нуль наступает раньше, а у Х еще раньше – это следует из первых трех пунктов

Можно подобрать такое малое положительное число е, что для всех пар кривых (А и В) на интервале (0,е1) разность А-В сохраняет знак.

Аналогично, можно подобрать такое малое положительное число е2, что для всех пар кривых на интервале (0,е2) разность А-В сохраняет знак.

Однако только в одном случает этот знак одинаков на правом и левом конце!

Это пара (Ф, М), здесь Ф-М положительно и на левом и на правом конце.

В переводе на русский язык это означает, что и в начале, и в конце совместной деятельности Ф будет «умнее» М и тот признает его начальником. То, что в середине М «умнее» Ф не так важно, поскольку именно начало и конец совместной деятельности пары проходят «на виду», в присутствии вышестоящих начальников и коллег, где и закрепляется соотношение «Ф-М» как отношение «начальник - подчиненный». А середина периода проходит без посторонних глаз и на статусные отношения не влияет.

Во всех остальных случаях победа на одном конце периода компенсируется поражением на другом – и статус пары в глазах группы остается неопределенным.

Что и требовалось доказать

Связь двух моделей

Можно ли показать, что модели связаны, что одна из них вытекает из другой как ее следствие? Оказывается можно, покажем это.

Сохраним предположения о кривых разогрева, принятые в предыдущем параграфе.

Предположим дополнительно, что новые задачи поступают равномерно по времени (или случайно, но с распределением, равномерным по времени). Предположим, что если кривая упала до нуля, до задача принята не будет. Глядя на кривые, легко увидеть, что Х примет задач меньше всех, С чуть больше, Ф и М одинаковое максимальное количество. Если предположить, что у Ф энергии столько, сколько нужно на решение задач, то у С будет некоторый избыток, а у Х большой избыток. Осталось выяснить, почему у М дела хуже чем у Ф. Очевидно это связано с узким пиком кривой М. Некоторые задачи не помещаются в этот пик, их приходится откладывать, решать по частям, все это требует дополнительных затрат энергии. Поэтому М находится в большем дефиците чем Ф. Что и требовалось доказать.

 



[1] Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности. Динамические особенности: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов. Небылицын: 3 сферы проявления: Общая активность - инертность, пассивность, спокойствие, активность, инициативность, стремительность; Моторная сфера - темп, быстрота, ритм, общее количество движений; Эмоциональная впечатлительность, чувствительность, импульсивность. Теории: гуморальная (Гиппократ, Гален) связывает состояние организма с соотношением различных жидкостей, 4 типа - сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик; конституциональная (Кречмер, Шелдон) - различие в конституции органов; физиологическая (Павлов) - учет влияния ЦНС на динамические особенности поведения.  Основные свойства ЦНС: сила, уравновешенность, подвижность (возбудительного и тормозного процесса). Четыре типа ВНД - сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный (холерик), слабый (меланхолик). Чистых типов практически нет. Темперамент мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания.

[2] Рафаэль, Моцарт, Байрон, Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Высоцкий, Гоголь, Чехов, …

[3] Первые две строчи этого четверостишия таковы «Чтобы не кончить маразматиком или отпетым алкоголиком…»

Hosted by uCoz