Школа 2050

                        Раннее развитие

Известно, что ткани взрослого организма закладываются в первые годы жизни. (Более точно пусть скажут физиологи). Какие нейроны будут во взрослом мозге? С каким количеством аксонов?

Если по предыдущим таблицам с развитием парадоксального мышления (7) можно было подождать до 18 лет, а с развитием свободной воли – до 12, то теперь мы понимаем, что все гораздо серьезней. Если не предъявить мозгу саму возможность таких деятельностей в первый годы жизни, то в 12-15-18 лет эти деятельности просто не будут запускаться – из-за фактического отсутствия в мозге соответствующих нейронных сетей.

Суммируя сказанное, составим следующую таблицу. По краям таблицы показано предъявление, в теле - результат

раннее \ в срок

Нулевое

Слабое

Сильное

Нулевое

Нулевой

Нулевой/Слабый

Нулевой/Слабый

Слабое

Нулевой/Слабый

Слабый

Слабый/Сильный

Сильное

Нулевой/Слабый

Слабый/Сильный

Сильный

Таблица 1. Раннее развитие

Там где в теле показаны два результата, там они распределены по массе случаев с вероятностью, зависящей от генотипа. Там где показан один результат, там он от генотипа практически не зависит. То есть, если все время стимулировать сильно, то генотип не важен. Если все время стимулировать слабо, то и тогда генотип не важен. Но если в раннем возрасте стимулировать слабо, а в срок – сильно, то результат будет зависеть от генотипа.

В таблице не показаны обратные варианты, когда, например, в раннем возрасте стимулируют сильно, а в срок слабо. Очевидно, что результат при этом будет слабый, независимо от генотипа.

1)           Мария Монтессори

По Монтессори, у образования четыре цели и они сменяют друг друга на первом плане. (Терминология – моя. Я.Ф.) Первая цель – отработка внутренних программ ребенка. Вторая цель – выживание. Третья цель – картина мира. Четвертая цель – вхождение во взрослое общество. Пятая цель – Я-концепция. (Эта цель у Монтессори не названа). Мы вполне можем принять это целеполагание как обоснованное, полное и исчерпывающее, с некоторыми уточнениями.

Отработка внутренних программ касается структуры деятельности и пронизывает все этапы обучения от начала и до конца.

Выживание не ограничивается первым этапом. В каждом учебном курсе есть часть, посвященная выживанию.

Вхождение в общество не ограничивается последним этапом. Вхождение в общество есть выбор профессии (а точнее – многих допустимых для одного растущего человека профессий). В каждом учебном курсе есть часть для будущих профессионалов. Ученик пробует многие такие части, выбирает немногие.

Картина мира не есть цель второго этапа, но есть цель всех этапов.

Я-концепция как цель есть пересечение всех предыдущих целей.

Мы считаем, что педагогическая программа Монтессори не достигает целей, заявленных Монтессори, даже при самом лучшем практическом исполнении. Однако современные технологии (прежде всего – информационные) могут сократить этот разрыв. Поэтому ниже мы предлагаем иной путь к достижению этих целей – с использованием идей Монтессори, некоторых идей Штайнера и некоторых - наших (Фельдмана и Алексеевой).

2)           Селестен Френе

Селестен Френе (Celestin Freinet) добавил в педагогику начальной школы кооперацию и соавторство. (Например, его класс издавал свою газету -малотиражку и рассылал ее другим школам.) Некоторый фактический крен системы Монтессори в индивидуализм («Я работаю без партнера!») может быть компенсирован добавлением приемов Френе.

            Чему учить и зачем учить

Повторим основные цели образования, заявленные нами выше:

Таблица 2. Зачем учить

Цель

Уровни

1

Отработка внутренних программ

7-8

2

Выживание

1-2

3

Картина мира

3-4

4

Вхождение в общество, в том числе выбор профессии

5-6

5

Я-концепция

1-2-3-4-5-6-7-8

 

Первая цель определяет веер структур предлагаемых деятельностей, но не их содержание или тему. Последняя цель есть сумма всех предыдущих.

Представим себе иностранный язык как учебный предмет. Внутри этого предмета можно выделить, по меньшей мере, 3 цели:

Таблица 3. Иностранный язык

Частная цель предмета

Общая цель обучения

Научиться общаться на языке

2

Понимать культуру страны

3

Освоить профессию переводчика, филолога

4

 

А теперь возьмем предмет «родной язык и литература». В принципе, здесь картина похожая:

Таблица 4. Родной язык

Частная цель предмета

Общая цель обучения

Научиться выражать свои мысли и понимать мысли других

2

Понимать культуру своей страны

3

Освоить профессию филолога, журналиста, редактора

4

 

Если мы, например, рассмотрим предметы «история России» и «история Англии», то ясно, что их надо не давать отдельно, а присоединить к двум другим, приведенным выше, соответственно расширив последнюю строчку соответствующей таблицы.

Если мы захотим добавить предмет «история искусства», или «география», или «экономика», или «история науки», или «история техники» – то и здесь произойдет расширение указанных таблиц подобным образом. Словом, все предметы о человеке – а иных предметов в школе не нужно – разобьются на циклы по странам, или, точнее сказать – по цивилизациям.

Ядро курса – «картина мира». Это материал для всех. В нем акцентируется «выживание». «Выживание» сдают (на компьютере) все. «Картину мира» – кто захочет. Материал по «профессии» – выбирают для просмотра желающие. Но чтобы его выбрать, надо сдать (на компьютере) «картину мира». Из выбравших «профессию» сдают ее (на компьютере) те, кто захочет. По всем трем слоям программы творческие работы разрешены только тем, кто сдал соответствующий слой на компьютере.

3)           Интересанты образовательного процесса

В образовательном процессе участвуют разные «агенты» (группы, одиночки). У каждого агента – своя цель. Можно сказать, что «агент лоббирует данную цель»

Цель

Агент. ее лоббирующий

1

Отработка внутренних программ

Сам ребенок

2

Выживание

Этнос в целом

3

Картина мира

Техническая интеллигенция

4

Вхождение в общество

Семья

в том числе выбор профессии

Профессиональное сообщество

5

Я-концепция

Гуманитарная интеллигенция

Таблица 5. Интересанты

Государство, как правило лоббирует не свои интересы, а интересы определенных профессиональных групп. Например, военно-промышленного комплекса и/или партийно-политической элиты

4)           Цивилизация как система

Мы не всегда можем определить временные рамки определенной цивилизации (например, по мнению академика Фоменко, древние греки жили не две тысячи лет назад, а всего семьсот лет назад). Однако цивилизация древней Греции как единство эстетическое, техническое и социальное для нас дана однозначно. Для решения педагогических проблем этого достаточно.

Перечень цивилизаций – в контексте времени их изучения – дан ниже.

5)     Пространство Монтессори–Фельдмана

Все, что ученик (по Монтессори) делает самостоятельно в реальном предметном мире, остается в реальном мире (развивающее пространство Монтессори). Все, что ученик делает самостоятельно в символическом мире (карточки Монтессори), переходит в компьютер, в виртуальное развивающее пространство (развивающее пространство Фельдмана). В пространстве Фельдмана можно представить анимацию, видео, аудио – все это на карточках Монтессори представить нельзя.

6)           Время Штайнера–Алексеевой

Штайнер рекомендует разбить весь материал не на предметы, а на темы (он называет их «эпохи»). Каждой эпохой он рекомендует заниматься месяц-полтора. Мы будем считать, что длительность темы – месяц.

По системе Алексеевой, занятие ведут два педагога. Один может взять на себя тему, другой – детей. Один – «учитель», другой – «идеальный слушатель». Занятие проводится в несколько фаз. Длительность каждой фазы 15-30 минут. Между фазами допустимы перерывы (10-20 минут).

Все это происходит в специально организованном пространстве – в «театральной комнате».

Настройка. Психотехнические игры.

Тематический контекст. Что вы знаете? Связь с прошлыми занятиями.

«Вброс» проблемы. Что вы думаете?

Самостоятельная творческая работа.

Представление, обсуждение.

Выбор домашних заданий.

Если ведущий владеет иностранным языком, подходящим к теме, и дети овладели уже (самостоятельно) основами этого языка, то вся тема (весь месяц) идет на иностранном языке. При этом второй преподаватель помогает детям общаться с первым.

7)           Программа школы-2050

Дошкольники:

1. Игры и сказки (с родителями – по традиционным культурам).

2. Мир вокруг (животные, растения, климатические и природные зоны, путешествия).

По годам обучения в школе (после 6 лет):

Таблица 6. Чему учить.

1

Первобытные Культуры. Древние империи (Египет, Вавилон, Китай).

2

Раннее средневековье. Мифы Северо-запада. Иисус. Мифы Юго-востока. Будда.

3

Древние Греки.

4

Арабы. Мухаммед. Монголы. Чингисхан.

5

Позднее Средневековье и Возрождение. Латынь.

6

Декарт. Испания, Англия, Америка. Испанский язык.

7

Петр. Англия, Голландия, Германия. Немецкий язык.

8

Екатерина. Турция, Австрия, Балканы. Немецкий язык.

9

Пушкин. Франция, Италия, Наполеон, декабристы. Французский язык.

10

Дарвин. Англия, Индия. Английский язык.

11

Век ХХ. Россия, Америка. Английский язык.

12

Век ХХI. Китай, Япония. Китайский, японский, корейский языки.

8)           Занятия

Центральным событием дня является «проблемный час» по системе Алексеевой. Остальное время, за вычетом общих пауз для еды и прогулки, ученики работают по системе Фельдмана.

9)           Мозговой штурм

Подготовим одно учебное здание, соберем 36 педагогов (18 пар = 3 группы по 6 пар) и проведем с ними 12-летнюю программу за 12 месяцев. Режим дня – как в школе-2050: в середине дня – обсуждение в кругу, остальное время – самостоятельный поиск и накопление материала. Накопленного материала и накопленной квалификации педагогов должно хватить для всей школы на следующий год. Материал по дошкольным программам будет собираться попутно при попадании в соответствующую культурную (географическую) зону. В течение года должны быть подготовлены все остальные учебные здания, а еще через год – центральное здание. Всего в школе будет 17 классов по 12-15 детей, то есть около 250 детей и 36 педагогов.

 

Hosted by uCoz