Таксономия Блума и почему ей нельзя пользоваться

Таксономия Блума приведена ниже.

 

Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), психолог Университета в Чикаго, предложил ее в 1956 году как метод оценки успешности обучения

http://en.wikipedia.org/wiki/Bloom's_Taxonomy

 

Почему ей нельзя пользоваться? Потому, что она захватывает только уровни 4 (воспроизводит) и 6 (понимает, объясняет и пр.)

Это означает, что перед нами НЕ ПУТЬ УЧЕНИКА, А ПУТЬ УЧЕНОГО, вполне сложившегося, способного перепрыгивать через этапы познания

Таксономия педагогических целей в познавательной сфере

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1.      Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

n    воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2.    Понимание

Показателем  понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

n    объясняет факты, правила, принципы;

n    преобразует словесный материал в математические выражения;

n    предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3.    Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

n     применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

n     использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4.    Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

n     вычленяет части целого;

n     выявляет взаимосвязи между ними;

n     определяет принципы организации целого;

n     видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

n     проводит различие между фактами и следствиями;

n     оценивает значимость данных.

5.     Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

n    пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

n    предлагает план проведения эксперимента или других действий;

n    составляет схемы задачи.

6.     Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

n     оценивает логику построения письменного текста;

n     оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

n     оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

 

http://www.coun.uvic.ca/learn/program/hndouts/bloom.html

 

Bloom's Taxonomy *

Benjamin Bloom created this taxonomy for categorizing level of abstraction of questions that commonly occur in educational settings. The taxonomy provides a useful structure in which to categorize test questions, since professors will characteristically ask questions within particular levels, and if you can determine the levels of questions that will appear on your exams, you will be able to study using appropriate strategies.

Competence

Skills Demonstrated

Knowledge

  • observation and recall of information
  • knowledge of dates, events, places
  • knowledge of major ideas
  • mastery of subject matter
  • Question Cues:
    list, define, tell, describe, identify, show, label, collect, examine, tabulate, quote, name, who, when, where, etc.

Comprehension

  • understanding information
  • grasp meaning
  • translate knowledge into new context
  • interpret facts, compare, contrast
  • order, group, infer causes
  • predict consequences
  • Question Cues:
    summarize, describe, interpret, contrast, predict, associate, distinguish, estimate, differentiate, discuss, extend

Application

  • use information
  • use methods, concepts, theories in new situations
  • solve problems using required skills or knowledge
  • Questions Cues:
    apply, demonstrate, calculate, complete, illustrate, show, solve, examine, modify, relate, change, classify, experiment, discover

Analysis

  • seeing patterns
  • organization of parts
  • recognition of hidden meanings
  • identification of components
  • Question Cues:
    analyze, separate, order, explain, connect, classify, arrange, divide, compare, select, explain, infer

Synthesis

  • use old ideas to create new ones
  • generalize from given facts
  • relate knowledge from several areas
  • predict, draw conclusions
  • Question Cues:
    combine, integrate, modify, rearrange, substitute, plan, create, design, invent, what if?, compose, formulate, prepare, generalize, rewrite

Evaluation

  • compare and discriminate between ideas
  • assess value of theories, presentations
  • make choices based on reasoned argument
  • verify value of evidence
  • recognize subjectivity
  • Question Cues
    assess, decide, rank, grade, test, measure, recommend, convince, select, judge, explain, discriminate, support, conclude, compare, summarize

* From Benjamin S. Bloom Taxonomy of educational objectives.
Published by Allyn and Bacon, Boston, MA. Copyright (c) 1984 by Pearson Education.
Adapted by permission of the publisher.

 

Hosted by uCoz