Гальперин

По книге «Психология внимания», М,2005. Гальперин П.Я. (1958, Дополнение – 1970)

(стр. 538)… нужно подчеркнуть, что внимание – отдельный конкретный акт внимания – образуется лишь тогда, когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Процесс контроля, выполняемый как развернутая предметная деятельность, отнюдь не является вниманием. Наоборот, он сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Но когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда и только тогда оно становится вниманием – новым, конкретным процессом внимания. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.

(примечание внизу страницы) Мы должны с благодарностью вспомнить Ламетри, который первым, насколько мне известно, ясно указал на внимание как деятельность контроля; ему он придавал особое значение в душевной жизни. Но Ламетри не развивал систематически такое понимание внимания, и так как оно выражало функциональную, а не «эмпирическую» точку зрения на психические явления, оно было позабыто последующей эмпирической физиологической психологией.

(стр.45, примечание внизу страницы) Исследование Л.С. Кабыльницкой (закончено в 1970 г.) описано в сборнике «Управление познавательной деятельностью учащихся», МГУ, 1972.

В этом исследовании испытуемыми были школьники III классов, отличавшиеся большим количеством характерных ошибок по «невниманию». Эти школьники были обучены (по методу поэтапного формирования) контролю сначала в своих письменных работах, затем в разных заданиях другого рода (тест Бурдона, ошибки в узорах, смысловые несуразности в картинках и рассказах). Когда этот контроль стал обобщенным, сокращенным и автоматизированным идеальным действием, наши выдающиеся по невнимательности испытуемые стали внимательными (что, естественно, сопровождалось значительным повышением их школьной успеваемости). Таким образом, исходная гипотеза – о внимании как идеальном и сокращенном действии контроля – получила свое первое экспериментально подтверждение.

В примечании («Психология внимания», М,2005, стр.45) указано, что статья Кабыльницкой переведена на немецкий и итальянский языки. Это не случайно: в Германии сильна традиция Штайнера, в Италии – традиция Монтессори. Несмотря на международный характер этих сообществ, старый центр в этих сообществах не теряет своего особого положения.

Выводы. Если по Гальперину – самоконтроль залог успеха в учебе, если по Монтессори, ее система ставит самоконтроль у детей до 6 лет, если по Фельдману, после 9 лет человек больше видит других чем себя и поэтому САМО-контроль поставить уже невозможно, то это означает, что ВСЕ детские сады надо превратить в САДЫ МОНТЕССОРИ! И тогда первые три уровня будут поставлены у ВСЕХ детей, включая идиотов – а это не так мало!

Еда и алкоголь

Разные виды пищи поставляют различные виды энергии. Причем диапазон зависит не только от исходных продуктов, но и от способа их приготовления. Например, вареный картофель поставляет энергию более низкую, чем картофель жареный. У сикхов принято деление пищи на возвышающую (например, пряности), снижающую (например, лук, чеснок, жирное мясо) и нейтральную. Правильная сервировка стола состоит в наполнении его всеми тремя видами продуктов, с тем, чтобы гость мог скомбинировать их в той пропорции, которая нужна ему здесь и теперь. По нашему мнению, это соответствует следующей таблице.

Еда

Уровни

Снижающая

1-3

Нейтральная

4

Возвышающая

5-8

Соответствие еды и уровней еще ждет своего исследования. Алкоголь, по нашему мнению, воздействует на человека следующим, весьма интересным образом. Дело в том, что проблема перевода энергии с одного уровня на другой физиологически сложна. Можно сказать, что между уровнями существуют «клапаны», открыть которые можно далеко не всегда. Алкоголь открывает клапаны между уровнями, облегчая перевод энергии с одного уровня на другой. Причем, разные виды алкоголя открывают различные клапаны.

Тип алкоголя

Клапаны между уровнями

Водка, пиво

1-2-3

Вино красное

2-3-4

Вино белое

3-4-5

Действие наркотиков – аналогично. С одной стороны, стремление решать задачи высших уровней при нехватке энергии высших уровней объясняет, почему некоторые «трудоголики» злоупотребляли алкоголем, а затем и наркотиками. (Высоцкий). С другой стороны, обильное употребление алкоголем в стремлении «держать клапаны открытыми» ведет к «износу клапанов» - они остаются «всегда открытыми», что практически приводит к «сползанию на низшие уровни» и фактической «деградации личности».

Каган

Каган М. С. делит все возможные системы на четыре степени сложности.

Системы

Примеры

Уровень

Простые

Механические

2

Сложные

Биологические

4

Очень сложные

Социо-культурные

6

Сверхсложные

Художественные

8

Антиномии Канта

Антиномии Канта странным образом покрывают всю шкалу ТУАИ

Тезис

Антитезис

Уровни

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве

Мир вечен во времени и бесконечен в пространстве

2,3

Существует только простое и то, что составлено из простого

В мире нет ничего простого

1,4

Причинность надо дополнить свободой

Свободы нет, только причинность

5,6

Бог принадлежит миру как часть и причина этого мира

Бога нет ни в мире, ни вне мира.

7,8

 

Лосев

Лосев А.Ф. выделяет в философском познании Логос, Эйдос и Аритмос (последний термин мой, но суммирует сказанное Лосевым и по законам языка продолжает ряд из первых двух термином). Анализ показывает следующее соответствие:

Логос

Текст

Эйдос

Картинка

Аритмос

Схема

 

Рево

По книге «Психология внимания», М,2005(стр. 462): Г. Рево ДАллон приводит классификацию схем внимания. Описания его туманны, но некоторые из перечисленных свойств каждого класса позволяют сопоставить 8 классов Рево и 8 уровней ТУАИ. Перечислим эти классы и эти свойства.

  1. Сенсорные образы. Недифференцированные впечатления
  2. Перцептивные образы. Восприятие становится расчлененным.
  3. Упорядочивающие схемы. Будучи собирательными, приводят к ряду объектов.
  4. Аспективные и физиогномические схемы. Их применение позволяет увидеть в вещи определенный аспект или лицо. (Назначение на роль – Я.Ф.)
  5. Голосовые эмоциональные схемы. Их производят животные и люди в состоянии аффекта. (Импульсивная импровизация – Я.Ф.)
  6. Идеологические неименованные схемы. Это идеи без закрепленного за ними слова. (Понятие внутри системы понятий – Я.Ф.)
  7. Схематизированные неименованные схемы. Это идеи, реализуемые одновременно двумя схемами. (Вхождение понятие в две системы обнаруживает границы каждой из систем – Я.Ф.)
  8. Номинальные понятия. Они полностью редуцируются к своему словесному ярлычку. (Этим предполагается вхождение понятия в бесконечное множество равноправных систем – Я.Ф.)

Рибо

Типы восприятия (Кодировка)

По книге «Психология внимания», М,2005, стр. 332, статья Рибо Т.А. 1892 года. Цитируется исследование 1885 года.

Новейшие исследования, о которых упоминалось выше, доказали, что слово существует не в одинаковой форме у всех людей. Для одних оно состоит главным образом из моментов выговаривания. Штрикер в своей книге о речи и музыке, основываясь на личном опыте, описал законченный тип подобных субъектов; это тип двигательный по преимуществу. Для других слово состоит главным образом из слуховых образов; это внутренняя речь, очень хорошо описанная В. Эггером. Третьи, гораздо реже встречающиеся, думают словами читаемыми или написанными. Это зрительный тип. У большинства людей все эти элементы действуют в неодинаковых дозах. Но всегда и везде как слово, произнесенное вслух, так и знак чисто внутренний, опирается на какую либо форму первоначального восприятия, а следовательно, заключает в себе двигательные элементы. Нет сомнения, что двигательные элементы, заключенные в общих идеях любой категории, часто бывают очень слабы. Это согласуется и с выяснившимся на опыте фактом, что абстрактное мышление невозможно для многих и затруднительно почти для всех.

(далее – подстрочное примечание на стр. 333-334) Мы сказали, что изучение большого числа случаев, как нормальных, так и болезненных, привело к признанию нескольких типов: двигательного, слухового и зрительного, смотря по группе образов, преобладающих у каждого отдельного индивида (оставляя без внимания тип обыкновенный или безразличный). Тот, кто думает, выговаривая слова, но н7е слыша их, (Stricker) тот, кто думает, слыша слова, но не выговаривая их, (V. Egger), тот, наконец, кто думает, видя слова написанными, но не слыша и не выговаривая их, представляют собой типы коренные, несоизмеримые. Это сразу исключает всякую возможность спора. Каждый прав по отношению к себе самому и себе подобным; он не прав, если обобщает без ограничений. Желательно, чтобы работа, сделанная по отношению к образам и различным формам речи, была предпринята и для общих идей. Возможно, что и там нашлись бы коренные типы. Так, например, мне кажется, что у Беркли общие идеи носят зрительную форму. Тот, кто со вниманием прочтет некоторые отрывки из знаменитого трактата о природе человека (слишком длинные, для того, чтобы приводить их здесь), кто примется изучать их не как теорию общих идей, но как документ и психологическую исповедь, тот придет к заключению, что общая идея была для него видением. «Идея о человеке – говорит он – которую я в состоянии сфабриковать себе, должна быть идеей о человеке белом, черном или смуглом, прямом, сгорбленном, большом, маленьком или среднего роста. Никакое усилие мысли не дает мне возможности усвоить себе вышеописанную абстрактную идею (то есть идею о цвет не красном, не синем, не зеленом и т.д., но все-таки цвете)». С другой стороны, мне кажется, что у номиналистов общие идеи имеют форму чисто слуховую. Знаменитая теория, сделавшая из универсалов чистые «flatus vocis» (Росселин, Гоббс и т.д.), допускает по-моему, два толкования. Понимаемая буквально, она представляет бессмыслицу. Чистый «flatus vocis» - это слово, принадлежащее языку вполне неизвестному, которое вследствие этого не ассоциируется ни с какой идеей и остается лишь звуком или шумом. Мало вероятия, что чтобы разумные мыслители защищали этот тезис в той форме, какую им обыкновенно приписывают. Я предлагаю другое толкование. Номиналисты суть умы сухие, алгебраические, довольствующиеся одним только словом, не пробуждающим никакого образа. Для них не существуют иного представления, кроме звука. Мы очень удалились от Беркли. Штрикер, которые не может подумать ни одного слова, не выговорив его, тип чисто двигательный, донельзя далекий от слухового, говорит нам: «Я должен связать что-нибудь с каждым словом, чтобы оно не являлось для меня мертвым термином, как слово из языка мне незнакомого. Когда в различных случаях жизни мне приходят на ум слова вроде «бессмертие», «добродетель», я объясняю их себе не словами, а зрительными образами. При слове добродетель я думаю о каком-нибудь женском лице; при слове «храбрость» - о вооруженном мужчине и т.д.». Это представление абстрактных и общих идей может назваться антиподом номинализма. В медицине говорят, что нет болезней, но есть больные; точно также нет общих идей, но есть умы, различно думающие. Вместо приема философского, то есть стремления привести все к единству, пора вооружиться приемом психологическим, т.е. определить главнейшие типы. Тогда без сомнения многие споры прекратились бы сами собой. Во всяком случае, мне кажется, что за эту работу стоит взяться.


Психология памяти. М.2002. Из статьи Т.Рибо «Общие амнезии», с.55.

У лучших авторов психиатров (Гризингер, Бальярже, Фальре, Фовилль и др.) сказано, что амнезия, касающаяся сначала лишь недавних фактов, затем распространяется на идеи, далее – на чувствования и привязанности и, наконец, на поступки.

Мой комментарий: В нашей терминологии это Образы-смыслы-сценарии

Поступки

Сценарии

Отношения

Образы

Идеи

Смыслы

Теперь можно сказать, что в мозге информация хранится слоями, причем самый глубинный слой – сценарии, выше – образы, еще выше – смыслы, факты – на самом верху. Отсюда – следствия:

  1. Обучение должно начинаться с поступков, затем к поступкам должны добавляться образы, затем смыслы и лишь в последнюю очередь – посторонние факты, которые соотносятся со всем предыдущим.
  2. Обучение фактам есть пустая трата времени. Оно, во-первых, недолговечно и, во-вторых, остальных трех слоев не порождает.

Степин

Академик Степин В.С. определяет три вида рациональности в науке: классическую, неклассическую и постнеклассическую.

Научная рациональность

Отличие

Уровень

Классическая

Субъект исключен

6

Неклассическая

Деятельность субъекта включена

7

Постнеклассическая

Ценности субъекта включены

8

 

Трехмерный разогрев

Обычно Разогрев считается в ТУАИ двумерным: работоспособность зависит от времени. Однако работоспособность или мощность создается двумя факторами. Это похоже на энергию волны: есть амплитуда, есть частота, мощность равна произведению амплитуды на четвертую степень частоты. Однако и амплитуда и частота имеют самостоятельное значение при анализе ситуации. Нечто подобное происходит при разогреве. Со временем меняется способность работать на каждом уровне, или, иначе говоря, работоспособность каждого уровня. Общая работоспособность есть таким образом вектор частных работоспособностей. Это и есть трехмерный разогрев. Далее с этим вектором можно делать что угодно: суммировать с весами или без, вычленять нужные уровни и пр.

Тютчев

(из книги Б.Тарасова "Чаадаев, ЖЗЛ")

В связи с европейскими волнениями весной 1848 года Тютчев составил одобренную Николаем I записку «Россия и революция», напечатанную в Париже в следующем году. (Тютчев: )«Уже с давних пор в Европе только две действительные силы, две истинные державы: Революция и Россия. Они теперь сошлись лицом к лицу, а завтра, может, схватятся. Между тою и другою не может быть ни договоров, ни сделок. Что для одной жизнь - для другой смерть. От исхода борьбы когда либо виденной миром, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества.»

(Далее Б.Тарасов) «Революция для автора (= Тютчева – Я.Ф.) есть такое явление европейского духа, в основе которого лежит возведение в политическое и общественное право самовластие человеческого «я», не признающего иных авторитетов, кроме собственного волеизъявления. Сила России, считает автор записки ( = Тютчев – Ф.Я.), заключается в противоположных началах смирения и самоотречения, призванных предохранять историческое развитие от разрушительных последствий.»

Мой комментарий: Тютчев противопоставляет Россию Революции как Коллективизм Индивидуализму, то есть четные уровни нечетным. В таком противопоставлении стороны равно сильны, а четные попарно выше нечетных, Россия выше Европы. Но более тонкий анализ (возможный только внутри ТУАИ), показывает, что Европа продвигает уровень 5, а Россия уровень 2. В этом противопоставлении Европа выше России

(Далее Б.Тарасов, с.413.) «Следующая статья Тютчева - «Папство и римский вопрос с русской точки зрения». Тютчев считает, что корень революции как апофеоза человеческого «Я» следует искать в отделившейся от вселенской римской церкви, отождествившей собственные интересы с интересами самого христианства и переиначившей завет Спасителя «Царство мое не от мира сего» в устроение «царства мира сего».

Мой комментарий: Превращение идеологии в социальное движение в католическом (3-4) или протестантском (4-5) варианте разрушает схему Тютчева из первой статьи и вызывает у него протест теоретика. Его проблемы.

Хеберли

Чарльз Хеберли, современный американский философ, автор и куратор международной образовательной программы «Вы – народ!», работающий сегодня в России (конкретно – в Карелии) предлагает следующий алгоритм самосовершенствования и, одновременно, - алгоритм разрешения конфликтов

Cooperation – we a people, not the person

Взаимодействие первично. Будем прежде всего народом, а уже после личностями

Patience – try to make more perfect union

Терпение. Постараемся достичь совершенства.

Fairness – balance the common good vs. individual rights

Справедливость. Общее благо важнее прав одного

Respect – listen to your fellow rulers

Уважение. Прислушивайся к своим непосредственным руководителям

Strength – stand up when right, sit down when wrong

Сила. Встань, если прав. Сядь, когда неправ.

Self-improvement – seek knowledge and skills

Самосовершенствование. Ищи знания, овладевай умениями.

Balance – harmonize or compromise

Баланс. Гармония. Компромисс.

Удивительным образом перечисленные правила попадают в Уровни 2,3...8

 

Холчев

Кривая Разогрева индивидуальна

По книге «Психология внимания», М,2005, цитата из «Холчев И.Н., Об индивидуальных колебаниях внимания. – Вопросы философии и психологии.1900.кн.57.»

Опыты с измерением скорости умственных процессов (так называемые опыты с реакциями) показали следующее. Продолжительность реакции, представляющая обыкновенно значительные колебания даже в течение одного и того же сеанса, делается гораздо равномернее в том случае, если раздражению всякий раз предшествует известный условленный заранее сигнал.; Это происходит от того, что испытуемый, услышав сигнал, успевает сосредоточить все свое внимание на следующем за ним раздражении и благодаря этому никогда не бывает захвачен, так сказать, врасплох. И вот опыт показывает, что у каждого лица можно установить определенный наиболее выгодный и удобный для него промежуток времени между сигналом и раздражением. Другими словами, быстрота сосредоточения внимания у разных лиц бывает различна, и описанный механизм позволяет до некоторой степени исследовать ее индивидуальные колебания

Комментарий Лазурского А.Ф.: Важно ли это? Нет, не важно.

Чаадаев

Чаадаев в «Философических письмах» (ЖЗЛ, М.2003) сравнивает жизнь в России и жизнь в Европе. Чего не хватает в России? «Благоустроенной повседневности, образования, правосознания»

Чего не хватает в России?

Уровень

Благоустроенной повседневности

2

Образования

4

Правосознания

6

Штайнер

Немецкий философ. создатель системы Вальдорфские школы. Прямо указывает, что Человеческий материал меняет социальные формы под себя.

В развитии мышления Штайнер выделяет три основных этапа:

  1. Мышление как подражающее постижение осмысленных человеческих действий
  2. Мышление как образно-символическое понимание происходящих в мире процессов
  3. Мышление как лично и идеально мотивированный процесс

Мой комментарий: Перед нами триада Образы-смыслы-сценарии Признавая первичность сценариев (1), вторичность образов (2) и третичность смыслов (3)(- порядок как у Штайнера) в абстрактно логическом смысле (образы и смыслы нужны для построения ветвящихся сценариев, и смысл есть функция, вычисляемая на образе как на аргументе), не могу согласиться с тем, что это «три возрастных этапа». В мышлении отдельного человека, как и в общественном сознании (мифы, книги, …) эти три вида единиц перемешаны в разных пропорциях и относительно независимы. Возрастных сдвигов между этими типами единиц я не вижу, зато предрасположенность определенного человека к определенным типам (художник к образам, философ к смыслам, политик к сценариям) кажется мне очевидной.

В 1917 году Штайнер предлагает программу общественного переустройства. Основная идея – разделение власти по функциональному признаку. Штайнер предлагает разделить общественный организм на три сферы: духовно-культурную, правовую и экономическую. Эти три сферы должны управляться независимо и находиться в равновесии.

Мой комментарий:

Сфера

Уровни

Духовно-культурная

7-8

Правовая

6

Экономическая

1-5

Если бы модель Штайнера была бы принята, то это укрепило бы уровни 6,7,8, и было бы значительным шагом вперед для того времени.

Hosted by uCoz