Стратегии в культуре

Особая роль иерархий

История показывает, что из четырех базовых структур, перечисленных выше две (обратное дерево и изоляты) неустойчивы. Одна (циклы) существует устойчиво в доиндустриальном обществе, но разрушается при переходе к индустриальному. И только иерархии в индустриальном и отчасти постиндустриальном обществе определяют что и как происходит в обществе. Ниже я предполагаю, что общество состоит из одних только иерархий.

Человек и структуры

Человек может по относиться к общественным структурам тремя разными способами.

Во-первых, он может выбрать статическую стратегию: занял определенное место и живет в нем всю жизнь. Такую стратегию я называю статической. В зависимости от того, какую позицию в иерархии человек занял, он будет автором, транслятором или потребителем.

Во-вторых, он может перемещаться с одного места на другое. Такую стратегию я назваю динамической, а такого чселовека – странником.

В-третьих, он может вообще отказаться занимать место в обществе и выйти за его пределы. Такого человека я называю аутсайдером (вышедшим во вне)

Следующие картинки иллюстрируют сказанное

Рисунок 1. Статические стратегии

Рисунок 2. Динамическая стратегия

Здесь видно, что человек отказывается от статической стратегии «от избытка сил» - статическая стратегия ему скучна. Так студент, выучившись, идет преподавать, затем начинает писать учебники, а затем уходит в новую науку – опять студентом.

Рисунок 3. Аутсайдер - вне иерархии

Культуры бывают разные

Один и тот же объект может быть элементом массовой культуры, традиционной культуры, классической культуры, планетарной культуры.

«Танец маленьких лебедей» - из классической культуры или массовой?

«Во поле береза стояла» - из традиционной культуры или классической?

«Индейские маски» - из традиционной культуры или планетарной?

Примеры можно приводить долго

В чем здесь дело? Дело в том, какую стратегию выбирает человек по поводу данного объекта

 

Культура

Стратегия человека

1

Массовая

Потребитель

2

Традиционная

Транслятор

3

Классическая

Автор

4

Планетарная

Странник

Таблица 1. Культуры в культуре

Стратегии и слои бытия

Оказывается, что эти пять стратегий (автор, транслятор, потребитель, странник, аутсайдер) соответствуют пяти «слоям бытия» (смотри выше, в главе «Универсум. Материальное - духовное», в параграфе «Наше решение – слои бытия»)

Таблица 2а

 

Проблемы (Слои бытия)

Стратегии в культуре

1

Материальные

Потребитель

2

Социальные

Транслятор

3

Культурные

Автор

4

Духовные

Странник

5

Космические

Аутсайдер

Прочтение текста

Данте писал, что его тексты надо понимать в четырех смыслах: буквальный, смысловой, аллегорический, анагогический (сверхсмысловой). Это все те же слои бытия: материальный, социальный, культурный, духовный.

Человек Аристотеля

По Аристотелю («О душе.» Самый низший род души – душа растительная, которая, будучи ограничена способностями питания и воспроизведения, присуща растениям. У животных сюда присоединяется душа чувствующая, которая вместе с тем способна иметь желания, а отчасти и двигаться. Наконец, у человека ко всему этому присоединяется разум (дух) человеческий. Кроме того есть еще тело и Рзум Бжественный. Смотри таблицу:

Таблица 3. Человек Аристотеля

 

Слои бытия

По Аристотелю

0,5

Космическое

Тело

1

Материальное

Душа растительная

2

Социальное

Душа животная

3

Культурное

Разум Человеческий

4

Духовное

Разум Божественный

Духовность и религия

Почему в обыденном сознании слово «духовное» так тесно связано со слово «религия»? По-видимому, это восходит к средневековой реальности, когда обыватель шесть дней в неделю работал (в поле, в мастерской, на заводе), а день седьмой проводил в церкви. В этот день седьмой под руководством церкви он думал о душе, о духе. Остальные шесть дней недели он посвящал «плоти», материи. В то время искусство, наука, философия существовали внутри религии и были ее частью.

Первоэлементы

Таблица 4. Первоэлементы и состояния вещества

Слои бытия

Первоэлементы древних

Агрегатные состояния вещества

Материальное

Земля

Твердое

Социальное

Вода

Жидкое

Культурное

Воздух

Газообразное

Духовное

Огонь

Плазма

Космическое

Пустота

(По Аристотелю -Эфир)

Вакуум

Оплата труда

Общество оплачивает ваш труд сообразно предположению о вашей стратегии.

Таблица 5. Оплата труда

Стратегии

Оплата труда

Потребитель

Сдельная

Транслятор

Повременная

Автор

От прибыли

Странник

Посмертная

Аутсайдер

Минимальная

Маргарет Мид

Маргарет Мид изучала первобытные культуры и предложила делить все известные культуры на следующие категории

Таблица 6. Культуры – по М.Мид

 

Культуры (по М.Мид)

Кто у кого учится

Стратегии (по Фельдману)

1

 

 

Потребители

2

Постфигуративные

Младшие у старших

Трансляторы

3

Кофигуративные

Все у сверстников

Авторы

4

Префигуративные

Все у всех (в том числе старишие у младших)

Странники

Первую строчку я добавил сам, имея в виду, что потребители забывают приказ или правило сразу после применения, т.е. не помнят, а значит - не учатся.

Инновации

Таблица 7. Отношение к инновациям

Из предыдущей таблицы понятно как по разному относятся люди к инновациям

 

Стратегии

Отношение к инновациям

Поведение

Стадия общества

1

Потребители

Отрицательное

Блокируют

Доиндустриальное

2

Трансляторы

Осторожное

Принимают от авторов – под давлением

3

Авторы

Спокойное

Принимают от других авторов и (очень редко) от странников

Индустриальное

4

Странники

Активное

Принимают быстро и передают другим

Постиндустриальное

Ясно, что восприимчивость общества к инновациям определяется тем, какие стратегии в нем задают тон – на разных стадиях общества это происходит по-разному

Ценности общие и педагогические

Следующая таблица показывает, что за определенными ценностями стоят определенные стратегии

Таблица 8. Ценности и стратегии

 

Стратегии в культуре

Ценности общие

Ценности педагогические

1

Потребитель

Польза

Здоровье

2

Транслятор

Добро

Общение

3

Автор

Истина

Творчество

4

Странник

Красота, гармония

Культура

5

Аутсайдер

Существование

 

Цели образования

Таблица 9. Цели образования

 

Стратегии в культуре

Цели образования

1

Потребитель

Выживание (ОБЖ)

2

Транслятор

Вхождение во взрослую жизнь (освоение ролей)

3

Автор

Картина мира

4

Странник

Я-концепция

5

Аутсайдер

Развертывание внутренних программ

Эти цели обсуждаются в последних разделах книги

Свободы и запреты

Таблица 10. Свободы и запреты

 

Стратегии

Запреты

Права и свободы

5

Аутсайдер

Не навреди

Существование, стабильность, естественный ход вещей

1

Потребитель

Не убий

Неприкосновенность тела (а не личности), неограничение свободы передвижения или проживания, деятельности или бездействия

2

Транслятор

Не укради

Неприкосновенность собственности, статуса, свобода слова, собраний, союзов, митингов, шествий и демонстраций

3

Автор

Не лжесвидетельствуй

Авторское право, интеллектуальная собственность, право на информацию (получать, распространять, скрывать), право на убеждения (свобода совести), право на личную жизнь без вмешательства и личную тайну

4

Странник

Не определяй собеседника

Право выбирать идентичность и стиль жизни, право скрывать свое прошлое и свое будущее или отказаться от них

Заповедь «не определяй собеседника» - мое изобретение

Обратите внимание, что соответствие этих заповедей библейским десяти – очень приблизительное. Я вообще считаю, что библейская мораль во многих своих деталях штука сомнительная, и попытка аксиоматизировать мораль, опираясь на библию, есть абсурд. С другой стороны, попытка модернизации морали без ее аксиоматизации есть еще больший абсурд

Теория морали

Кант ([1]) показывает, что право лежит не в самом человеке, а вне человека, причем не в эмпирически случайных, а в абсолютных обстоятельствах его бытия. Но его попытка эти абсолютные обстоятельства описать неубедительна. Еще раньше ([2]) Кант ставит задачу: построить систему аксиом морали.

Понятно, что часто цитируемый «моральный императив Канта» ([3]) обращен не к рядовому человеку (исполнителю морали), а к теоретикам, которые такую систему аксиом собираются строить.

Сопоставление моральных заповедей со стратегиями позволяет решить задачу аксиоматизации, при этом «моральный императив» естественным образом уточняется. Что такое заповедь? Это гарантия того, что человек, пожелавший применить определенную стратегию, не встретит препятствий со стороны других людей. Например, судья или ученый смогут найти истину (поскольку им не будут лгать свидетели и другие ученые). Проповедник сможет проповедовать (так как никто не украдет его книг). Больной сможет восстановить свое тело (так как врач не будет ему вредить). Свободы есть только позитивная развернутая формулировка того, что потребуется человеку при осуществлении определенных стратегий. И все это абсолютно и объективно, как и просил Кант.

Мораль – сознание и чувство (1996)

Все мы совершаем поступки и оцениваем их с точки зрения морали. Существуют даже наборы моральных принципов (вроде Десяти заповедей или Морального кодекса строителей коммунизма - ряд можно продолжить), помогающие нам опереться в моральных оценках на готовые формулы. Моральные принципы не совпадают с законами государства. Мораль не тождественна праву

Кроме моральных принципов есть еще моральное чувство. Иногда мы чувствуем, что поступок плох, но не можем объяснить почему, не можем подобрать принцип, согласно которому этот поступок плох. В таких случаях становится заметным тот факт, что моральное чувство опережает моральное сознание и это - работа для философа: так доработать сознание, такие предложить моральные принципы, чтобы довести, дорасширить сознание до чувств. То, что мораль возникла раньше, чем государство и право, не означает, что государство и право могут заменить мораль или хотя бы частично компенсировать ее отставание от жизни

i)       Несколько примеров.  Притворщик  появляется

В Израиле, в городе Беер-Шева, в одной из школ произошел любопытный случай. Во время уроков трое мальчиков затащили девочку в свой туалет, раздели ее и стали осматривать, несмотря на ее протесты и слезы. Все участники были учениками первого класса.  Когда об этом случае стало известно взрослым, поднялась волна, появился ряд статей в прессе, выступлений на радио и по телевидению. Абсолютно все были возмущены

Увы, никто из взрослых не смог припомнить ни одного морального принципа, нарушением которого явился сей вопиющий случай. И нельзя сказать, что эти люди не знали Десяти заповедей. Знали и преподавали детям. Но дело в том, что ни Десять заповедей, ни 625 предписаний ортодоксального иудаизма, увы, никакая известная до сих пор система морали не содержит ни одного запрета на этот случай! (Не прелюбодействуй? Не пожелай жены ближнего? Не обнажай наготы отца своего? еще?)

Второй пример. Один школьник, проходя мимо, ударил ногой портфель второго школьника. На что второй школьник ударил первого кулаком в лоб. Попробуйте вспомнить моральные правила, описывающие сей случай и определяющие в нем вину и ответственность каждого.  (Не убий? Не укради? еще?)

Третий пример. Авторское право, нарушением которого является, например, видео-пиратство, в некоторых странах действует как закон. А в некоторых как закон записано, но фактически не действует и аморальным не считается. Хорошо это или плохо? И не в деньгах дело. Многие произведения выставлены в Интернет бесплатно, но авторство от этого не исчезло

Пример четвертый. Джаральд-Притворщик, герой американского сериала, приходит каждый раз под новым именем, исполняет обязанности в новой профессии, (кстати, исполняет их не только качественно, но и лучше других), решает свои проблемы и проблемы людей, случайно оказавшихся рядом с ним - и исчезает. И так из серии в серию. Вопрос - положительный ли это герой? Он межу прочим взламывает банковские счета и присваивает с них деньги или просто следит за переводом денег со счета на счет. Но при этом спасает людей от смерти и наказывает убийц. Так хороший ли он герой?

ii)     Четыре запрета - квадриум

Предлагаю четыре моральных принципа (квадриум). Для тех, кто знаком с математической логикой, скажу, что эта система аксиом полна, неизбыточна и непротиворечива. (Как это доказать?  На феноменологическом уровне это доказать нельзя. А теоретическим обоснованием как раз является суперсхема «слои бытия» - Я.Ф., 2006)

Четыре примера выбраны так, чтобы проиллюстрировать силу этих четырех принципов. 

Во-первых, неприкосновенность личности.  ([4])

Во-вторых, неприкосновенность собственности

В-третьих, авторское право

В-четвертых, неопределение собеседника

Проверьте - первый принцип решает первый случай

Вопрос: а если санитары вяжут сумасшедшего в смирительную рубашку - это как? 

Ответ: они как раз хотят предотвратить нарушение принципа самим сумасшедшим. Во всяком случае, их "прикосновение" к нему должно быть меньше его прикосновения к ним или к другим людям в случае их бездействия. 

Вопрос: а если мужчина целует женщину - это нарушение? 

Ответ: принцип есть право слабейшей стороны на защиту. Но данная сторона не обязана этим правом пользоваться

Первый и Второй принцип вместе решают второй случай. Первый школьник нарушил неприкосновенность собственности, а второй неприкосновенность личности. Поэтому нарушение второго более серьезное. 
Чем первее принцип, тем серьезнее его нарушение.  
Но с другой стороны, тот, кто нарушил первым - провокатор. Он спровоцировал второе нарушение. Он послужил одной из его причин. И поэтому вина за второе нарушение частично лежит на нем

Третий принцип решает третий случай. То, что это принцип не везде признан, говорит о том, что  чем первее принцип, тем раньше он признается в истории. И тем больше людей, групп, государств, дозревших до этого принципа

Четвертый принцип оправдывает Притворщика. Быть не узнанным - это право. Быть неопределенным - это право.  Нельзя сказать человеку: "Ты, еврей! Ты, негр! Ты, китаец!" Это только сам человек может сказать "Я - еврей! Я - негр! Я - китаец!" 
Правда, Притворщик нарушает неприкосновенность собственности, но только для того, чтобы гарантировать другим людям неприкосновенность личности. 

Вопрос: а как же государство требует от гражданина носить документы и ни в коем случае их не подделывать?  Ответ: оно нарушает неопределение собеседника для того, чтобы помешать ему убить и украсть, то есть нарушить первый и второй принцип. 
(Первые два принципа в библии есть, уже в Книге Бытия, в рассказе об "Адаме, который украл" и в рассказе о "Каине, который убил", а третий имеет форму «нелжсвидетельствуй»,  четвертого - нет, и это не случайно. Это - определенная ступень морали. Мораль определенного общества.

Между прочим, Интернет ставит признание Четвертого принципа в повестку дня!

iii)   Тонкости  и  детали

Два более сложных примера. 
Пятый случай. Завод выбросил в воздух ядовитое вещество. Нарушил ли он какой-нибудь принцип? 

Шестой случай. Шантажист угрожает женщине, что покажет ее мужу компрометирующие ее письма.  Нарушает ли он какой-нибудь принцип?

Во-первых, угроза нарушить принцип - такое же зло, как и само реальное нарушение. Даже большее зло, ибо, как говорят шахматисты, угроза сильнее исполнения.  ([5])

Во-вторых, "личность" в первом принципе - это не точно. Лучше говорить о "теле". Но и само тело есть лишь метафора "телесного здоровья", а завод из пятого случая этому здоровью угрожает.  Точно так же "собственность" из второго принципа - лишь основа социального статуса, метафора социального статуса. (Карл Маркс посвятил сотни страниц текста, чтобы доказать, что собственность - феномен не вещественный, (материальный, физический), а социальный). А шантажист из шестого случая этому социальному статусу угрожает. И поэтому (смотри "во-первых") он - нарушитель

Мораль и право (2006)

Что такое право? Во-первых, право есть государственная гарантия абстрактных свобод. Например, авторское право или право собственности. Эта часть реального права примерно соответствует «уголовному праву». Во-вторых, право есть описание обязательств граждан друг перед другом. Государство следит за соблюдением этих обязательств. Эта часть реального права примерно соответствует «гражданскому праву». Все остальные частные виды реального права (например, Налоговый Кодекс, Административный Кодекс, Таможенный Кодекс и прочее) охраняют права государства как отдельно существующего субъекта и с точки зрения идеального права есть абсурд.

Я специально отделяю «реальное право» (какое оно есть в своей исторически сложившейся форме) от «идеального права» (каким оно должно быть по логике вещей). Далее я буду использовать термины «право на компенсацию» для идеальной версии «гражданского права» и «право на свободу» для идеальной версии «уголовного права»

Права на компенсацию должно учитывать

  1. Объем ущерба
  2. Реальную возможность его возмещения

Право на свободу должно учитывать

  1. Уровень нарушаемой свободы (слой бытия)
  2. Умысел, а не поступок
  3. Экспертные гарантии смены умысла

Слой бытия говорит о серьезности нарушения. И здесь важно:

  1. Нарушение чужих свобод должно караться нарушением свобод нарушителя в том же слое. Например, за нарушением прав собственности (социальный слой бытия) может следовать конфискация, но никак не тюремное заключение, которое есть нарушение права на распоряжение собственным телом (материальный слой бытия). Наказание не должно прождать большее зло, чем вызвавшее его преступление.
  2. Умысел нарушения наказывается снятием гарантий того же слоя. Например, если человек считает, что красть можно, то и его собственность не будет охраняться государством и может быть им (государством) произвольно использована
  3. Перевоспитание человека могут гарантировать эксперты-психологи. Но если окажется, что гарантии ложные, такие психологи теряют свою лицензию навсегда.

Стратегии и уровни

Мы объяснили почему слоев бытия пять. Теперь мы можем объяснить почему уровней восемь. Для этого заметим, что иерархии в обществе бывают двух видов, назовем их условно А и Б

В иерархиях первого вида распространяются решения единичные = приказы. Например, «завтра все выходим сажать морковку». В иерархиях второго вида распространяются формулы, нормы, правила. Каждое такое правило содержит пакет решений однотипных задач. Например, «когда сойдет снег, отсчитай пять дней и иди сажать морковку».

Под тип А подпадают армии, экономические корпорации, тоталитарные государства, централизованные политические организации (КПСС). Под тип Б подпадают религии, науки, идеологии, этнические традиции (включая язык).

Рисунок 4 Два типа иерархий

 

Каждая позиция в иерархии предполагает определенное поле внимания у того кто эту позицию занимает. Смотри следующую таблицу.

Таблица 11. Стратегии и уровни

Уровень

Стратегии в иерархии А

Стратегии в иерархии Б

Поле внимания

1

Потребитель

 

Один объект

2

 

Потребитель

Много объектов

3

Транслятор

 

Один процесс

4

 

Транслятор

Много процессов

5

Автор

 

Одна карта

6

 

Автор

Много карт

7

Странник

 

Одна система

8

 

Странник

Много систем

Пиктограммы, размещенные в узлах иерархий? иллюстрируют поле внимания, предполагаемое в этом узле. Случай странника смотри на следующем рисунке

Рисунок 5. Странники и иерархии

Выше и ниже

Каждому полю внимания соответствует определенная психическая выносливость. Можно представить себе человека, не способного держать в поле внимания даже один объект. О таком говорят, что он находится на уровне ноль (0). Также точно можно представить себе человека способного странствовать не только по маршрутам, указанным на последнем рисунке, но вообще как ему угодно. Для этого требуется очень высокая психическая выносливость. Мы будем говорить, что его уровень девять (9).

И тот и другой человек независимы от общества. Они – аутсайдеры, только один ниже минимума, а другой выше максимума. Этим уровням соответствует космический слой бытия – в двух вариантах.

Заключение

Мы хорошо проработали суперсхему «слои бытия» и связали ее с суперсхемой «уровни». Эту вторую схему нам еще предстоит как следует проработать.

Из четырех «исторических» вопросов (смотри выше главу «Куда и почему течет история») мы можем ответить на первый:

движение истории состоит в постепенной легализации более высоких уровней (и соответствующих им стратегий). Полная легализация происходит тогда, когда уровень (класс) становится в обществе ведущим. Тогда возникает новая конфигурация власти и наступает новая эпоха.

Ответы на оставшиеся три исторических вопроса – впереди.

Сводная таблица слоев бытия

Таблица 12. Слои бытия

 

Слои бытия

Культура

Ценности общие

Ценности педагогические

Человек по Аристотелю

Первоэлементы древних

Агрегатные состояния вещества

Отношение к инновациям

Запреты

Права и свободы

Оплата труда

Стратегии в культуре

Цели образования

1

Материальный

Массовая

Польза

Здоровье

Тело

Земля

Твердое

Отрицательное

Не убий

Неприкосновенность тела (а не личности), неограничение свободы передвижения или проживания, деятельности или бездействия

Сдельная

Потребитель

Выживание (ОБЖ)

2

Социальный

Традиционная

Добро

Общение

Душа растительная

Вода

Жидкое

Осторожное

Не укради

Неприкосновенность собственности, статуса, свобода слова, собраний, союзов, митингов, шествий и демонстраций

Повременная

Транслятор

Вхождение во взрослую жизнь (освоение ролей)

3

Культурный

Классическая

Истина

Творчество

Душа животная

Воздух

Газообразное

Спокойное

Не лжесвидетельствуй

Авторское право, интеллектуальная собственность, право на информацию (получать, распространять, скрывать), право на убеждения (свобода совести), право на личную жизнь без вмешательства и личную тайну

От прибыли

Автор

Картина мира

4

Духовный

Планетарная

Красота, гармония

Культура

Разум Человеческий

Огонь

Плазма

Активное

Не определяй собеседника

Право выбирать идентичность и стиль жизни, право скрывать свое прошлое и свое будущее или отказаться от них

Посмертная

Странник

Я-концепция

5

Космический

 

Существование

 

Разум Божественный

Эфир

Вакуум

Никакое

Не навреди

Существование, стабильность, естественный ход вещей

Минимальная

Аутсайдер

Развертывание внутренних программ

 

 



[1] «Основы метафизики нравственности»

[2] «Критика чистого разума»

[3] «Поступай по отношению к другим так, чтобы, если так будет поступать каждый, общество не разрушилось бы

[4] Термин «личность» мы понимаем теперь (2006) более глубоко и поэтому формулировку «неприкосновенность личность» не употребляем. Здесь речь идет о праве распоряжения собственным телом -

[5] Сейчас (2006) для нас важны не угроза даже, а самый умысел

Hosted by uCoz