Суперсхема «Уровни»

Мои великие предшественники ([1])

То, что одна нация проходит те же ступени, что и все человечество, заметил Г.Д.Гачев ([2])

То, что разные нации проходят одни и те же ступени, заметил еще Дж.Вико ([3]).

То, что развитие человечества эквивалентно развитию одного человека заметил еще Св.Августин ([4]). Гегель ([5]) вообще утверждает, что абсолютная идея проходит один и тот же круг многократно: в том числе (этого не было у перечисленных выше авторов), в единичном и коллективном познании. Одновременный выход на одинаковый «стиль» = стадию развития (Романтизм, Барокко, Просвещение и пр.) – в науке, искусстве, философии, жизни - отметил Д.С.Наливайко ([6])

Маркс и Фрейд называют примитивные культуры «детством человечества», отождествляя развитие человечества с развитием одного человека.

Обратное отождествление «развитие человека» = «развитие человечества» получило название «биогенетический закон в психологии». В конце 19 века биологами Ф. Мюллером и Э. Геккелем был сформулирован «биогенетический закон»: всякий организм в своем индивидуальном развитии повторяет основные этапы становления своего вида. Например, эмбрион человека на ранних стадиях развития похож на рыбу, точно также как на рыбу похож головастик, из которого вырастет лягушка. В начале 20 века психологи (Д. Болдуин, К. Бюлер, С. Холл, В. Штерн и др.) расширили биогенетический закон на возрастную психологию. Склонность детей к определенным видам деятельности (например, игру в охотников) стали объяснять как повторение ими этапов развития человечества (повторение первобытной охоты).

Можно отбросить все эти подходы как «красивые слова». А можно уточнить их до схем – и тогда мы придем к суперсхеме «уровни»

Суперхронотоп

М.М.Бахтин ввел в литературоведение понятие «хронотоп». Мы уточним это понятие, и будем далее использовать его в нашей редакции.

Представьте себе, что некий оператор с видеокамерой снимает некоторый материальный процесс. При этом он может менять определенным образом

1.      Свое положение в пространстве, двигаться

2.      Направленность камеры, поворачиваться

3.      Фокус, объем (широко - узко)

4.      Частоту кадров. Например, если снимать редкими кадрами, а показывать потом нормально, то цветок будет раскрываться перед вами на экране за пять секунд, а не за дни или часы, как в жизни

Конкретная совокупность этих параметров съемки задает особый «хронотоп».

Для того, чтобы развитие всего человечества сопоставить с развитием одной нации надо снять их в разных хронотопах (время, охват и пр.), а потом сопоставить. Если мы обнаружим эквивалентность, то такой набор эквивалентных хронотопов (набор может расширяться) мы назовем суперхронотопом – вариант суперсхемы, только в пространстве и времени.

Эквивалентные хронотопы

Следующая таблица показывает эквивалентные хронотопы составляющий суперхронотоп

Таблица 1. Эквивалентные хронотопы

1

Все человечество

2

Отдельный регион (например, Европа)

3

Отдельный этнос (например, французы)

4

Отдельная профессиональная группа (например, наука, искусство,…)

5

Отдельная под-профессия (музыка внутри искусства, физика внутри науки)

6

Человек взрослеющий

7

Человек в проблемном поле

Первые пять строк – хронотопы сообществ. Шестой хронотоп можно отнести к «среднему ребенку», а можно к ребенку конкретному. В первом случае это «эталон сообщества», хотя сообщество это формальное, а не содержательное, как первые пять. Содержательные сообщества лучше называть «нормативными», так как у них есть своя норма. Прогресс такого сообщества есть прогресс его нормы (по шкале уровней). Человека включают в такое сообщество по его способности вписаться в норму. Для ребенка это не совсем так. Его возрастная норма отличается от реальной, и какой из них пользоваться в каждом случае решается по-своему.

Аспекты

Четыре аспекта, рассматриваемые ниже, соотносятся следующим образом

Таблица 2. Аспекты; люди и вещи

Один человек

Много людей

 

Мышление

Познание

Мир вещей

Поведение

Сознание

Мир людей

Мышление: вопросы

Таблица 3. Мышление

Уровень

Ключевые понятия

Вопрос

1

Вещь, имя

Что?

2

Пространство, граница

Где?

3

Время, целедостижение

Когда?

4

Роль, способ

Как?

5

Свобода, поступок

Кто?

6

Сомнение, доказательство, причинность

Почему?

7

Противоречие, парадокс

А если?

8

Гармония

А зачем?

i)       Киплинг

В переводе С.Маршака стихотворение Киплинга «Есть у меня шестерка слуг»: «зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где», первые шесть вопросов

Уровень

Вопрос

1

Что?

2

Где?

3

Когда?

4

Как?

5

Кто?

6

Почему?

Таблица 4. Вопросы Киплинга

 

ii)     Тоффлер

Элвин Тоффлер в книге «Шок Будущего» (Москва,2002, АСТ, стр. 46) пишет, что любая ситуация вполне определяется списком из шести параметров

Уровень

Параметры ситуации

Вопрос

1

Вещи

Что?

2

Место

Где?

3

Время

Когда?

4

Организационный контекст

Как?

5

Люди

Кто?

6

Информационный контекст

Почему?

Таблица 5. Параметры ситуации по Тоффлеру

 

Познание: категории

В следующей таблице обратите внимание на «пространство, время, причинность – априорные формы познания» (И.Кант)

Таблица 6. Мышление

Уровень

Операция

Категория

1

Узнавание – наименование

Вещь, материя

2

Различение – разграничение

Пространство

3

Упорядочение, предельный переход

Время

4

Ряды

Ролевая система

5

Таблица – полный классификатор

Случайность

6

Моделирование, прогнозирование, проверка теории

Причинность

7

Противоречие, парадокс

Оригинальная идея

8

Интуиция ([7])

Отдаленные последствия

Поведение: эпоха

Таблица 7. Социальное поведение

Уровень

Поведение

Эпоха

1

Толпа у костра

Дикость

2

Свои - чужие

Варварство

3

Тотальная конкуренция

Античность

4

Ролевая стабилизация

Феодализм

5

Риск, частная инициатива

Возрождение

6

Наука, право

Правовое государство

7

Инновация

Информационное общество

8

Учет отдаленных последствий

Глобальная цивилизация

Сознание, эпоха, эталонный социальный слой

Таблица 8. Сознание

Уровень

Поведение

Эпоха

Социальный слой

1

Магическое

Дикость

Человек толпы, раб

2

Моральное

Варварство

Крестьянин-общинник

3

Эстетическое

Античность

Офицер, дворянин

4

Ролевое

Феодализм

Священник, пропагандист

5

Азартное

Возрождение

Капиталист, путешественник

6

Теоретическое

Правовое государство

Ученый, юрист

7

Парадоксальное

Информационное общество

Инноватор, изобретатель

8

Универсальное

Глобальная цивилизация

Святой, ясновидящий

Профиль человека

Человек в проблемном поле

Входя в новую область, человек проходит все уровни снизу вверх – останавливаясь там, где ему предписывает профессиональная норма или – если он с ней не согласен – его личная совесть. Если он не дотягивает до профессиональной нормы, то получается «непрофессионал», иногда с дипломом профессионала.

iii)   Учитель входит в класс

В скобках показаны уровни деятельности в конкретный момент.

Вы входите в новый класс – все вам незнакомо (0). Вы узнаете одного ученика, вспоминаете его имя (1). Вы узнаете еще учеников (2). Вы обращаетесь к журналу и читаете (запоминаете) их имена по алфавиту (3) Кода вы ведете урок, вы слышите только себя и соблюдаете последовательность собственных действий (3). Вы научаетесь сравнивать учеников по алфавиту, по росту, по успеваемости в отдельных (разных) предметах (4). Когда вы ведете урок, вы успеваете следить за своими действиями и действиями учеников (4)([8]). Вы начинаете импровизировать, принимать решения неожиданные для себя самого (5). Вы позволяете (провоцируете) дискуссию, сами подбираете аргументы по ходу дела, признаете другие мнения (6). Вы выдумываете новое, чего никогда не было и радуетесь, когда придумывают другие (7). Вы понимаете тонкости душевного состояния ваших партнеров, индивидуальные особенности их психологии, и учитываете это в своих словах и поступках (8)

iv)   Учимся водить машину

Сели, ничего не понимаем (0). Схватились за руль (1). Обнаружили другие части (педали, ключ зажигания, …) (2). Выучили последовательность действий во время старта (3). Выполнили последовательность, поехали по прямой (3). Научились ехать по линии, не обязательно прямой, но без учета фактов и факторов вне линии. (3). Научились видеть параллельные ряды движения, перестраиваться в другой ряд (4). Научились видеть возможные повороты, принимать решения о повороте (5)([9]). Научились представлять себе карту планировать маршрут и сверяться с планом (6). Может быть, вместо машины лучше поехать на метро или на такси? (7). А нужно ли туда вообще ехать? (8)

Любимые уровни

Некоторое время назад я считал, что у каждого человека три любимых уровня. Сейчас я отказался от этого утверждения. Зато теперь я считаю, что разделение уровней на целевые и служебные есть важная константа личности. Изменение такой константы бывает редко и для человека подобно «замене души». Самые серьезные художественные произведения обсуждают именно эту «замену». Смотри об этом подробно ниже в главе «Человек и персонаж». Кроме того, на микроуровне нельзя игнорировать и другие параметры личности, помимо уровней – смотри об этом ниже в главе «Модель человека».

Тем более я отказался от сопоставления профиля-тройки с оптимальной для данного человека профессией. Во-первых, обязательно знать другие параметры. Во-вторых, сама профессия (например, инженер) по-разному исполняется на разных должностях и для каждой должностной инструкции надо вести отдельный анализ.

Генотип и уровни

У каждого человека – свой генотип, что означает свою особую структуру клеточно-гормональной системы и свои особые пропорции мозга. Это означает, что как бы вы ни тренировали себя, одна деятельность А всегда будет получаться у вас лучше чем другая деятельность Б. Что же можно сделать?

Можно добиться, чтобы любая деятельность получалась у вас не хуже некоторого минимального приемлемого уровня.

Можно добиться, чтобы вы могли свободно переходить от деятельности А к деятельности Б, когда вы сами этого хотите или считаете нужным, а не как того «хочет деятельность». То есть «стать хозяином своих действий». Задача нетривиальная – вспомните «игроков», курильщиков и пр.

Можно обнаружить, что некоторые уровни у вас заблокированы воспитанием, а некоторым воспитание придало абсолютную ценность. И то и другое толкает вас к решениям неоптимальным и поэтому требует сознательной корректировки.

Тот, кто не знаком с теорией уровней, не сумеет даже поставить для  себя эти задачи. Тот, кто сумеет их поставить и начнет их решать, улучшит себя и улучшит мир.

Надо запомнить:

Во всякой предметной области представлены и имеют право на существование все уровни. Однако в каждой области есть уровни, которые (на сегодня) входят в понятие «профессионал данной области». Например, в математике профессионал должен показывать уровень 6 (нет математического факта без доказательства).

Всякий уровень имеет цивилизованные формы проявления в обществе и ту предметную область, в которой его проявление особенно выгодно и человеку, и обществу. Например, в командных видах спорта нужен уровень 4, а в одиночных уровень 3.



[1] Так называется одна из книг Гарри Каспарова

[2] В своей кандидатской диссертации Гачев доказывает, что сто лет развития болгарской литературы и триста лет развития русской литературы эквивалентны тесячелетнему развитию литературы всего человечества

[3] Giambattista Vico (23.06.1668-20.01.1744) Из книги Хоруженко К.М. (Культурология: Энциклопедический словарь) Итальянский философ, основатель философии, истории и психологии народов, ввел в историю компаративный метод и считал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох. - Век богов - характеризуется отсутствием государства, символическим фиксированием представлением людей о себе, своем обществе и мире в теогонических мифах, в которых доминировали религиозные структуры в управление социокультурными процессами. - Век героев - отмечена господством аристократического государства и символизацией социокультурных представлений в формах героического эпоса. - Век людей - демократическая республика или монархия и историческая форма осмысления социокультурных процессов.  После завершения третьей стадии наступает постепенный распад данного общества. Эта теория эпох (стадий) изложена в работе "Основания новой науки об общей природе нации", русский перевод которой был издан в Ленинграде в 1940 году

[4] Св. Августин, «О Граде Божием», книга 18: Периодов в истории человеческого рода шесть, подобно тому как существует шесть возрастов жизни у каждого человека: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст и старость. Шестая, последняя историческая эпоха, началась с момента рождения Христа и будет длиться до его второго пришествия

[5] Г.В.Ф.Гегель. «Наука Логики»

[6] «Искусство: направления, течения, стили». Киев, 1981

[7] Интуиция не есть «бессистемное мышление», как думают некоторые. Интуиция есть способность видеть решение без опыта и без размышлений

[8] Это профессиональная норма учителя

[9] Это профессиональная норма водителя

Hosted by uCoz