Проект «Два портфеля»

Для начала три анекдота

Первый анекдот

Изобретатель приносит в патентное бюро автомат для стрижки головы под ноль. Принцип простой: вставляете голову в отверстие и ножи вам ее бреют

Патентовед. Но ведь головы у всех людей разные!

Изобретатель: Ну это только до первой стрижки…

Второй анекдот

Профсоюзное собрание в одной хорошо известной стране

Ведущий. Есть предложнеие… голосуем… кто за… против… (Поднимается десять рук. Раздается автоматная очередь.)

Ведущий. Я думаю надо повторить голосование… кто за…против…воздержался… Единогласно.

Третий анекдот

Вопрос. Во сколько раз компьютер сложнее унитаза?

Ответ. В 105 раз

Вопрос. Почему?

Ответ. На унитазе одна кнопка, а на клавиатуре компьютера 105.

Вопрос. А с одной кнопкой никак нельзя?

ЕГЭ и немного истории

Новости

http://pedsovet.org/content/view/1217/88/

26.01.2007

Государственная дума приняла в третьем окончательном чтении закон о поэтапном введении единого государственного экзамена до 2009 года.

Идея ЕГЭ заключается в том, чтобы уравнять шансы поступающих: снять зависимость результатов экзамена от субъективного фактора — мнения преподавателя, предоставить равные возможности детям из разных регионов, из городов и сельской местности, выпускников школ разных типов.

С другой стороны, ЕГЭ должен совместить выпускные экзамены, сдаваемые в школе, и вступительные испытания в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Также ЕГЭ, представляя единую систему оценки качества образования, должен позволить более объективно оценивать качество работы коллективов конкретных школ и регионов.

История советской школы

С 1918 по 1930 год в СССР существовало множество разных школ.

В 1930-1936 гг ряд постановлений ЦК ВКП(б) уничтожил это разнообразие.

В 1987-1990 году горбачевская перестройка разрешила разнообразие школ.

В 2007-2009 году закон о ЕГЭ уничтожил это разнообразие

 

 

Альтернатива

Я не буду перечислять тех, кому ЕГЭ выгоден, кто сделает (и уже делает) на нем деньги. Вы легко перечислите их сами.

Я не буду описывать тот вред, который ЕГЭ уже наносит и еще нанесет школе. Это вам опишет любой учитель.

Я поступлю по другому.

Я опишу Альтернативу ЕГЭ – систему, которая достигает цели заявленные для оправдания ЕГЭ – достигает существенно лучше, с очевидными преимуществами. Эта система называется «Два портфеля»

С Новым Годом!

Попутно отмечу, что Система Оценки знаний (а ЕГЭ есть именно система оценки знаний, «СОЗ») есть системообразующий элемент всякой системы образования, «Школы».

Задавая СОЗ мы задаем Школу.

Менее очевидным, но не менее верным является другой тезис: В долговременной перспективе именно школа определяет каким будет общество. Поэтому ЕГЭ есть не только «ползучая реставрация в образовании», но гораздо хуже – «ползучая реставрация в Российском обществе вообще».

С Новым 1936 Годом, дорогие товарищи!

СОЗ «Два портфеля»

«Цифры»

Разобъем всю программу на предметы. Разобъем все предметы на темы. В каждой теме выделим базовые задачи. Умение решать эти задачи проверим на компьютере. Получим цифры – процент правильно решенных задач. Приложим список самих задач. Все это сложим в первый портфель, который называется «Цифры». Списки задач лучше составлять на трех уровнях. Малый круг – задачи ОБЖ (обеспечение безопасности жизни). Такие задачи есть в каждом предмете! Эти задачи надо сдать на 100% или тема не засчитывается. Средний круг – картина мира. Эти задачи надо сдать на 75%. Большой круг – основы професии. Только для тех, кто собирается получать профессию в данной области. Перераспределение материала между кругами – отдельная интересная тема.

«Буквы»

Кроме базовых задач есть всякого рода творческие задачи. За них – например за сочинение - категорически нельзя ставить цифры! Но во второй портфель (он называется «Буквы») можно вложить само сочинение и рецензию на него. В тот же портфель можно вложить дипломы научных олимпиад и спортивных состязаний, фотографии школьных спектаклей, презентации и доклады, видеозапись выступлений на круглых столах и пр.

Что это нам дает

Самый главное преимущество нашей СОЗ – прозрачность.

Представители ВУЗов в один голос заявляют, что они тратят огромные усилия (время, труд, деньги) на то чтобы выяснить чего именно не знает их абитуриент. ЕГЭ не дает им такой информации. «Два портфеля» - дают.

Информации так много и достоверность ее так высока, что отпадает необходимость не только в ЕГЭ, но и во вступительных испытаниях вообще! Достаточно переслать эти два портфеля в комиссию и она сама примет решение.

Если вы считаете, что два порфеля это слишком большой вес для почтовой отправки, запишите всю эту информацию на один компакт диск!

 

Второе преимущество данной СОЗ – свобода ученика. Он сам выбирает темы, которые сдает, сам выбирает время, когда их сдает. Он может учиться быстрее или медленнее – он сам управляет своим временем! А значит основная ответственность ложится на него. Учение из рабского труда (как сегодня) становится свободным трудом свободного человека

Что для этого нужно

Во-первых, тестирующая система, хранящая в своей базе данных все результаты всех тестов всех учеников. Такая система (программа) сегодня есть. Но администраторов нужно учить ей пользоваться – нужны учебные курсы.

Во-вторых, сам администратор такой системы. Это одна ставка программиста на одну школу.

В-третьих, структуризация учебных курсов, выделение базовых задач, оцифровку соответствующего материала и упаковку его в «Электронные учебники». Учитель предметник, заявивший, что он готов к такой работе, должен получить прибавку «за интеллект».

В-четвертый, дополнительный компьютерный класс специально для тестирования.

Итак, четыре статьи расходов на каждую школу – нужны дополнительные источники финансирования, а значит – спонсоры.

Но теперь – после принятия закона о ЕГЭ – ВУЗы должны получить право принимать студентов БЕЗ ЕГЭ – на основании только двух портфелей.

Примечание. Сами ВУЗы тоже могут оценивать своих студентов по той же системе, то есть войти в проект как «Школы»

Почему это необходимо

Постиндустриальная школа

Термин «постиндустриальное общество» или «информационное общество» ввел в научный и политический обиход Элвин Тоффлер (Alvin Toffler) в книге «Шок будущего», Москва, 2002 (USA, 1970, “Futuroshock”). Тоффлер отметил, что постиндустриальному обществу соответствует постиндустриальная школа, но вопрос этот у него не слишком проработан.

Следующая таблица целиком на моей совести (Яков Фельдман)

Стадия – школа

Задачи

Доиндустриальная (аграрная) школа

Закрытые задачи – ответ известен

Индустриальная школа

Полуоткрытые задачи – ответ может быть получен в рамках нормальной науки

Постиндустриальная (информационная) школа

Открытые задачи– ответ требует выхода за пределы нормальной науки (научная революция или межнаучный синтез)

Вывод: российская школа индустриальнымим методами («конвейер») учит детей решать закрытые задачи, то есть готовит их к жизни в доиндустриальном обществе!

 

В терминах теории уровней

В своей книге «Теория уровней и модель человека» (Москва, 2005) я показываю, что одни и те же общественные институты у нас и на Западе функционируют по разному и зависит это от того человечекого материала, которым мы «заливаем эти формы». А откуда берется такой разный человеческий материал? Известно откуда – из школы.

Что значит «по разному»? Рассмотрим четыре общественных механизма («института»)

У нас

Институт

У них

Голосуем быстро и правильно, «как все»

Парламент

Обсуждаем, ищем компромисс интересов

Голосуем правильно, «как все»

Выборы

Выбираем свободно

Наказание по указанию

Суд

Поиск истины, сомнение доказательство

Делиться надо

Бизнес

Рисковать надо

Невооруженным глазом видно, что у нас те же самые механизмы работаю «по упрощенной схеме»

«Вооруженным глазом» можно измерить перечисленные деятельности в терминах «теории уровней», поставить номер уровня на каждом механизме

У нас

Уровень

Институт

Уровень

У них

Голосуем быстро и правильно, «как все»

3,2,1

Парламент

6

Обсуждаем, ищем компромисс интересов

Голосуем правильно, «как все»

2,1

Выборы

5

Выбираем свободно

Наказание по указанию

3

Суд

6

Поиск истины, сомнение доказательство

Делиться надо

2

Бизнес

5

Рисковать надо

Итак «наши» механизмы работают на уровнях 1,2,3 там, где их механизмы работают на 5,6. Это вполне согласуется с нашим представлением о российской школе, что видно из следующей таблицы

Стадия – школа

Задачи

Уровни

Доиндустриальная (аграрная) школа

Закрытые задачи – ответ известен

1,2,3

Индустриальная школа

Полуоткрытые задачи – ответ может быть получен в рамках нормальной науки

4,5,6

Постиндустриальная (информационная) школа

Открытые задачи– ответ требует выхода за пределы нормальной науки (научная революция или межнаучный синтез)

7,8,9

Какие вам еще нужны доказательства?

Не только для России

Международное исследование PISA-2003 показало, что дела в образовании плохи не только в России, но и в других странах, в частности, в США. Были обследованы школьники 40 стран по четырем номинациям: математика, решение проблем, естественные науки, чтение. По первым трем номинациям результаты России и США оказались удивительно близки – они колеблются между 27 и 30 местом. И только в чтении США вырвалась существенно вперед, поделив 12-15 место.

Интересно, что в образовательных программах, заявленных Дж. У. Бушем (2002) чтению отведено первостепенное место – и значит уровень его со временем будет еще выше.

Что это означает для стороннего наблюдателя?

С точки зрения науки и технологии русские и американские школы готовят детей одинаково плохо. Но зато американские дети вырастут и будут читать газеты, а русские не будут. То есть американские взрослые будут участвовать в политике, а русские не будут. Поэтому американцы смогут так благоустроить свою страну, что в нее приедут специалисты и ученые из всех стран, в том числе из России. А в Россию в лучшем случае приедут молдавские строители и азербайджанские дворники.

Но почему бы американцам самим не повысить уровень своих школ? Почему бы им не вырастить своих ученых и инженеров? На сегодня им тоже не хватает хорошей СОЗ и «Два портфеля» могут помочь и им!

Обращение автора к уважаемым читателям

Уважаемые читатели! Ваши официальные ответы будут помещены в брошюру, составленную на основе данной статьи и заявленной к круглому столу московских журналистов намеченному на апрель 2007 года.

 

Заранее благодарен тому, кто выделит на сайте свое организации место для интернет-форума по проекту «Два портфеля». Заранее благодарен тому, кто поможет создать для этого проекта полноценный сайт. Заранее благодарен той организации, которая поможет организационно на первом, самом трудном этапе проекта.

 

Оставляю за собой право печатать этот материал вместе с ответами уважаемых читателей (или их неответами) во всех средствах массовой информации желающих это сделать.

 

Фельдман Яков Адольфович

Инициатор проекта «Два портфеля»

5 февраля 2007 года, Петрозаводск

Hosted by uCoz