Темы, вопросы для проведения вступительных испытаний:

  1. Школа в меняющемся обществе. Социальные сдвиги и образование. Информационное  общество и новые требования к школе как социальному институту. Необходимо понимать, что изменения, которые произошли в обществе в связи с переходом в информационную стадию развития, изменили требования к образовательным результатам, а, следовательно – содержанию и организации образовательного процесса. Суметь изложить свои соображения относительно перспектив развития школы (общеобразовательной, профессиональной).

Следующую таблицу я сформулировал в феврале 2007

Таблица 1

Стадия по Э. Тоффлеру[1]

Инструмент-символ

Задачи - название

Задачи - определение

Доиндустриальное общество

Серп и молот

Закрытые задачи

Ответ известен

Индустриальное общество

Конвейер

Полуоткрытые задачи

Ответ может быть получен в рамках «нормальной науки»

Постиндустриальное общество

Интернет

Открытые задачи

Нужна научная революция или межнаучный синтез

О нашей (Российской) школе могу сказать, показать, доказать: она конвейерными (индустриальными) методами ведет наших детей в светлое доиндустриальное завтра.

Следующие две таблицы показывают, что школы, по настоящему устремленной в будущее, нет ни в одной стране, но наша страна (Россия) бьет все рекорды

Таблица 2

Страна

Уровни ТУАИ[2], тренируемые в школе

Россия

2-3

Япония

2-4

Германия

3-4

Израиль

3-5

США

4-5

Франция

4-6

Англия

5-6

Сопоставление уровней ТУАИ и стадий Тоффлера дано в следующей таблице

Таблица 3

Стадия

Уровни ТУАИ

Доиндустриальное общество

2-3-4

Индустриальное общество

4-5-6

Постиндустриальное общество

6-7-8

Так что в «макроизмерении» наши дела очень плохи.

И микроанализ это только подтверждает. Нынешнее государство эта ситуация, мягко говоря, вполне устраивает, а других ресурсов кроме государственных в нашей стране как известно нет.

Впрочем, если случится чудо и ресурсы найдутся, то способы их правильного применения описаны в моей книге «Педагогика Луны и Педагогика Солнца», Москва, 2006, ИГ «Черная Белка». Для их пересказа здесь потребовалось бы слишком много места.


 

  1. Модели образовательного менеджмента

Абитуриент должен иметь представление о том, что такое менеджмент, суметь продемонстрировать понимание того, что управление не может не учитывать национальной специфики, традиций. Следует понимать термин «компетентность», уметь его трактовать. Хорошо, если абитуриент сумеет представить собеседнику избыточный список компетентностей, которыми должен, по его мнению, обладать успешный менеджер.

 

Во-первых, есть менеджмент вообще, безотносительно к предметной области. Компетентность такого менеджера вообще представляет (но не исчерпывает) следующий список «элементарных компетентностей». Менеджер должен уметь:

  1. Поставить большую задачу
  2. Найти для нее достаточные ресурсы
  3. Разбить большую задачу на меньшие
  4. Распределить ресурсы между меньшими задачами
  5. Найти на меньшие задачи исполнителей, способных выполнить работу в одиночку или организовать работу малой группы
  6. Организовать оперативное управление и контроль: вовремя обнаруживать отклонения от первоначального плана, вовремя наказывать, поощрять, помогать, заменять исполнителей
  7. Оценить возможные риски, подготовить меры по их минимизации и планы по устранению последствий «катастроф»
  8. Спланировать и регулярно проводить мероприятия по укреплению «командного духа» и накоплению «коллективного позитивного опыта»
  9. Организовать отчетность перед внешними инстанциями и такое внешнее представление своих результатов, которое позволит после завершения данного проекта найти ресурсы на следующий

Во-вторых есть специфический образовательный менеджмент. Его специфика состоит прежде всего в непроработанности понятий. Проще говоря, как только удалось посадить за один стол российских и британских экспертов по образованию, так сразу выяснилось, что образование в этих двух странах разное по своим моделям. (Модель = «цели» + «ограничения» + «методы» + «понятийный аппарат» для описания целей, ограничений и методов. Логика = понятийный аппарат)

Обнаружив, что модели различны, эксперты решили как-то этот факт обозначить и заговорили о «культурной составляющей, о национальной специфике и традициях». Однако все эти слова – не ответ и даже не идея решения. Желающих узнать правильный ответ на этот вопрос приглашаю почитать мою книгу «Теория уровней и модель человека», Москва, 2005, ИГ «Черная Белка». Некоторое представление о выводах этой книги дают таблицы, приведенные выше. Обратите внимание на вторую из этих таблиц, в которой Россия и Британия – на разных концах списка. И на третью, из которой ясно, что и Британская школа отстает от запросов времени. Уровни британской школы – 5-6, уровни нашего времени – 7-8

 


 

  1. Сущность, особенности  управления социальными системами, институтами.

Абитуриент должен суметь провести сопоставительный анализ между классическими (общими) подходами к управлению и (- подходами к управлению? -Я.Ф.) образовательными институтами; поддержать дискуссию относительно особенностей управления социальными (гуманитарными) системами (институтами, проектами). 

 

Социальные системы это: во-первых, люди с их возможностями и стереотипами и, во-вторых, сами эти стереотипы, воспроизводимые ежедневной практикой. Менять систему – значит менять и то и другое.

Рисунок 1

Подсистема «образование» в системе «экономика России» занимает вполне определенное место. Вынесем за скобки несколько супер-ВУЗов, гарантирующих выпускникам привилегированную работу после окончания. Вынесем за скобки продажу дипломов и уклонение от армии. Рассмотрим то, что осталось.

Остались: низкие зарплаты, тяжелый изнурительный и во многих случаях бессмысленный труд, низкий общественный статус. В таких условиях в школе (и большинстве ВУЗов) остаются работать те, кто не может найти лучшей работы – люди слабые, «выживающие». Это либо те, кто начал свой профессиональный путь еще до 1992 года и теперь уже не может сменить профессию. Либо те, кто начинал с «низкого старта» (из глухой деревни) и для кого «работать учителем в городе» это большой успех. Либо «городские» с низким личным потенциалом, не способные к поиску «лучшей доли». В этих условиях – и при сильном внешнем давлении (государства, родителей, детей) – страх потерять работу заставляет работников строго выполнять однажды заведенный порядок, защищать проверенные стереотипы как способ избежать личной ответственности, как способ выжить.

Ясно, что в целом такая система абсолютно устойчива. Можно ли изменить ее в «одной точке» но так, чтобы это создало пример и прецедент? «Иные» точки существуют, но «выживают». Слишком велико внешнее давление. Примером и прецедентом они стать не могут. Для создания точки прорыва, способной стать примером и прецедентом, нужны специальные условия. Но: если эти условия создаст государство, то мы получим очередной «национальный распил». Если НЕ государство, то очередной «ЮКОС». И то и другое мы уже проходили.


 

  1. Профессиональные ценности и стереотипы российских менеджеров, работающих в социальной сфере. Готовиться к дискуссии по этой теме рекомендуется как по предложенной литературе (смотри ниже), так и по материалам периодической печати. Если в предыдущих вопросах речь шла об общих закономерностях управления, то здесь абитуриент должен продемонстрировать возможность анализировать влияние российских культурных и цивилизационных традиций на формирование ценностных стереотипов менеджера.

 

К сожалению, единственную книгу из списка литературы, посвященную специфически российским стереотипам менеджеров, мне достать не удалось.

По личному опыту: я знаю социальные проекты, попавшие в «русло государственных интересов» и получившие финансирование из губернаторского и федерального фонда. Например «военно-патриотический клуб» или «моржи». Я знаю проекты, получившие деньги из зарубежных фондов по теме «экология» и «дети-инвалиды». Все это разные менеджеры, вы не найдете у них общих стереотипов.

Вряд ли стоит относить к категории «социальный менеджер» чиновника из министерства или замдиректора школы по воспитательной работе.


 

  1. Объекты управления в системе образования

Необходимо провести анализ потенциала образовательной системы исходя из его социальных функций. Затем, оценить необходимые и имеющиеся в системе ресурсы и предложить направление развития образовательной системы. Свои соображения по данной теме абитуриент должен уметь отстаивать в диалоге.

Об особенностях.

Первая особенность образовательных институтов (образования как системы управления) – их огромная инертность. Поэтому если ставится задача – «сохранение существующего положения», то решить ее в образовании гораздо легче чем в «средней социальной системе». Если же ставится задача «изменение существующего положения», то решить ее в образовании гораздо труднее чем в «средней социальной системе».

Вторая особенность (смотри выше) – понятийная непроработанность темы. Отсюда – легкая и незаметная подмена декларируемых, но недостижимых целей на другие, легко достижимые, но бесполезные или даже вредные.

О социальных функциях

Общество состоит из людей. Характер общества однозначно определяется тем из каких именно людей оно состоит. Все социальные институты существуют постольку, поскольку позволяют этим людям выжить в данном качестве и в данном сочетании этих качеств. Человек формируется в детстве (отчасти – в юности). Значительная часть этого детства и этой юности проходит в школе. Только очень малый процент семей может компенсировать давление школы на ребенка, перенаправить это давление, отчасти управлять им. Подавляющая часть семей смиряется с тем что школа – единственный социальный институт определяющий личность их ребенка (подростка, юноши).

Государство умело пользуется пассивностью семьи и использует школу для формирования «удобного гражданина». Но во-первых, у система образования очень инертна и только очень длительные и системные меры государства могут на нее повлиять (смотри процесс создания «Единой трудовой школы СССР» в 1930-1936 году). Во-вторых, у государственной политики есть побочные последствия, не всегда выгодные государству. Так поддержка научно-технической интеллигенции «военно-промышленным государством» в 60-е годы обернулась ростом самосознания всей интеллигенции и диссидентским движением.

О ресурсах.

В данной систем можно выделить «ресурсы против изменения» и «ресурсы за изменение». «Ресурсы против изменения» мы рассмотрели выше. Напомню. что это, во-первых, слабость человеческого материала, оседающего в системе и, во-вторых, внешнее давление, закрепляющее стереотипы.

Рассмотрим теперь «ресурсы на изменение». Во-первых, это открытость страны во внешний мир, которая – через учеников и некоторых учителей – ставит под сомнение наши стереотипы. Во-вторых, это возрастные внутренние программы самих учеников, которые школа пытается заблокировать. И, наконец, в-третьих, компьютеры и компьютерные сети, которые так или иначе, но проникают в школу. О том как использовать в школе этот третий ресурс смотри мою книгу «Создаем информационные системы», Москва, 2007, Издательство «СОЛОН-пресс».

О втором ресурсе смотри первые две книги.

 

О направлениях развития

Следует отдельно рассмотреть три модели - абстрактные теоретические конструкции, описывающие реальность с достаточной точностью и полнотой: «Школа вчера-сегодня», «Школа сегодня-завтра», «Школа завтра-послезавтра»

Я не рассматриваю ВУЗ отдельно от школы. Если он НЕ привилегированный, то все сказанное для школы верно и для него. Верно и обратное: для привилегированных школ надо всякий раз делать поправку на привилегированность.

Модель «Школа вчера сегодня» (смотри первые две книги) показывает, что реальная российская школа калечит детей трижды: умственно, нравственно и физически. И с этим надо что-то делать. Но не то, что делает государство. Здесь сохранены начальные условия и ресурсы.

Модель «Школа сегодня-завтра» ставит задачу «превратить школу существующую –это начальные условия – в систему максимально разумную». При условии что у нас найдутся на это ресурсы. Решение этой задачи описано во второй книге. Перескажу кратко:

q       Разделить содержание образования на задачи закрытые и остальные.

q       Закрытые задачи забрать у учителя и отдать компьютеру. За них всегда ставится цифра (%). Компьютерные тесты проводятся по каждой теме. Доступные компьютерные учебники дают возможность ученику выбрать темп, форму подачи и изучаемый объем. Система управления следит за процессом, учителя могут вовремя вмешаться. Как это сделать описано в третьей книге. Частично система уже работает в нескольких школах Петрозаводска (с 2003 года). На ничтожно малых ресурсах система дает интересные результаты.

q       Остальные задачи – творческие - отдать учителю. За них – никаких цифр (только рецензия учителя в свободной форме)

q       Оценивать ученика по «двум портфелям»: «цифры» (%% - по закрытым задачам) и «буквы» (рецензии - по остальным). Принимать в ВУЗ по «портфелям». ЕГЭ и вступительные экзамены в ВУЗ – для этих учащихся – отменить.

Модель «Школа завтра-послезавтра» снимает начальные условия предыдущей модели. Она отвечает на вопрос «какая школа нам нужна» независимо от ресурсов и начальных условий. Пусть у нас есть те начальные условия какие мы сами захотим и те ресурсы которые мы сами запросим. И здесь сразу всплывает вопрос о целях образования.

Я (во второй книге) выделил пять целей образования

Таблица 4

 

Цели

Интересанты

1

Развертывание внутренних программ ребенка

Ученики

2

Обеспечение Безопасности Жизни - ОБЖ

Нация, страна

3

Подготовка ко взрослой жизни, включая профессию (экономику), политику, право, семью

Родители, семья, сословие. Субъекты экономического процесса – капиталисты и правительство. Субъекты политического процесса – государство, партии, гражданское общество. Все, кто производит определенные товары и услуги – в ожидании тех, кто будет это же и так же производить или – на худой конец – все это потреблять

4

Картина мира

Человечество в целом

5

Я-Концепция  = Сумма всех предыдущих целей

 

 

Работники системы образования и государство попадают в третий пункт – как поставщики определенных услуг. Поэтому не случайна гипертрофия третьего пункта – в ущерб остальным пунктам.

Итак, цели ясны. Но для достижения определенных целей нужны определенные методы. Эти методы подробно описаны во второй книге.

Чем и зачем в образовании управлять

Управлять на сохранение и/или на деградацию – это без меня.

Управлять на (прогрессивное) изменение – если будет сие будет позволено где-либо и кому-либо – надо в следующих точках: (От более важного, более срочного – к менее важному, менее срочному. Тщательное выполнение каждого пункта гарантия того, что следующий пункт возможен как позитивный, приближающий нас к цели)

1.        Защита учителя и учительского коллектива. Там где учитель беззащитен, там единственная защита – стереотип. И там никакие позитивные изменения невозможны. Такая защита включает в себя гарантированное обеспечение ресурсами минимально-нормальной жизни всех участников процесса сегодня и в обозримом будущем.

2.        Отбор и подготовка. Поддержка микроклимата - как в процессе подготовки, так и в процессе текущей работы - между всеми участниками процесса – учителями учениками, родителями, техническим персоналом. Микроклимат – главный ориентир, он определяет все остальное. Но правильный и при этом устойчивый микроклимат требует хорошо отобранного и хорошо подготовленного ядра. И опять защита и ресурсы.

3.        Развитие процесса сообразно отобранным и осознанным целям. Все надо поставить под сомнение: содержание обучения, его структуру и методы, пространство, оборудование, мебель, расписание, систему оценок. Опять нужны ресурсы. Чтобы система не пошла при этом вразнос, смотри предыдущий пункт.

4.        Развитие вглубь (перспектива, этапы, усилия, результаты) и развитие вширь (контакты с мировым сообществом, изучение лучших образцов, обмен опытом). И опять ресурсы.

5.        Развитие личностей: учеников, учителей, родителей. И развитие общества: школа –центр развития окружающей жизни. Но тем кто довел систему до этой стадии надо ставить при жизни золотой памятник. Здесь уже никаких ресурсов не надо – они сами текут рекой.

И кто же будет всем этим управлять

Могу я. При условии, что защиту и ресурсы мне гарантирует Ее Величество Английская Королева. Или, на худой конец, Абрамович Роман Аркадьевич


 

  1. Понятия: изменение и развитие. Функционирование и развитие школы как социального института.

При подготовке к ответу на этот вопрос, рекомендуем задуматься над ответом на вопрос:

«Каковы интересы  субъектов образовательной политики  (работодателей, государства, родителей, учеников и т.д.) к школе  как институту?».  Исходя их ответа на этот вопрос, абитуриент должен сформулировать свою позицию относительно оптимального (с его точки зрения) соотношения между процессами развития и функционирования школы,  уметь отстаивать свою точку зрения в дискуссии с экзаменатором.

 

Изменение и развитие

Изменение бывает «безразличным», «прогрессивным» (развитие) и «регрессивным».

Если вы замените пение рисованием, то такое изменение будет «безразличным»

Если вы замените «информатику» «домоводством», то такое «изменение» будет «регрессивным». (Приказ нашего Карельского министра, май 2007)

Из прогрессивных изменений знаю: во-первых, «создание физмат-школ для старшеклассников» в конце 60х годов. В одной из таких школ (Одесская школа 116) я учился. Во-вторых, расцвет системы негосударственных школ в России (1988-2000). Среди них была и моя авторская «Школа творческого развития личности через освоение стихий и культур» (совместно с Е.Алексеевой, Москва, 1989-1992).

Более поздних примеров «прогрессивного изменения» я не знаю, хотя в школьной жизни России активно участвую с конца 2001 года

Функционирование и развитие

Если сочетать функционирование и развитие, то мы попадаем в модель «сегодня-завтра». Смотри выше.

Интересанты

Интересантов и их интересы я перечислил выше. Из таблицы видно, что все они (кроме ребенка) отстаивают лишь одну из пяти целей, объективно присущих образованию в обществе. (А ребенок – еще одну)


 

  1. Новшество, новация и инновация. Инновационные процессы. Понятие управление развитием.

В образовании часто применяют термин «инновация». Причем, часто путая его с новшеством, нововведением и т.д. Слушателю в процессе подготовки  предстоит сформировать свое собственное представление об этом понятии, уметь изложить свою точку зрения, отстаивать ее.

 

Примеры.

Новшество.

Теперь (с апреля 2007 года) в гимназии 17 (Петрозаводск) уроки не 40 минут (как раньше), а 45 (как у всех). Чтоб служба медом не казалась.

 

Новация

Прежних провайдеров (местных) школам теперь отключили и назначили по президентской программе московских. Теперь при попытке открыть «не тот сайт» (анекдоты, например), провайдер отключает соединение. Новация, блин.

 

Инновация.

С 2003 года в школах Петрозаводска работает моя система FTS, позволяющая

q       Автоматически (компьютерно) тестировать школьников по предметам – с быстрым анализом результатов

q       Проводить анкетирование и тестирование, в том числе для школьного психолога – с быстрым анализом результатов

q       Управлять работой отдельных учеников по индивидуальному учебному плану (индивидуальный маршрут)

q       Осуществлять общее управление педагогическим процессом

Там, где система используется с достаточной полнотой, меняются отношения учащихся друг к другу, к учителям, к учебному процессу. Меняется человеческое качество учебного процесса. При минимальных ресурсах система выживает и есть надежды на ее расширение. Работа системы FTS описана в третьей книге.

 

От формальных определений лучше воздержаться. Здоровее будет.

 


 

  1. Программа: предназначение и логика построения.

Слушатель должен иметь представление о том, что такое программа, программа развития. Уметь отличать программный способ управления от проектного. Рассказать о какой-либо программе, реализованной  (реализуемой) в сфере образования (социальной сфере). Будет отдаваться предпочтение тем абитуриентам, которые представят программу,  в разработке и/или реализации которой  они  принимали  участие.

 

В конце 60-х годов западные менеджеры перешли на «программное управление»[3] Это предполагало три пункта: (1) описать текущее состояние системы, (2) описать конечное состояние системы, (3) описать систему мероприятий по переводу системы из первого состояния во второе с детализацией по срокам, ресурсам, рискам и пр.

С тех пор этот подход на практике разделился на два: «программы» и «проекты»

 

Классическим примером «программы развития в образовании» может служить президентский Национальный Проект «Образование» (хотя это никакой не проект, а именно программа). Второй пример: президентская программа «подключение всех Российских школ к Интернету» (подробности смотри выше). Третий пример: «обязательный ЕГЭ для российских школ». (В реализации всех этих программ я участвовал – помимо своей воли)

Что здесь общего?

q       Есть некоторое количество ресурсов, которое можно потратить. Есть идея как их потратить. Теперь нужно потратить и проконтролировать что потрачено именно на это. (можно ли приравнять «правильные траты» к переводу системы в нужное состояние? Нельзя.)

q       Есть самая общая идея «на что потратить» и вполне конкретные «зарплатополучатели», которые обычно остаются «за рамками официальной статистики». Например, официально неизвестно сколько денег было заработано на системе ЕГЭ авторами пособий, программистами тестирующих центров, репетиторами и пр.

q       Есть основные цели, побочные цели и непредвиденные последствия. Основные цели - другое название для «общей идеи», смотри выше. Побочные цели включают указанное выше «зарплатополучение своими людьми», но не только. Еще одним примером побочной цели может служить названная выше цель «контролировать доступ к Интернет школьниками и учителями». Еще один шаг к полицейскому государству. Непредсказуемые последствия: например ЕГЭ подталкивает школу к упрощению учебного процесса и ускоряет ее деградацию. На самом деле все эти непредсказуемые последствия легко предсказуемы – но только теми, кто не входит в число «зарплатополучателей» и членов их семей.

Еще один забавный пример: сеть ресурсных центров, построенных по России совместно с МБРР (международный банк реконструкции и развития) в 2006 году. Только в Карелии было построено и оборудовано 37 таких центров. Открыли с большой помпой. На открытии был губернатор Катанандов, Свинаренко (зам министра), Фрумин (директор департамента МинОбрНауки РФ). Я был в таком ресурсном центре – в Петрозаводске. Прекрасное оборудование. Старушки-методистки, которые компьютеров боятся панически. Через некоторое время центр (без лишнего шума) из межшкольного превратили в пришкольный (при Первом Лицее – любимом лицее нашей городской администрации).

Вот чистейший образец программы:

деньги потрачены, зарплаты получены, а дальше – хоть трава не расти.


 

  1. Проект. Отличительные особенности проектов, реализуемых в социальной сфере. Основные подходы к разработке и реализации проектов в сфере образования.

Слушатель должен иметь представление о том, что такое проект. Уметь  формулировать основные характеристики проектного способа управления, сравнивать его с программным. Рассказать о каком-либо проекте, реализованном  (реализуемом) в сфере образования (социальной сфере). Будет отдаваться предпочтение тем абитуриентам, которые представят проект,  в разработке и/или реализации которого  они  принимали  участие.

 

В отличие от программы, проект начинается с целей, достижение которых можно проверить и указано как это проверить.[4] Далее следуют задачи (меньшие, подчиненные цели) и мероприятия (конкретные действия по решению задач). Далее производится расчет необходимых ресурсов. Далее под такой проект ищут ресурсы, как правило это гранты по конкурсу. Чтобы облегчить конкурсной комиссии работу с проектом, в начале подается краткая аннотация, основная часть предваряется обоснованием необходимости, актуальности и возможности осуществления. Приводится перечень тех ресурсов, которые может вложить сам грантополучатель. Обычно это люди, компьютерные программы, методики, помещение, оборудование. Я подавал такие проекты по разным темам более 20 раз, но ни один из них не получил ни копейки.

Что касается проектов без формальной документации и без привлечения сторонних ресурсов, то я такие проекты регулярно организую и успешно осуществляю:

q       Внедрение системы FTS в школах Петрозаводска (Гимназия 17, Школа 36, школа №3 пос. Новая Вилга)

q       Внедрение системы компьютерного тестирования пространственного воображения школьников совместно с FTS (автор программы – мой сын Петр Фельдман) – гимназия 17, Университетский Лицей, школа 315 города Москвы

q       Конкурс «Информатика +» в гимназии 17 – старшеклассники создают свои компьютерные учебники по любимым предметам (сайты)

q       Психологическое тестирование школьников средствами системы FTS – совместно со школьным психологом – гимназия 17

q       Индивидуальные маршруты для готовящихся к олимпиадам – средствами системы FTS – гимназия 17.

 

Здесь перечислены только те проекты, которые я, как автор, - совместно с соавторами - довел до конца – все они выполнены без предварительной документации и без финансирования. Отчеты по итогам этих проектов обычно включаются в годовые отчеты школ.

 


 

  1. Управление качеством образования

При подготовке ответа на  этот вопрос, следует задуматься над тем, что такое качество образования, как понимали качество в различные периоды развития общества. Именно вокруг ответов на эти вопросы и будет идти дискуссия с экзаменатором.

Я уже сказал, что нынешняя школа калечит детей трижды: нравственно, умственно, и физически. О каком повышении качества здесь может идти речь? О том, чтобы калечить больший процент за меньшее время?

Если «достижение нового качества» трактовать как «переход на иную модель школы», то за такое новое качество стоит побороться. О двух моделях «иной российской школы» смотри выше.

В достижении нового качества (в переходе на новую модель) объективно заинтересованы все. При этом жителей планеты Земля, осознавших важность такого перехода, можно перечислить по пальцам одной руки. Я вижу свою миссию в увеличении их числа.

Я делаю все от меня зависящее, чтобы повлиять на позицию участников процесса. Но процесс этот долог и труден по объективным причинам.

Образование в разные периоды развития общества

Как измерить развитие общества? Как определить, что оно перешло из одного периода своей истории в другой? Для «абстрактного общества» ТУАИ формулирует ответ так:

q       Власть во всяком обществе держат два соседних слоя, олицетворяющих собой  два соседних уровня (классический пример – феодальная монархия, где власть держат дворянство (уровень 3) и духовенство уровень 4))

q       Школа тренирует у детей именно эти два уровня

Однако рассмотрение современных государств и современных школ выявляет множество отклонений от этой модели. Смотри таблицу 2. Правда, в случае России и Англии школа тренирует два соседних уровня (2-3 и 5-6) и поэтому здесь мы снова можем вернуться к основной модели. Для справки: строй, в котором используют 2-3 называется в ТУАИ «античная тирания», а строй в котором используют 5-6 называется в ТУАИ «правовое государство»

ВНИМАНИЕ!

Мы не рассчитываем на то, что при ответах на сформулированные выше вопросы, слушатели обнаружат энциклопедические знания, авторскую позицию.  Более того, по многим из обозначенных проблем, и в научном сообществе не сложилось одного, единственно верного мнения (в этом мы и будем разбираться последующие два года). Нам важно, чтобы абитуриенты (будущие слушатели) показали, что они интересуются проблемами функционирования и развития социальной сферы, знакомы с базовыми понятиями теории управления ею, способны   вести содержательную (не политическую или бытовую беседу) дискуссию. 

Если эти качества экзаменаторам удастся обнаружить  у абитуриентов, это для них означает,  что   слушатели образовательной программы будут способны:

·         Учиться (не обучаться, а именно учиться);

·         Работать в коллективе;

·         Самостоятельно мыслить и действовать;

·         Решать нетрадиционные задачи;

·         Осуществлять  выбор и нести за него ответственность и т.д.

То есть – стать высококвалифицированными менеджерами, аналитиками и экспертами,  способными анализировать и предлагать решения проблем разработки и реализации образовательной политики в своих регионах и стране в целом.

 

Содержательная дискуссия по вопросам образования неизбежно будет включать в себя политический и бытовой элемент. Если этого нет – верный признак того, то перед нами не научная дискуссия, а бюрократическая «игра в бисер».

 

Постиндустриальное общество и школа[5];

Термин «постиндустриальное общество» вошел в язык западных социологов в конце 60-х годов. Известно, что в 1971 году была полемика о том, кто впервые ввел в обиход этот термин. Победил Д.Белл, доказавший, что он употребил этот термин еще в 1959 году на семинаре в Зальцбурге. Употребление того же термина в 1954 году другим исследователем, как доказал Белл, был в другом контексте и фактически с другим смыслом. Однако и в «этом» смысле понятие «постиндустриальное общество» имеет разные границы у Д.Белла и, например, Э. Тоффлера.[6]

 

Признаки перехода к постиндустриальному обществу

ТУАИ – барьер

Преодолен в США

Д.Белл

Число рабочих сокращается, число инженеров растет. Расходы на науку растут, на производство – падают. Объем услуг растет быстрее чем объем товаров

Между 5 и 6

В конце 30-х годов

Э.Тоффлер

Изменяется весь стиль жизни каждого обывателя. Меняется среда обитания, стереотипы, способы удовлетворения старых потребностей. Возникают новые потребности. Все это происходит ежедневно и с нарастающей быстротой

Между 6 и 7

В конце 70-х годов

Таким образом, британская школа (5-6) хороша «по Беллу» (5-6), но плоха «по Тоффлеру» (6-7). Школы хорошей «по Фельдману» (7-8) пока нет



[1] Термин «постиндустриальное общество» и его употребление у Тоффлера и Белла обсуждается в конце документа

[2] ТУАИ = теория уровней абстрактного интеллекта, моя авторская «концепция человека», изложенная в книгах и в Интернет. Например здесь: http://jfeldman.narod.ru/book2007

[3] По книге «Управление развитием современной школой», редакторы Лазарев В.С., Поташник М.М.. – М. 1995

[4] В книге «Управление развитием современной школой» такие цели называются «операциональными». Два примера из этой книги: как ставить операциональные цели (с моей точки зрения оба примера абсурдны) (1) довести скорочтение первоклашек к концу учебного года до 90 слов в минуту и (2) перейти в четвертый класс без троек у 60% учащихся

[5] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М. 1999

[6] Э.Тоффлер. Шок будущего. М. 2002. Третья волна. Метаморфозы власти

Hosted by uCoz