Лекция для Питерских либертарианцев

Яков Фельдман

(расшифровка стенограммы)

Уважаемые дамы и господа! Тема сегодняшней лекции

Личность и свобода

Предположим, некая личность развивается. Как меняется ее отношение к свободе по мере ее развития? Одни (либералы, либертарианцы) считают, что чем выше развитие личности, тем более она свободна. Вот так (рис. 1).

Другие (консерваторы) с ними не согласны, но они не пытаются доказать, что чем выше развитие личности, тем менее она свободна – это неверно и поэтому недоказуемо и с этим все согласны. Эти вторые идут аргументируют по другомуи. Они утверждают, что развитие личности измерить невозможно.

Можно вместо развития отдельной личности взять за основу развитие человечества или отдельных его частей (например, стран) по пути общественного прогресса. При условии, конечно, что этот прогресс существует объективно – как некий путь -  и что продвижение, продвинутость по этому пути можно объективно измерить. И снова либералы утверждают, что «чем больше тем больше» (рис 2).

 

 

 И снова их противники – консерваторы – утверждают, что развитие общества объективно измерить невозможно, что разные цивилизации несоизмеримы и пр.

 

Я – в противоположность консерваторам - утверждаю что развитие личности и развитие можно измерить объективно и при том одним и тем же образом.

Я – в противоположность либералам – берусь доказать, что зависимость здесь гораздо более сложная. Вот так (рис. 3)

 

То что личность очень развитая, оказывается несвободной – примеров в истори достаточно. Например, Сократ. Как свободно он говорит на суде! Но ведь он не бежит из тюрьмы, хотя возможность для этого у него есть. Нет, он не бежит, он связан обязательствами. Обязтельства эти для него дороже своюоды, дороже жизни.

Или другой пример, Иисус. Как он свободно, на равных, говорит с прокуратором! Но ведь предвидел свою смерть – почему же он не бежал? Он не мог бросить своих учеников. «Пусть чаша эта минует меня… впрочем – будь как ты хочешь, но не как я». Так он молится в последний раз, так он обращается к Отцу. И здесь у него нет своей воли, нет никакой свободы.

 

Зададим несколько вопросов, глядя на эти рисунки.

1)      Что здесь истинно? Но есть еще вопрос:

2)      Как узнать что здесь истина? И еще вопрос:

3)      Что есть истина? И наконец:

4)      Откуда эти вопросы.

 

Когда изучают философию, спорят: что первично – материя или сознание?

Почему – то никто не спрашивает: откуда такое деление мира на эти две категории?

Откуда этот вопрос?

Но вернемся к вопросам 1-2-3-4. Кто задает эти вопросы?

 

Вопрос

Кто задает этот вопрос – и кому

Что здесь истинно?

Обыватель - инженеру

Как узнать что здесь истина?

Инженер - ученому

Что есть истина?

Ученый - философу

Откуда эти вопросы.

Философ - философу

За этой таблицей угадывается определенный метод. Но об этом подробно в книге. (Здесь и далее имеется ввиду книга «Философ на пляже» - Я.Ф.)

 

Давайте рассмотрим вопрос «Что есть истина»

Рассмотрим простую картинку (рис 4. В книге – стр.12)

 

Рис. 4

Мир материальных фактов (ММФ) существует. Но существует и другой мир – мир идеальных конструкций (МИК)

Что здесь первично и что вторично?

Я утверждаю – и буду стоять на этом – что оба мира равно первичны, равно реальны (существуют) и равно независимы друг от друга.

 

Число ПИ не зависит от того – есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – существует и ни в зуб ногой, как сказал Маяковский.

 

Пифагор открыл теорему Пифагора. Но не изобрел, а именно открыл. Она ссуществовала до Пифагора и будет существовать после того как умрет последний математик и планета Земля рассыпется в пыль

Автор этой модели – а это именно модель – Дэвид Юм. Философ, хотя известный, но недооцененный. Почему недооцененный? Потому чт его затмил Кант со своей моделью. Модель Канта похожа на модель Юма, но выглядит она по другому, вот так:

(в книге страница 11.)

По Канту наука может исследовать мир вещей, поскольку там есть необходимость. Или мир человеческих явлений. Там тоже есть необходимость. Но сущность человека наука исследовать не может! Ибо необходимости там нет, а есть абсолютная свобода. Что же тогда поможет нам понять сущность человека? Ответ Канта: религия. Откровение.

Эта модель очень долго господствовала. Она устраивала всех! Наука наступала – и куда девать религию? Кант придумал: надо отнести к миру человеческой сущности.

И эта модель всех устроила. Но так Кант запретил исследовать сущность человека!

Вещи исследовать можно, а человека – ссущность человека – исследовать нельзя. И нет у нас теперь гуманитарной науки.

 

Не верно. Можно исследовать сущность человека. Нужно исследовать.

 

Илья Пригожин, нобелевскиц лауреат, недавно умерший, он изучал физико-химические процессы. И открыл, что они тоже бывают свободными! И что там бывает свободное усложнение и развитие форм! За это и дали премию.

 

Он сказал так: есть свобода и необходимость в мире вещей. Есть свобода и необходимость в мире людей. И то и другое можно изучать научными методами.

 

Пригожин приводжит очень простой пример. Рассмотрим математический маятник. Мы точно знаем законы его движения. Во всех случаях кроме одного: когда груз находится прямо над точкой закрепления нити, а нить твердая, симметричная и импульса нет. В этом случае мы не знаем куда двинется маятник. Маятник сам выдерет направление своего падения и сделает это совершенно свободно.

 

Другой пример: прогноз погоды. Торнадо движется. До определенной точки мы знаем линию его движения. А дальше – ничего предсказать нельзя. Все направления равновероятны и торнадо сам – свободно – выберет здесь направление.

Эту точку свободы называют еще точкой бифуркации

 

Итак: и у людей и у вещей есть точки необходимости и точки свободы

Мир живет не по Канту, а по Пригожину.

 

Поэтому возможна наука о сущности человека. Вот ее мы с вами сейчас и начинаем строить.

 

Как же происходит познание? Казалось бы просто.

Мы находимся в мире материальных фактов и у нас какая то проблема. «Возникло напряжение» говорят психологи. Что то не так. Что то нас беспокоит. И мы начинаем искать описание того, что нас беспокоит. ТО есть мы переходим из мира материальных фактов в мир идеальных конструкций. Вот так (рис. 6).

И в мире идеальных конструкций мы строим модель (страница 8 в книге)

Рассматриваем эту модель и поимаем, что надо систему сместить из одного состояния в другое, вот так (рис 7)

Сместить – и все будет хороошо. «Накормить голодных». Нашли решение. Но это пока теоретическое решение. Что дальше? Надо перевести его в практическую плоскость и осуществить его. Вот так. (рис 8)

 

И только когда мы вернемся к исходной точке, мы можем спросить себя: исчезло ли напряжение? Мы решили проблему?

Здесь по меньшей мере два субъективных момента – субъективность которых неустранима.

Во первых, то что для одного проблема, для другого не проблема.

Во-вторых, найденное решение одного устраивает, а другого нет.

И субъективность эта неустранима. Другое дело, что мы можем отобрать тех, кто в этой субъективности между собой согласен – и договориться. И мы можем заниматься общим исследованием.

Но это простой вариант. Реальность бывает гораздо более сложной. Вот мы вернулись и поняли, что мы не только не решили проблему – мы даже ее неправильно описали. И приходится смещать саму проблему. А вместе с ней приходится смещать и модель. Вот так (рис. 9)


 

И этот процесс происходи еще и еще раз пока не придет к некторому замкнутому циклу, вот так (рис 10)

 

Вот этот замкнутый цикл между ММФ и МИК, между проблемой и моделью и  называется истиной.

 

Чтобы покрыть все наши проблемы, я построю еще три модели (Итого – вместе с моделью Юма и моделью Пригожина их пять)

Почему пять? Об этом подробно в книге.

Их можно представить себе как четырехмерное пространство (четыре модели). А пятая модель – важнейшая – теория уровней – будет пронизывать и прояснять все четыре этих направления, вот так (рис. 11)

Эти четыре направления можно обозначить так

(Откуда такие названия? Об этом подробно в книге)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие личности и развитие человечества – помните, мы начинали с необходимости измерить то и другое развите объективно?

Так вот, модель Семашко дает инструмент для того чтобы измерить развитие личности, а модель Тоффлера – инструмент для того, чтобы измерить продвинутость общеста. И что самое интересное – теория уровней позволяет связать между собой и прояснить обе эти модели. Но и модели Юма и Пригожина становятся яснееЮ если приложить к ним теорию уровней

 

Теория уровней – самая интересная из этих пяти моделей, но без остальных четырех она не живет.

 

Рассмотрим теперь ось «материальное и духовное»

Оказывается, что на этой оси между материальным и духовным есть еще по крайней мере два элемента. И один элемент после духовного, вот так: (в книге стр. 29)

 

Материальное

Социальное

Культурное

Духовное

Космическое

Это называется «слои бытия»

Материальное: человек должен есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой… все это материальные интересы. Интересы сегодняшнего дня. Сегодня, завтра. Дожить до зарплаты. Сколько дней еще до зарплаты?

Материальное измеряется днями.

Но человек не всегда планирует так кратко. Например, человек жеится или выходит замуж. Это не на дни – это на годы. Или получает профессию. Или переезжает в другой город. Все это годы. И все это влияет на социальный статус человека, на его отношения с другими людьми.

Годы – социальные проблемы.

Но некоторые вещи рассчитаны не на годы, а на поколения. Поколение – 25 лет.

Материал первой моей книги («Теория уровней и модель человека» - Я.Ф.) ждал 15 лет, пока нашелся издатель. Это не материальное и не социальное. Эт уже культурная ценность. Писать надо так, чтобы не было стыдно перед потомками. Вот что такое культурная ценность. А если писатель озабочен тиражом – то это не культурное, эт социальное. А если выручкой от продаж – это даже не социальное, это материальное. Такую книгу вряд ли будут читать через 20 лет.

Но есть

Нечто, что живет столетия и тысячелетия. Пример: десять заповедей. Это тысячи лет живет. И это уже духовное.

Не то духовное, что в церкви, а то из церковного наследия, что и через тысячу лет важно всем нам – вот что такое духовное. Но не только церковь и не только из религии. Колесо - не менее важная ценность. И это тоже ценность духовная.

 

А есть то, что важно и за пределами человечества. И это уже космическое.

Не навреди, например. Это верно уже не только внутри человечества, но и за его пределами.

Кстати о заповедях. Это все гарантии определенного слоя бытия.

 

Не убий. Не убий раба своего. Это гарантия материального уровня.

Не укради. Не укради у рыцаря меч, а у священника библию. Не лишай их социального статуса. Это социальное.

Не лжесвидетельствуй. Не лишай судьи достоверной информации. Это культурное.

Не навреди. Это космическое.

А духовное – что?

 

Но чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть модель с еще одной стороны.

На последнем форзаце книги показано как в обществе распространяется информация.

У нее всегда есть авторы, трансляторы и потребители

Вот так (рис. 12)

 

Большинство людей всю жизнь занимают одну и только одну из этих трех возможных позиций. Или – иными словами – они выбрали статическую стратегию. Таких статических стратегий здесь три: автор, транслятор, потребитель.

И легко заметить, что потреьбителя интересуют проблемы материальные, транслятора – социальные, а автора – культурные. А кого ингтересуют проблемы духовные и космические?

Оказывается, кроме трех статических стратегий существуют две динамические

Одна из них (четвертая) называется «странник». Представьте себе человека, который пошел учиться. Он сейчас потребитель. Выучился, сам стал учителем. Теперь он транслятор. Прочитал множество книг и сам стал писать книги. Теперь он автор. Но наконец он прочитал все книги, решил все загадки и ему стало скучно. Тчо дальше? Он бросает свою науку и уходит в другую науку. Кем? Студентом. Вот так: (рис. 13)

Вот таких странников и интересуют духовные проблемы

И ест еще пятая динамическая стратегие «аутсайдер»

Она существует в двух вариантах. Первый вариант занимает любое место в любой иерархии не так как странник, а произвольно. Я знаю только один фильм где показана эта стратегия: сериал «Притвощик»

И есть аутсайдер, который просто уходит из общества и живет в стороне. Отшельник. Хиппи.

Аутсайдеров интересуют проблемы космические.

Вот поэтому слоев бытия пять.

Кстати поэтому в самом начале было у нас четыре вопроса

Один от потребителя, один от транслятора, один от автора и один от странника. Аутсайдер не спрашивает, он молчит. Ибо спросить ему не кого (если он отшельник) или нельзя, чтобы себя не выдать (если он притворщик)

 

Все эт верно не только для знаний, но и для конкретных решений. Автор не только писатель или ученый, который книжку пишет, но и генерал или капитан корабля, который принимает решение

 

Ученый – учитель – студент

Генерал – офицер – солдат

 

Вся наша жизнь построена из таких структур или им подобных.

 

Не убий – гарантии потребителю. Не укради – гарантии транслятору. Не лжесвидетельствуй – гарантии автору. Не навреди – гарантии аутсайдеру. А страннику какие гарантии?

Такого приципа нет в библии. Его вообще нигде нет до моих книг.

Это принцип «не определяй собеседника»

Что это значит? Человек может сам про себя сказать: я комунист, я фашист, я либерал, я консерватор… но никто другой не может так про него сказать – ему сказать как собеседнику. Почему? Потому что этим мы запретим ему странствовать, менять свое самоопределение. А для странника это необходимо.

И это полный набор прав

 

Перейдем к четвертой модели – история, модель Тоффлера.

Элвин Тоффлер, он еще жив, родился в 1928 году.

Он написал много книг, важнейшие из них две:

Шок будущего и

Третья волна.

 

Шок будущего о том, что люди боятся будущего. И очень многие поступки людей можно понять, если знать, что этими поступками они стараются спастись от страшного будущего.

 

Третья волна вот о чем.

Все вы слышали, что мы живем в иформационном обществе. Что человечество перешло на информационную ступень или вступило в иформационную стадию. Иногда говорят «постиндустриальную стадию». У самого Тоффлера есть термин «супериндустриальное», но это все синонимы. А что здесь особенного внес Тоффлер?

Обратите внимание на различие между понятиями «стадия» и «волна»

Стадия – это как этаж Мы все взял и перешли на другой этаж, в другое общество.

А с волной все не так. Волны движутся захватывая одних и не захватывая других, сидящих рядом. Волны могут сталкиваться, стадии нет.

Напомню, что у Тоффлера описаны три волны

1)      аграрная

2)      индустриальная

3)      информационная

Я ввожу еще нулевую волну (охотников-собирателей) и четвертую волну (признаки которой уже можно увидеть. Например флэш моб – из четвертой волны)

 

Итак, волны сталкиваются. Пример из Тоффлера: война «Север - Юг». Столкновение первой (аграрной) и второй (индустриальной) волны.

Мой пример: комунизм. Это одновременно страх будущего и попытка первой волны уничтожить вторую, построить индустриальный мир в рамках аграрной логики, когда все заранее известно и все управляемо сверху – без частной инициативы и без частного предпринимательства. Шок будущего. Попытка остановить иторию.

 

Но волны могут сталкиваться буквально в одной комнате. Вот сидят три человека у всех одинаковые компьютеры, каждый решает свою задачу.

 

Один решает известную задачу известным способом (бухгалтер) . Это аграрная волна. Второй решает неизвестную задачу известным способом (архитектор). Это индустриальная волна. А третий решает неизвестную задачу неизвестным способом (изобретатель) –и это уже информационная волна.

 

Символ идустриальной волны – автомобиль (в книге – первый форзац). У аграрной волны – грабли. У информационной волны – компьютер

У нулевой – каменнй топор. У четвертой – мобильный телефон

Но компьютер вполне можно использовать по аграрному. Грабли по информационному нельзя, а компьютер по аграрному можно.

 

Аграрная волна – это государство. Землю поделили, все определили. Нацинальное государство. Индустриальная волна это корпорации, они не знают национальных границ. Информационная волна это сети – ннапример, ЖЖ. Там нет центра.

А вот четвертая волна – это отдельный человек или человек и его семья. Кстати в нулевой волне тоже ячейка это семья. Большая семья.

Кстати история семья – отдельная, седьмая часть книги.

Но перейдем к пятой модели

Теория уровней

Я сформулировал эту модель в 1989 году

Пару лет назад я узнал, что американский психолог Клер У. Грейвз (1914 - 1987) всю жизнь потратил на разработку этой теории. У него в США есть некоторое число последователей, но их мало.

И еще позже я узнал, что у Раймунда Луллия (1235-1315) есть очень много совпадений с этой моделью. (страница рукописи Луллия с портретом самого Луллия – на первом форзаце книги)

 

Итак, теория уровней. (В книге страница 36)

Когда учат математику, начинаю со счета, от 1 до 10

Не знаешь – не войдешь в математику

Когда учат музыку начинают с семи нот

Когда учат живопись начинают с семи цветов радуги

Теория уровней тоже начинается со своих базовых элементов

Не знаешь – не войдешь в гуманитарное знание, в науку о человеке.

 

Всякое развитие человека можно измерить уровнями

Какое такое развитие?

1)      человек взрослеет – возраст

2)      человечество развивается – всеобщая история

3)      одна страна развивается – национальная история

4)      история науки

5)      история искусства

6)      один человек исследует один предмет – и понимает его все глубже

 

Все это – и много другое – можно измерить уровнями

На каждом из этих путей мышление усложняется, в нем – время от времени – происходят качественные скачки

 

Как это соизмерить?

Нужно найти общий знаменатель. И у меня такой знаменатель есть, а у Грейвза нет.

Грейвз подробно описал как это выглядит в истории человечества и при взрослении человека. Но он не понял почему скачки

 

Давайте отвлечемся от людей – и будем обсуждать роботов.

Чтобы робот мог передвигаться, он должен видеть что вокруг. У него должно быть некое поле зрения или – это мой термин – поле внимания. Поле внимания отличается от поля зрения тем, что в нем выделяются связи между видимыми объектами, а не только сами объекты.

Мощность поля внимания – мера интеллекта такого робота, такого умного автомата.

Вот самый простой автомат – кнопка звонка.

Что видит эта кнопка? Только один объект – нажимающий палец. Видит и узнает. Узнает и звенит.

А вот автомат с газированой водой, кто еще помнит – у него поле внимания гораздо мощнее…

Вот это поле внимание и является ключом.

Давайте посмотрим каким оно может быть (страница 36)

 

 

 

 

Уровень

В поле внимания

0

Ничего

1

Один объект

2

Много объектов

3

Один процесс

4

Много процессов

5

Одна карта

6

Много карт

7

Одна система

8

Много систем

9

Все

 

1) Кнопка звонка реагирует на один объект. Операция – узнавание-наименование. Вопрос – что это? Категория «вещь». Сознание магическое

2) Много объектов? Можно различать-разграничивать. Категория – пространство. Вопрос – где это? Сознание этическое.

3) Один процесс. Операция – упорядочение-предельный переход. Категория - время. Вопрос когда? Сознание эстетическое

4)Много процессов. Можно строить ряды. Вопрос – как? Категория способ. Сознание – ролевое.

 

Вот например, спортсмены.

Чтобы толкнуть штангу, достаточно иметь один объект в поле внимания. Первый уровень

А чтобы толкнуть ядро этого мало. Надо не только чувствовать ядро, но и видеть круг, за который нельзя заступить. Видеть пространство, второй уровень

А вот бегун бежит свои сто метров. Он видит одну линию. Третий уровень

А у велосипедиста задача сложнее. Он видит не только себя и свою дорожку. Он видит соперника и должен так рассчитать рывок, чтобы соперник не успел рвануть вслед и догнать его. Это параллельные процессы, четвертый уровень

Все командные игры – например футбол – начинаются с четвертого уровня.

Но футбольное поле большое – это настоящая карта.

Чем интересна карта или плоскость?

Представьте себе, что вы едете в потоке машин и вдруг оказались в чистом поле – еду куда хочу! Свобода! Но и риск.

А что такое случайность и чем она отличается от свободы?

Свобода – если смотреть изнутри - это случайность если смотреть снаружи

Но вернемся к играм. В футболе тоже есть случайность.

Но есть игры в которых случайность еще более важна – игры с неполной ингформацией. Например – карты. Кстати сама систем карт построена так, чтобы заполнить плоскость

А вот для игры в шахматы уже надо видеть не плоскость, а пачку плоскостей – вспомните как выглядит анализ шахматной партии. Из одной позиции – множество продолжений. Сам шахматист в игре должен видеть все эти продолжения – все эти плоскости – сразу, чтобы счтитать и сравнивать варианты. В этом – смысл шахмат.

Если на пятом уровне возникает вопрос кто? Категория свобода и случайность, то на шестом уровне возникает вопрос почему?, необходимость и причинность. Почему мы предпочли данный вариант? Чтобы ответить на этот вопрос надо сравнить варианты, сопоставить разные продолжения, разные карты.

Если свободное мышление возникает на пятом уровне, то сомнение и доказательство, теоретическое мышление – на шестом.

Кстати о понятии «личность»

Ниже пятого уровня вообще нельзя говорить о личности ибо выыбора человеку не дано.

На пятом уровне можно говорить о личности. Но только на шестом можно говорить о внутреннем мире личности, о ее глубине. Что такое внутренний мир личности? Это процесс расчета вариантов.

Но все это расчеты по известным правилам.

А седьмой уровень когда игра меняет правила

Есть целое направление таких компьютерных игр. Например, WarCraft.

Здесь все время происходит выход за пределы правил, выход за пределы системы, мы видим границы системы, мы видим одну систему и ее границы.

 

Но такие уровни есть в любой деятельности

Например в музыке.

Играет камерный оркестр. Надо слушать партнера. Четвертый уровень

Но есть и сольные номера, там достаточно третий уровень

А есть импровизация, джаз. Там пятый уровень

 

Другой пример – история изобразительного искуссства.

(в книге цветнаая вклейка после страницы 64)

Меняется эпоха – меняется уровень мышления и у авторов и у зрителей

Вот солярный круг – один объект в поле внимания

А вот уже пещерная фреска – много объектов. Но в линию выстроить их нельзя

А вот Парфенон (третий уровень) и Кельнский собор (четвертый).

Понятно, что Кельнский собор качественно сложнее Парфенона?

А как это сказать математически.

У Парфенона все линии одинаковы, это как бы одна и та же линия. А у Кельнского собора параллельные отличаются, но при этом гармонически сочетаются. Третий уровень проще четвертого.

А вот с другой стороны.

Античность: каждый хочет доказать, что он сильнее другого. Отсюда война всех против всех. И на третьем уровне иначе и быть не может. Ибо если в поле внимания одна шкала, то по этой шкале каждый хочет оказаться выше других. Самый сидльный – он же самый умный и самый красивый, ибо шкала одна

Всякий раз когда вы видите войну всех со всеми, непрерывный обмен угрозами – это третий уровень.

Кто сильнее тот и прав. Слабых бьют. Цель оправдывает средства.

Все это третий уровень. В наше время он тоже встречается. Но, слава богу, уже не господствует. Или – скажем так – не везде господствует.

А на четвертом уровне у каждого свой процесс и нельзя сравнивать кто лучше.

Крестьянин хорош по своему, а дворянин по своему

Ролевое сознание.

Каждый держит свою роль – или по другому – каждый выполняет свой долг.

Как говорили английские солдаты, взятые в плен «я служу английской королеве и все вопросы к ней». Такого человека – выполняющего свой долг – запугать невозможно.

Специфика русской истории – у нас не было настоящего средневековья

Или точнее наше средневековье было разрушено

Сначала Иваном Грозным а потом Петром Великим.

И античное запугивание есть, и свободная воля есть. А ролевого сознания нет

Классический пример. Грибоедов, Горе от ума. Чацкий. Две ключевые фразы:

«Служит бы рад – прислуживаьтся тошно.»

«Служить, но делу, а не лицам. Что здесь?»

Служить лицам, прислуживаться – склоняться перед сильным, третий уровень

Служить делу – четвертый уровень

Чацкий прзывает выполнять свой долг, перейти с третье го уровня на четвертый. А его объявляют сумасшедшим. Кстати поздний Гоголь тоже искал спасение России в «чиновнике исполняющем свой долг». И его тоже объявили сумасшедшим.

Вот где проблема Российской ментальности: в ней пропущен четвертый уровень.

Настоящее средневековье – роолевая система, где все расписано

Вспомните средневековый алтарь. Там все расписано. У каждого святого свои обязанности. Кто отвечает за снег и дождь, кто за урожай, кто за плодородье скота.

А дальше – скачок. И уже не параллельные процессы, а карта. Наступает эпоха географических открытий.

Вот сравним два примера (цветная вклейка) – Кельнвский собор – и «рождение Венеры» Ботичелли.

Рождение Венеры композиционно построено так, что спирали организующие композицию невозможно вместить ни в какие параллельные линии. Они раширяются, заполняя плоскость. Это пятый уровень – Возрождение, дикий капитализм.

Где же грань между Средневековьем и Возрождением?

Вот Жанна Дарк. Когда ее сожгли по приговору суда, то вторым пунктом приговора было «носит мужскую одежду». Одежда это роль. Нарушаешь роль – смертная казнь. Хотя бы этот выход из роли и спас Францию.

А вот пьеса Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро». Керубино переодевается в женское платье. Это уже не преступно – это смешно. Другая эпоха. Средневековье позади, вот вот грянет буржуазная революция

Когда то что было запрещено становится разрешенным, а потом и нормальным – значит общество перешло на следующий этап.

Еще пример из советской истории. Семидесятые годы. За торговлю джинсами можно попасть в тюрьму, за торговлю  валютой могут расстрелять. Свободное предпринимательство запрещено. А проходит двадцать лет – и это становится нормальным. Общество перешло из средневековья в дикий капитализм.

Пятый уровень – высшая точка свободы.

А дальше – правовое государство. Свободу ограничивает закон. Кариталиста ограничивает юрист

Вообще все нечетные уровни совбодные. Все следующие четные – менее свободны, более ограничены.

Договороспособность – понятие шестого уровня.

 

Свобода пятого уровня дополняется ответсвенностью шестого уровня.

Но свобода и ответственность вообще говоря не совпадают.

 

Можно привести примеры, когда есть свобода и нет ответственности. И наоборот, когда ответственность есть, а свободы нет

Или история гражданской войны

Каждая деревня воевала за себя и они не могли договориться, они просто не видели друг друга. Второй уровень, а не шестой. Пространство, община, второй уровень.

Община: свои и чужие. Свои добро – чужие зло. Мир черно белый. И вы не можете с ними договориться. Вы – чужой.

А после шестого уровня?

Есть такая книга «Структура научных революций». Т Кун, автор, показваывает, что наука большую часть времени работает по известным правилам. Это нормальная наука. И только в редкие моменты ломаются правила, наступает научная революция – седьмой уровень

Но ХХ век – это сплошные научные революции. Это 7й уровень человечества – но не отдельных стран. Парадокс. Не классическая механика, а квантовая. Теория относительности.

А дальше восьмой уровень

На седьмом уровне мы видили границу одной системы. На восьмом мы видим несколько систем сразу.

И все проблемы нашего века этого уровня: экология. Межкультурные столкновения. Вы выходите в инт ернет – и на простом английском общаетесь – с финном, китайцем, австралийцем. И вы должны видеть их цивилизации, их системы.

 

Двадцатый век – Кандинский. Двадцать первый – Рерих, много систем.

 

Но вот настало время посмотреть как просвечивают уровни сквозь остальные четыре модели

Модель Пригожина

Модель Юма

Рис. 15

 

Уровни показаны цифрами в нужныъх точках цикла


 

 

Модель Тоффлера

0

9

 

8

7

 

6

5

 

4

 

3

2

 

1

 

0

 

Рис. 16

Уровни 0 2 4 6 8 – это база волн 0 1 2 3 4

Уровни 2 4 6 8 0 это элита волн 0 1 2 3 4

Об этом подробно в книге

Кстати это ответ на вопрос – откуда берется следующая волна.

Система образования ставит своей целью не только подготовить детей в нужном диапазоне уровней, но соблюсти пропорции: элиты должно быть больше чем базы. Но все хотят в элиту. И в тот момент, когда элита переполняется, она становитися базой новой волны

Модель Семашко (рис. 17)

Два вида пирамид – четные и нечетные уровни.

 Пирамида решений – нечетные (А). Пирамида теорий, мифов – четные (Б)

0

 

Аутсайдер Б = отшельник

9

Аутсайдер А = притворщик

 

8

 

Странник Б = мультикультуралист

7

Странник А = изобретатель

 

6

 

Автор Б = ученый

5

Автор А = генерал

 

4

 

Транслятор Б = проповедник

3

Транслятор А = офицер

 

2

 

Потребитель Б = верующий

1

Потребитель А = солдат

 

 

Hosted by uCoz