Фельдман Яков Адольфович. Санкт-Петербург, jfeldma777@gmail.com

Две задачи русской философии

Стучи в барабан и не бойся… вот смысл философии всей.

Г.Гейне

Двадцать лет в России смута. Смута в том смысле, что мы не понимаем, что с нами происходит. У нас нет адекватного языка, чтобы описать происходящее. Кто должен дать это язык? Современная русская философия, больше некому. Это ее первая задача. Но вот уже двадцать лет русское философское сообщество ходит кругами, ни на йоту не приближаясь к решению своей первой задачи. Двадцать лет – не слишком ли много?

Современные русские философы, я обращаюсь к вам. Можете ли вы предложить язык для описания сегодняшней российской реальности более точный, чем предлагаю я? Не можете? Тогда примите мой язык и давайте разрабатывать его вместе. Введение в этот язык я даю ниже.

Элвин Тоффлер, Нобелевский лауреат, написал книгу «Третья волна» о наступлении постиндустриального общества (первые его признаки появились в США в 1956 году). По Тоффлеру вторая волна (индустриальное общество) прошла по Земле триста лет назад, первая волна (аграрное общество) – десять тысяч лет назад. Была еще нулевая волна (у Тоффлера этого термина нет) – это собиратели, охотники, рыболовы. Постиндустриальное общество анализировали многие авторы. Чем же нам интересен Тоффлер?

Тоффлер единственный (!) говорит не о стадиях, а о волнах. И это принципиальный шаг: стадии не могут сойтись за одним столом, а волны могут. Следует только помнить, что волна – это идентичность человека, и применяемая им технология определяет эту идентичность лишь косвенно и опосредовано. Я знаю людей, которые применяют компьютеры так, как они применяли бы лопаты – если бы им дали лопаты.

А теперь вернемся в Россию.

Я полагаю, что в России сошлись все волны и в следующих пропорциях (это мои личные экспертно-приблизительные оценки, но я знаю как по социологическим опросам получить оценки точные). Нулевая волна – 10%. Первая волна – 70%. Вторая волна – 17%. Третья волна – 3%.

У нас нет демократии? Но демократия – структура второй волны. В первой волне она еще не нужна, в третьей – уже не нужна. У нас нет нации? Но нация – структура второй волны. В первой волне она не нужна. У нас хотят царя-батюшку? За него готово голосовать абсолютное большинство? Это типичный сценарий первой волны. У нас хотят православия для всех? Православие – классическая идеология первой волны.

Как видите, модель вполне согласуется с фактами. Первая задача решена.

Если первая задача решена, то в чем состоит вторая задача? От понимания надо перейти к действию. Каким может быть это действие? Определение наилучшего действия и есть вторая задача. И здесь я снова предлагаю свое решение.

Откуда берется такое распределение по волнам? Ответив на этот вопрос, мы поймем, сможем ли мы на это распределение повлиять и каким именно образом.

По Марксу человек родился – и сразу к станку. Там у станка формируется его личность. Но после Маркса были и другие мыслители. Отмечу только два имени: Зигмунд Фрейд и Мария Монтессори. Они (каждый по своему) показали, что формирование личности происходит не у станка, а гораздо раньше – в системе воспитания, коротко говоря - в школе.

Эту мысль высказал и сам Тоффлер: система образования всегда готовит человека ко вполне определенной волне.


Представьте себе способности человека как клавиатуру пианино. Человек рождается со всей клавиатурой, хотя индивидуальные различия существуют: одни клавиши отзываются звонче, другие глуше. Но система образования нацелена на то, чтобы выбить лишние клавиши – оставить только те, которые потребны в данной волне! Личность может попытаться уклониться от этого молотка и, если ей помогает семья, то шансы на это есть. Но системы это не отменяет.

Отсюда - решение второй задачи: надо создать такую школу, которая развивает все способности человека, а не те только, которые потребны в данной волне.

Вам не понятно, (1) о каких именно человеческих способностях идет речь? (2) как связать их с волнами? (3) как открыть им простор для развития? Ответ на эти три вопроса дает ТУАИ – теория уровней абстрактного интеллекта, первый вариант которой был опубликован мною в 1990 году. Ближайший аналог этой теории - «Спиральная динамика», автор - американский психолог У.К.Грейвз (1914-1987). (Spiral Dynamics by C.W.Graves)

Согласно ТУАИ существует 10 логик (с номерами от 0 до 9) или 10 уровней. У Грейвза в разных публикациях 7 или 8 уровней.По смыслу они совпадают с уровнями ТУАИ 1-7 или 1-8. Но описание Грейвза эмпирическое, поэтому его уровни с примесями (как химические элементы в природе), а уровни ТУАИ – абстрактные (как в таблице Менделеева) и потому - чистые.

На каждом уровне – свое мышление (вопросы, категории, операции познания; категории и операции бывают двух видов – экстенсивные и интенсивные), сознание, поведение взаимодействие. У каждого уровня свой возраст ребенка, свое профессиональное сообщество, свое сословие, свой общественный строй. Но это все следствия. А причиной определенного уровня является мощность поля внимания, которая в ТУАИ понимается структурно-топологически. Какую топологическую структуру способен человек удержать в своем поле внимания без существенных потерь? Это определяет все остальное. Соответствие уровней и структур показано в следующей таблице. Там же показаны некоторые из перечисленных выше «аспектов»

Таблица 1

В поле внимания

Пиктограмма

Вопрос

Категории

Возраст освоения (лет)

0

Ничего

Еще нет

 

Бытие, Ничто

 

1

Один объект

Один объект

Что

Вещь, имя

0-3

2

Много объектов

Много объектов

Где

Пространство, граница

3-6

3

Один процесс

Один процесс

Когда

Время, движение

6-9

4

Много процессов

Много процессов

Как

Роль, способ

9-12

5

Одна карта

Одна карта

Кто

Свобода, случайность

12-15

6

Много карт

Много карт

Почему

Причинность, доказательство

15-18

7

Одна система

Одна система

А если

Парадокс, противоречие

18-21

8

Много систем

Много систем

А зачем

Универсум, компромисс

21-24

9

Все

Уже нет

 

 

 

Полный качественный анализ каждого уровня можно найти в книге «Теория уровней и модель человека», Москва, 2005. (Или в интернет: http://jfeldman.narod.ru )

Следующая таблица показывает связь уровней ТУАИ и волн Тоффлера. Здесь же даны еще несколько аспектов


Таблица 2

Сословие, класс

Эпоха

Нулевая волна

Первая волна

Вторая волна

Третья волна

0

Дети, толпа, сумасшедшие

 

База

 

 

 

1

Рабы, солдаты

Дикость

Ядро

 

 

 

2

Крестьяне-общинники

Матриархат, варварство

Элита

База

 

 

3

Офицеры- дворяне

Патриархат, античность

 

Ядро

 

 

4

Священники, чиновники

Ролевое средневековье

 

Элита

База

 

5

Капиталисты, генералы

Возрождение, дикий капитализм

 

 

Ядро

 

6

Ученые, юристы

Правовое государство

 

 

Элита

База

7

Изобретатели, философы

ХХ век

 

 

 

Ядро

8

Святые

ХХI век

 

 

 

Элита

 

Таблица 2 между прочим отвечает на вопрос «откуда берется следующая волна». Причина в том, что все хотят попасть в элиту. Но система образования построена так, чтобы отсечь большинство. Как только этот механизм (по каким-то причинам) ослабевает, элиты становится слишком много – и она образует базу следующей волны

Последний вопрос: как обеспечить простор развития всем способностям человека

Ответ дает следующая таблица. Обратите внимание – в ней нет классно-урочной формы.

Таблица 3

Возраст (лет)

Классы задач

Классы операций

Формы работы в школе

1

0-3

Закрытые - Ответ уже известен

Узнавание, наименование

Компьютерный учебник, компьютерное тестирование, гибкое управление, индивидуальный маршрут (компьютерные технологии для этого разработаны)

2

3-6

Различение-разграничение

3

6-9

Линейное выполнение

4

9-12

Полуоткрытые - Ответ моет быть получен в рамках нормальной науки

Кооперация, координация

Проекты, деловые игры, исследования, презентации, конференции, выставки творческих работ, спектакли

5

12-15

Неопределенность, принятие решений, ответственность

6

15-18

Моделирование, Обоснование, Доказательство

7

18-21

Открытые - Нужна научная революция и/или межнаучный синтез

Парадоксальная идея, изобретение

Проекты с выходом в реальную жизнь

8

21-24

Учет отдаленных последствий, слабых влияний

Можно ли построить такую школу сегодня? Можно, если найти ресурсы и защитить от государства. Этому государству такая школа не нужна, этому государству нужно воспроизводство первой волны. Но может быть найдутся в стране другие ресурсы и другие защитники? На этот вопрос пусть ответит философское сообщество.

Hosted by uCoz