Яков Фельдман

Семинар в Буквоеде 12 февраля 2008 года

Стенограмма

(Внимание интернетчиков: картинки открываются в отдельное окно, анимации еще в одно окно - получается всего три окна)

Добрый день!

Это уже второе занятие, первое было неделю назад. Но для тех кто на прошлом занятии не был мы кратенько повторим что там было. Семинар посвящен школе, всего запланировано четыре занятия. Первое занятие называлось так: «Плохая школа. Как и почему наша школа калечит наших детей умственно нравственно и физически». Ведут семинары: я —Фельдман Яков Адольфович и Алексеева Елена Николаевна, моя жена. Мы опираемся на наш опыт и наши разработки теоретические.

Поскольку мы сразу говорим о многих школах, о всех школах, то нам приходится применять абстракции. Всякий раз, когда вы будете говорить «А вот есть конкретная школа» - да, это интересно. Но конкретные школы, конкретные люди всегда существуют в каких-то системных рамках, есть какие-то системные законы, с которыми эти люди вынуждены считаться. Мы будем говорить именно о системных рамках и системных законах.

Если системные законы против ребенка, то что должен делать учитель? Защищать ребенка от системы? Или слиться с системой? Во всяком случае, бороться с системой и победить — это не так просто.

Итак, краткое содержание первой части

У нас есть несколько моделей, которые описывают как — по нашему мнению — происходит процесс обучения и процес развития ребенка. Нам кажется, что существенные параметры в эти модели включены. Если их не учитывать — конфликт неизбежен. Несколько конфликтов  неизбежны — мы это дальше увидим.

Начнем с первого параметра.

Нравственное: первая теорема

У каждого человека — он не просто разный, другой — нас интересует - какова у него работоспособность. Известно, что человеку нужно какое-то время на то, чтобы включиться в работу (подъем), потом — высокая работоспособность (плато), потом он устает, замедляется, начинает делать ошибки (спуск). Потом нужен отдых (на нуле), а потом все можно начать сначала — и можно предположить, что эта кривая периодическая. В жизни сложнее — там накладываются ритмы суточные, недельные, годовые — но для наших исследований — когда все происходит в пределах одного урока — для нас достаточно предположить, что кривая периодическая и бесконечная. 

Мы называем это «кривая разогрева».

Если мы находимся в высокой точке, то у нас высокая работоспособность, быстрые движения, быстрая речь, мало ошибок, точность высокая, качество хорошее.

Если мы уже спустились (или еще не поднялись), то у нас низкая скорость, много ошибок, плохое качество продукта, плохие результаты.

Обратите внимание вот на что: У каждого человека параметры этой периодической трапеции (длина и высота плато, площадь под кривой и даже форма кривой) — свои! Почему это важно?

Посмотрим, что происходит, если мы посадили рядом двух человек, а у них разные кривые разогрева. А мы требуем — условия задачи таковы — чтобы они работали синхронно, с одинаковым качеством и с одинаковой скоростью. Что при этом происходит?

В начале: один быстро работает, другой медленно.

Тот, который быстро, говорит своему соседу: ты почему спишь? Ты лентяй, ты дурак, ты ничего не умеешь...

До какого-то времени это верно. А потом наоборот: теперь этот (первый) дурак, лентяй, ничего не умеет, спит...

Конфликт возникает объективно, никто — ни первый, ни второй -  в этом не виноват. У них такая биология, такая генетика, такая биохимия.

А кто виноват? Виновата рамка, требующая синхрон.

Снимите эту рамку, уберите синхрон. Поставьте другую рамку, потребуйте не синхрон, а кооперацию, взаимодополнение, взимозамену. Например, пусть кто-то третий задает вопросы, а отвечать будет тот, кто сейчас лучше разогрет.

И все! Проблема решена.

Это первый конфликт и способ решения этого конфликта. Возьмите его себе на заметку.

 

А вот еще интересный поворот темы.

Если набрать людей случайно, то у них конечно будут самые разные кривые разогрева. Но оказывается, что существуют четыре точки сгущения в этом пространстве вариантов.

И мы эти четыре точки давно и хорошо знаем — только под другим именем. Это четыре темперамента.

Холерик — сангвиник — флегматик — меланхолик.

Этой связи темпераментв и кривой разогрева нет нигде, это наше ноу-хау.

Самый быстрый, быстрее всех начинает работать, быстрее всех выходит на хороший результат, но — раньше других устает: холерик.

Сангвиек — помягче. Не так быстро, не так высоко.

Флегматик — еще мягче, еще спокойнее. Дольше всех сохраняет работоспособность. Поэтому лучший начальник это флегматик. Он дольше всех помнит какую проблему мы все решаем, для чего  мы здесь собрались

А у меланхолика очень странная кривая. Он не слабый! Он странный.

Он плохо-плохо-плохо — а потом вдруг хорошо и бывает что лучше всех.

Примеры гениальных меланхоликов: Шопен, Чайковский, Зощенко, Мандельштам, Гоголь, Блок... продолжите этот ряд сами.

Примеры — в литературе полно.

Винни-Пух, например. Четыре персонажа, четыре разных темперамента: Пятачок (холерик), Пух (Флегматик), Кролик (Сангвиник), Иа-Иа (Меланхолик). Но удается же им как-то взаимодействовать, есть способы! Там есть конфликты, но кончается это всегда кооперацией!

Три мушкетера и Дартаньян — четыре темперамента.

Есть и други примеры.

Кстати: обратите внимание на этот прекрасный метод.

Изучать живого человека всегда рисковано. Изучать персонажей искусства, литературы, кино — театра — это прекрасное занятие. Вы ничем не можете им повредить! И потом — они  никуда не денутся, они уже с нами навсегда. И никаких секретов — чего нет в тексте, того нет вообще. Понятно, что у живого человека всегда есть  секреты, что он шире любого описания. А у персонажа не так: он и его описание абсолютно тождественны! А как удобно на этих персонажах проводить демонстрации! Вы про них знаете и я про них знаю, обсуждая детали как много времени мы экономим! Так что метод прекрасный — рекомендую.

 

Это была первая модель Разогрев, теперь — вторая —Кодировки

Кто читал книжки по НЛП, тот помнит, что одни лучше слышат (аудиалы), другие лучше видят (визуалы), а третьи воспринимают мир мышечно, через пространственное движение (кинестетики). У нас это называется ухо-глаз-рука.

Это не собственно органы, это те части мозга, которые воспринимают от них первичную внешнюю информацию. И всегда среди этих трех каналов есть один ведущий, по которму поступает больше чем по другим.

Из зала. А бывает несколько ведущих?

Скажу. Пропорции у каждого свои. И бывает что ведущий и второй почти одинаковы. Но все-таки ведущий есть всегда.

Это, так-сказать, процессоры ввода. Их три.

Далее идут еще три Центральных процессора. Их тоже три: Текст, Картинка, Схема.

Говорят, что есть левое полушарие и правое, левое — абстрактное, там язык. Неправда. В левом полушарии — схемы, в правоем - картинки. Язык, текст — сразу в двух полушариях, его зона захватывает и левую и правую часть мозга.

Обратите внимание: внешняя информация тоже идет по трем каналам сегдня: Кино, Компьютер и Книга.

Говорят: Ах дети не читают. Ну и что? Есть еще и другие каналы!

И еще есть три процессора на выходе. Когда человек придумал — что он придумал? Образ, Сценарий, Смысл.

Образы у художников, Смыслы у ученых, Сценарии у политиков.

И там тоже есть разные пропорции.

Это очень важно, когда человек учится.

Рассмотрим Центральные процессоры, мы называем это главной триадой.

Текст-картинка-схема

Нас интересует, во-первых, задача — в какой форме она подается и, соответственно, в какой форме нужно вернуть решение, как правило это одна и та же форма, например, текст.

Здесь мы говорим о кодировке задачи.

Во-вторых, нас интересует ученик, какой центральный процессор из трех у него самый сильный. Обычно мы говорим о родной кодировке и полагаем, что человек при решении задач использует именно родную кодировку.

Рассмотрим два случа

Первый. Родная кодировка и кодировка задачи совпали. Здесь все происходит быстро.

Второй случай более трудный. Я имею виду, что родная кодировка ученика и кодировка задачи НЕ совпали и в цепочку добавляется два лишних звена: перекодировка туда и перекодировка обратно. Получается что во втором случае ученик выполняет работу значительно большую, может быть в три раза большую, чем первый ученик. А вы их посадили рядом и не понимаете, почему этот второй так долго работает. И он тоже этого не понимает.

На практике эти два фактора — разный разогрев и разная кодировка — накладываются друг на другам и вот что при этом происходит

В классе один учитель и много детей.

Что делает учитель? Он вбрасывает задачи. Математика, история, литература, химия — это все равно задачи, которые учитель вбрасывает, а ученик за партой должен решить. Важно:

форму подачи и темп подачи учитель выбирает по себе. Он же человек! И у него есть свой любимый темп и любимая кодировка. Какой это темп? Какая это кодировка?

В классе дети сидят случайно, там распределение равномерное, три кодировки, четыре темперамента. Если конечно перед вами не отобранные спортсмены или математики или филологи или музыканты. Но меня интересует обычный класс, где сидят неотобранные.

А вот учителей отбирали! Им притом определенным образом! И по тем экзаменам которые они сдавали в своем педвузе видно: прошли те кто любит текст (как правило) и те у кого в меру быстрый разогрев — сангвиники. Отклонения есть, но их мало, о них не будем, это отдельная тема.

А что происходит в классе?

Вот флегматики и меланхолики. Они за учителем не успевают. Они могут даже не напрягаться — все равно не успеют. В лучшем случае он поставит им тройку за хорошее поведение. И это формирует их нравственную позицию. Им ничего не надо, оставьте их в покое. Вот такие будут из них граждане. Если это слово здесь вообще применимо.

Я называю их неудачники — по жизни это именно неудачники.

Вот уникальный экземляр. У него текст и он сангвиник — он такой как учитель. Он будет работать честно, успевать, получать заслуженные пятерки. Это формирует его нравственную позицию на всю жизнь. Он всегда будет работать честно. И даже если общество не всегда будет ставить ему пятерки, его позиция уже не изменится.

Про таких говорят- ботаники. Я их называю — отличники.

Но таких мало — только 1/12 — всего клеточек 12, 3 кодировки, 4 темперамента, распределение случайное, равномерное.

1/12 — это 8,3%, не слишком много.

Вот интересная группа: быстрые (холерики и сангвиники), а кодировка неправильная - как бы неправильная - не как у учителя, не текст, а кртинка или схема. Но они быстрые и вне школы привыкли все успевать и везде побеждать. А тут они сталкиваютс с тем, что они не успевают — если будут работать честно. И тогда они открывают для себя другой путь: надо обмануть учителя, надо списать. И это формирует их нравственную позицию, их гражданскую позицию. К цели любой ценой! Пусть неудачник плачет! Законы не для них, правила не для них, мораль не для них. Я называю их жулики. Все коррупционеры  и все бандиты — из них. Сколько таких? Третья часть общества.

Осталась одна клеточка: холерик и текстовик. Он еще быстрее учителя! Но тут возникает моральный выбор. Куда девать эту избыточную мощность?

Есть два пути. Первый, «моральный» - потратить этот избыток на помощь учителю: заниматься с отстающими, делать доклады, побеждать на олимпиадах.

Но есть и второй путь, «аморальный» - дать списать жуликам и за это получить от них самые разные блага — каких ни на одной олимпиаде не выиграешь

Так вы вырастают взяткобратели и взяткодатели, вот такая кооперация.

В амооральном варианте учебные успехи цель важная, но не единственная и круглого отличника вы здесь уже не получите.

 

Вы можете зайти в школу. В классе в классе 36 человек. Сколько в нем отличников?

Минимум 3 максимум 6.

 

А можете зайти на выборы. 50% - болото, голосую какУчитель сказал.

От 8 до 17% - оппозиция. Решают сами.

А как голосуют оставшиеся 33-42%?

Чтобы они правильно проголосовали - их надо еще попугать Двойкой — вот почему диктатор пугает граждан своей жестокостью, казалось бы бессмыссленной — когда разгоняет и сажает ничтожную (8-17%) оппозицию — чтобы эти 33-42% не подумали уклониться. А мы удивляемся откуда такая жестокость. Никак понять не можем.

И кому это Президент адресует свои мессиджи. Думаем Бушу. Нет не Бушу. Теперь понятно кому. Жуликам.

Это была теорема о нравственности и о том как школа калечит эту нравственность, а заодно и убивает гражданское общество в колыбели.

Физическое: вторая теорема

Но тут же видна и теорема о том как школа калечит детей физически.

Если человек все время в стрессе — это причина всех болезней.

Если закон таков, что выполнить его невозможно, то каждый изначально преступник — а это стресс.

Если человек хочет хороших оценок несмотря на крайне невыгодные условия, в которые он поставлен — это перегрузка и это срыв здоровья.

Если человек не может отдыхать, когда ему положено по кривой разогрева, потому что идет урок и есть расписание  — то его острые болезни переходят в хронические.

Что мы и наблюдаем, смотрите статистику. А никто не понимает почему так. Вот почему.

Конец второй теоремы.

Интеллектуальное: третья теорема

Третья теорема — про интеллект.

Почему школа калечит наших детей интеллектуально.

Для этого есть еще одна модель — она тоже наше изобретение — то что в книгах называется теория уровней или ТУАИтеория уровней абстрактного интеллекта

 

Итак, чтобы человек не изучал, он должен пройти по ступенькам у нас это называается уровни. И нельзя ни одной из этих ступенек пропустить — так устроено человеческое познание.

 

Один объект — первый уровень, много объектов — второй уровень. И только потом он может перейти к процессу. Дальше пока не двигаемся.

 

Здесь есть вполне определенные познавательные операции. Первый уровень - узнавание-наименование и вопрос Что это?

Второй уровень — различение-разграничение и вопрос Где это?

Третий уровень. Упорядочение, предельный переход. И вопрос Когда это?

Узнали вопросы Что Где Когда?

Узнали априорные категории Канта? Я имею ввиду Пространство и Время, как вы уже догадались.

А заодно открыли еще одну априорную категорию: Вещь (первый уровень) Мы и дальше будем уточнять Канта и других философов тоже.

Из зала. А третья категория Канта — я имею ввиду Причинность - когда будет?

Потерпите. Причинность это шестой уровень. Еще доедем.

Войти в любую науку — надо знать ключевые слова и не путать их. Это первый и второй уровень соответственно. И тогда на третьем уровне у вас появится возможность решать линейные задачи — задачи по линейному алгоритму: первое действие, второе действие...

 

Беда в том, что на этом школа кончается, а познание только начинается.

 

Дальше — четвертый уровень. Человек уже может представить себе параллельные процессы. Представить — значит удержать в поле внимания. Поэтому можно говорить о поле внимания, о его мощности. О том насколько сложные структуры поле внимания способно удерживать без того, чтобы эти структуры не распадались, не превращались в более простые, в структуры меньшего уровня.

 

На четвертом уровне возникает вопрос Как, каким образом, каким путем? Это можно спросить, поскольку поле внимание уже удерживает несколько параллельных путей. Но соскочить с пути здесь невозможно, а можно только держать свой путь и поглядывать на пути параллельные, как вы поглядываете из окна трамвая на автомобилистов и пешеходов.

 

Пятый уровень видит еще шире — он видит плоскость, карту, он видит все возможные пути -  и теперь впервые появляется возможность соскочить с одного пути на другой, поперек траектории, плоскость это позволяет. И кто-то должен принять решение о таком скачке — возникает вопрос Кто? Заодно возникают такие — Априорные — категории как Свобода и Случайность.

 

И здесь — впервые — возникает личность, раньше ее не было, раньше не было возможности выбирать. И возникает Ответственность за свой выбор. Но это еще личность без глубины, без внутреннего мира. Она принимает самостоятельные решения импульсивно, я бы сказал, бездумно: Я так хочу.

 

Личность с глубиной, с внутренним миром, личность, которая сначала думает, а потом делает, возникает дальше, на уровне шестом.

Вместе с возможностью теоретического мышления и вопросом Почему? Априорная категория Причинность.

 

Напомню: до пятого уровня, на уровнях 1-4 личности нет и не надо там это слово употреблять

 

Итак шестой уровень. Появилась возможность удержать в поле внимания много плоскостей, много карт. Можно на каждой карте проложить свой маршрут и мысленно их сравнить — и - Внимание! — выбрать наилучший. Появилась возможность — впервые — сначала подумать, а потом сделать. И эта процедура выбора, длящаяся во времени, это сравнение и аргументированный выбор как процесс — и есть внутренний мир личности. Раньше этого не было. А заодно появился спор с самим собою — а значит возможность спорить с другими, вести такую дискуссию, где думают, а не криком берут и не убивают. Только на шестом уровне.

 

Почему у нас парламент не место для дискуссий? Потому что у нас нет депутатов шестого уровня. У нас вообще с шестым уровнем не густо. А вот во Франции — кстати парламент слово французское — как раз густо и они этим гордятся. Со времен Декарта густо и со времен Декарта гордятся.

 

Поэтому у нас не парламент а Дума. Думают они там. Но процесс сугубо внутренний и о чем они там думают проверить нельзя.

 

Так возникает личность.

Но это еще закрытая личность.  У нее есть УЖЕ свой внутренний мир — но она этим миром ЕЩЕ дорожит — он дорого ей дался — и не спешит новую информацию набирать.

 

Вот недалее как вчера я слушал доклад одного серьезного философа, который создал свою собственную систему. И всякая информация, которая разрушает его систему ему не интересна. Он ее просто не слышит, не читает, не замечает. И просит — дайте ваши замечания — но только такие, которые ЗА его систему, а которые ПРОТИВ не давайте, не нужно. Он их все равно не услышит. Закрытая личность.

 

Кто читал книжку Куна “Структура научных революций” (был такой философский бестселлер в 70х-годах), помнит его термин Нормальная наука. Так вот: нормальная наука все факты противоречащие выбранной теории попросту игнорирует. То есть нормальная наука — это наука шестого уровня.

 

Но и это еще не все

Седьмой уровень. Внимание седьмого уровня выходит в трехмерное пространство, пересекает плоскости — и это называется парадокс. И возникает вопрос А если?

И Наука уже не может игнорировать новые идеи и обнаруженные противоречия и парадоксы. И это уже не нормальная наука, а научная революция. Седьмой уровень

Соответственно личность уже не игнорирует ту новую иноформацию, которая разрушает старую картину мира — у этой личности мощность столь высока, что она эту новую информацию переваривает и картину мира все время подправляет и корректирует.

Открытая личность. Седьмой уровень.

На шестом уровне систему аксиом менять нельзя. А на седьмом — можно.

А если заменить пятый постулат? Чтобы параллельные пересеклись, что тогда? Это седьмой уровень.

В девятнадцатом веке это еще экзотика. Лобачевский там сумасшедший. А Двадцатый век сам сумасшедший, он весь седьмого уровня.

А вот двадцать первый век еще похитрее будет.

На седьмом уровне мы выходили за границу и видели где кончается система.

И у нас появилось само понятие Система. Кто внутри системы, тот не может ее представить как отдельное целое, ему понятие Эта Система недоступно.

А на восьмом уровне мы едем дальше и видим Много Систем.

Двадцать первый век такой.

Культуры сталкиваются и надо видеть все культуры сразу, в одной голове держать.

Межкультурные конфликты, межконфессиолнальные, экологические — все этот может быть решено только на восьмом уровне.

 

Повторяю: школа кончается на третьем уровне.

Вы берете самый толстый задачник для самых умных школьников — и там все задачи линейные. Это может быть очень длинная линия — но это все равно линия, третий уровнень.

Тут есть еще два аспекта

Возраст и Эпоха.

Возраст: каждые три года главная задача ребенка сдвигается на один уровень вверх.

С 6 до 9 лет — чудесный возраст. Ребенок мыслит линейно, читать, писать, считать — а все это сугубо линейные операции — это то чего он хочет. Школа ему подходит! И все счастливы.

Но ни до этого возраста, ни после линейная школа ему не подходит. Но если до 6 лет говорят «он еще не готов к школе», то после 9 никто ничего не понимает.

Иванов, не вертись! У тебя своя тетрадка!

А Иванов хочет к соседу заглянуть — у него теперь такое широкое поле внимания, что ему интересны именно параллельные процессы, а линейная работа ему не интересна.

Теперь нужны более сложные по своей структуре задачи

Ролевые игры — Четвертый уровень. Проекты — если это не просто групповая работа, а еще и самостоятельные решения, ответственность, неопределенность и риск, — уровень пятый. Презентацию подготовить, доложить, обсудить, доказать свою правоту — это шестой уровень.

Первые три уровня — это закрытые задачи. Там известен ответ. И не надо учителю этим заниматься. Этим должен заниматься ученик с Компьютером. Учитель должен стоять сзади и смотреть что все хорошо. Подсказать иногда. Но! Нечеловеческое это дело повторять бесконечно одно и тоже — это дело машинное.

И самое главное: учитель не в состоянии проверить правильность всех ответов — а компьютер может. А что будет если на самом начальном этапе кто-то из учеников не усвоил тему? Все сто задач решил и все неправильно? Ученик уверен что все знает. А на самом деле дальше он двигаться не может и вся последующая наука для него закрыта. И самый старательный ученик становится двоечником — и никто не понимает почему. А дело в том начальном этапе, когда учитель был в перегрузке, а ученик усвоил тему неправильно.

Найти эти пробелы потом — а у каждого они разные — это тяжелейшая работа и не каждый репетитор тут может помочь.

Уровни четвертый — пятый — шестой — это Полуоткрытые задачи.

Как есть табличные интегралы и есть сводимые к табличным, так есть известные задачи —

а есть сводимые к известным, Закрытые (1-2-3) и Полуоткрытые (4-5-6).

Полуткрытые наука примрено знает как надо решать, но ты постарайся сам и найди это решение сам. Все это - нормальная наука.

А вот 7-8 — это открытые задачи. Наука не знает как их решать! Скорее всего в ее сегодняшних рамках они вообще неразрешимы, надо раздвигать сами эти рамки, надо добавлять аксиомы, нужна научная революция, нужен межнаучный синтез.

 

И все уровни надо тренировать. И известно как их тренировать. 1-2-3 — с компьютером. 4-5-6 — ролевые игры, проекты, презентации. Известные методы. Но у нас это считается экзотика для избранных, полтора процента. А должно быть для всех! За рубежом это применяется очень широко.

А 7-8 — это на улицу выти — экология, культурное наследие, толерантность, мультикультурализм... Но у нас научились профанировать все. Поговорили о проблеме, продемонстрировали знание ключевых слов, второй уровень вместо восьмого, отметились.

А дети знают как решать эти проблемы, знают лучше нас, взрослых и лучше нашей науки знают. Если у них еще открыты глаза и уши, мозги и сердца, если мы их еще не загубили.

 

Есть еще один интересный аспект.

Я тут когда-то выступал, говорил про Тоффлера и его три волны

Первая волна Аграрная, вторая Индустриальная, третья Информационная.

Аграрная вола — мир цикличный, зима-весна-лето-осень, десятб тысяч лет одно и то же.

Индустриальная волна — промышленная революция — триста лет. Мир меняется, им правит  нормальная наука, возникает правовое государство.

Третья волна — сейчас — новые технологии каждый день другие, мобильники, интернет. И надо быть готовым все выбросить и начать все сначала.

Закрытые задачи хороши для Аграрного общества (так делали предки наши)

Полуоткрытые хороши для Индустриального общества, для нормальной науки.

В Информационном обществе нужно уметь решать Открытые задачи.

И сам Тоффлер в интервью про американскую школу говорит так: что мы делаем с нашими детьми? Школа это конвейер, и она готовит их к конвейеру. А в американской экономике давно уже нет никаких конвейеров! Мы воруем будущее у наших детей!

Индустриальное общество они – американцы - уже проехали, а школу изменить не могут. Поимают что плохо, а изменить не могут. Так что наши наработки и им пригодятся.

У нас те же проблемы, только хуже, та же болезнь, только в более острой форме.

Это про интеллектуальное, конец третьей теоремы. О том как школа калечит наших детей интеллектуально.

Конец повторения первого семинара.

Новая тема: другая школа.

В программке названы пять систем, которые стоит знать, это не все, это самое яркое, что существует в мире.

  1. Ситема Вальдорфских школ: Рудольф Штайнер
  2. Мария Монтессори
  3. Селестен Френе
  4. Дзэн Буддизм как педагогическая система
  5. Дети Индиго

Вальдорфских школ в мире много, за ними стоит серьезная философская система. Есть мощная система подготовки педагогов. Штайнер утверждает, что дух-интеллект должен опираться на душу-эмоции и на тело-здоровье. И тут я с ним конечно согласен. Но с системой в целом я не согласен. И в моей книге Педагогика Луны и Педагогика Солнца показано, что это Педагогика Луны. (Педагогика Луны считает что ученик как Луна светит отраженным светом солнца. А Педагогика Солнца считает, что ученик светит собственным светом, что он сам Солнце. И я показываю, что все педагогические системы распадаются на эти две группы и Педагогики Солнца в мире довольно мало)

Мария Монтессори — эту систему надо знать подробно. Буквально вчера читали форум, где родители (это подмосковный Жуковский) обсуждали: нужны ли нам сады Монтессори. Полемика была мягко говоря горячей. А противники утверждали что это все тлетворное влияние запада. Что нельзя давать ребенку свободу, а то он вырастет непослушным. Другие были не согласны. К счастью, их было больше.

Нужны ли нам послушные граждане? И можно ли послушного человека считать гражданином?

Известно, что система Монтессори в основном применяется для дошкольников и считается, что она хорошо готовит детей к школе, но дальше ее применять нельзя. На самом деле это неправда. Правда, что это этап очень важен и правда что он очень хорошо проработан у самой Монтессори, лучше проработан чем другие этапы, другие возраста. В более поздних возрастах сделано меньше, обосновано меньше.

Но система открытая и на ее основе действительно можно построить то что было бы современной и прогрессивной школой. Это можно сделать.

И не думайте что это школа для больных детей. Просто если применять эту систему, то больных не будет, а будут все здоровенькие.

Селестен Френе. Он работал с начальной школой. И он фактически превратил ее в авторское сообщество. Дети издавали газету, сами формировали свой учебный план, сами обсуждали свои организационные проблемы и учебные проблемы, и проблемы общежития. И все это в начальной школе! Там уже возникала свободная личность, ответсвенность, теоретическое мышление и правовое государство. Пятый и Шестой уровень. Кто и почему.

Но даже во Франции, где Френе знают и уважают, его мало применяют, менее двух процентов педагогов начальной школы.

Дзэн Буддизм как педагогическая система. Это не школа для детей, это школа в которой надо всю жизнь учиться. Но там есть принципы, которые и в нашей школе нужны.

Главное правило: нельзя человека ничему научить — но он может сам научиться если захочет и если для этого будут условия.

И личный поиск своего я — это важный принцип.

Личность — это всегда загадка. Вы не знаете что из него вырастет, не можете этого знать. Он сам этого не знает.

У нас есть несколько правил — они есть в книжке Педагогика Луны и Педагогика Солнца.

Первое правило: Стимулировать и ждать. Вы посадили дерево и хотите получить высокое дерево — не будете же вы его из земли тянуть вверх, вытягивать?

Этого делать нельзя. Но поливать и удобрять можно. И ждать можно.

Так и с ребенком. Стимулировать и ждать.

Дети Индиго. Термин появился в 1982 году. Это интересное движение. Они рассматривают  одареных детей как посланцев из будущего, из космоса. И да и нет. Во первых всех детей надо рассматривать как способных к неограниченному развитию. Во-вторых не из будущего они. Они от нас в будущее. И на этом можно построить школу. Но если вы будете читать эти книжки и впадать в ту мистику которая здесь есть — вы будете только ахать и охать, а построить ничего не сможете. На мистике ничего построить нельзя. 

А теперь ваши вопросы

Из зала. У вас уже есть методики где все это соединено?

Первое занятие называлось Плохая школа. Второе, сегодня называется Другая школа. Следующее будет называться Хорошая школа — какая она должна быть. И там будут модели  

Плохая школа это тоже модель, модель вчера-сегодня. Хорошая школа будет из двух моделей. Сегодня-завтра и завтра-послезавтра. Сегодня завтра это о том как существующую школу плавными преобразованиями превратить в нечто более-менее разумное и человеко-сообразное. Не идеальное, но приемлемое. В этой модели многое остается, многие ограничения остаются. Например школьное здание. Оно ведь квадратное. А почему? Может круглое было бы лучше? Но это уже модель завтра-послезвтра. Там мы снимаем все ограничения. Строим школу на пустыре. Какую захотим.

Модели — это уровень высокой абстракции. Ниже существуют правила. Одно из них я уже назвал. Есть и другие (все это есть в книге Педагогика Луны и Педагогика Солнца).

Вот эти правила и они хорошо подходят под уровни

  1. Стимулировать и ждать (первый-второй уровень)
  2. Легализовать и организовать. (третий-четвертый)

Обратите внимание. Дети предпочитают нечетные уровни. Эти уровни динамичные, энергичные и разрушительные. А педагог должен брать эту энергию в рамку — использовать следующий четный уровень. Вообще соседние уровни легко кооперируются – но это отдельная тема. Педагоги должны подбирать следующий четный уровень – к первому второй, к третьему четвертый и так далее. Это педагогическая бесконфликтная стратегия. Дети признают старшего – плюс один – и легко с ним кооперируются.

  1. Прийти к чужим, увести своих (пятый – шестой). Для старших.
  2. Чувство гармонии и здравый смысл (седьмой и восьмой уровень, открытые задачи.)

И такое интегральное правило:

  1. Позитив, конструктив и кооператив. Это все высшие четные уровни: четвертый, шестой, восьмой.

Итак, есть модели (самое абстрактное), есть правила (средняя степень абстракции)

А методики надо разрабатывать на их основе – и с учетом конкретной обстановки – потому что методики всегда очень конкретные.

На следующем занятии я покажу как их разрабатывать. Но это на следующем занятии.

Из зала. Что такое закрытая задача?

Это просто термин. Закрытая задача – та, у которой известен ответ. Есть еще Полуоткрытые задачи, которые известно примерно как решать, но ответ еще неизвестен. И Открытые задачи – которые никто пока не знает как решать. Все это термины.

Нельзя начинать с открытых задач – нужен инструментарий, нужна база, а ее можно получить, отработать только на закрытых задачах, а потом на полуоткрытых. Творчество должно опираться на ремесло. Более того: все уровни должны быть проработаны. В любой области.

Из зала. Можно реплику? У меня подруга отдала ребенка в Вальдорфску школу. Это было в 90е годы. На момент обучения в седьмом классе ученик вальдорфской школы не знал что такое деление. Обучать творчеству – да но точным наукам?

Я не сторонник Вальдорфских школ. Они не готовят человека к современной жизни. Щадят здоровье – да. Но к современности не готовит. Сказочники оттуда выходят, инженеры – никогда. Надо брать оттуда некоторые элементы и включать в большую систему. Только некоторые элементы.

Из зала. Слышали ли вы о школе Щетинина и если да – то что вы о ней скажете.

Я искал об этой школе в интернет и нашел следующее. Школа Щетинина прошла несколько этапов. На некотором этапе это была просто школа новых методик и о ней восторженно писали Амонашвили и Соловейчик. Но все это 1999 – 2000 год. Но с тех пор школа претерпела несколько качественных скачков, из нее выделилась группа – во главе со Щетининым – и эта группа приобрела все черты тоталитарной секты. Достаточно сказать, что внутри общины – а они живут общиной, отгороженной от остального мира – внутри этой общины запрещено смотреть телевизор и слушать радио, а все переписка внутрь и наружу прочитывается (перлюстрируется) Щетининым лично. Этого для меня вполне достаточно. Но вы можете сами поискать и найти еще детали. Но общий характер ясен.

Из зала. О детях индиго. Эта тема мистифицируется. И относительно цвета расскажите – я вижу он тут представлен.

Да, мистифицируется. Относительно цвета. Есть такой взгляд, что уровни это цвета. От первого к седьмому-восьмому – это от красного к фиолетовому. И седьмой-восьмой это как раз фиолетовый или индиго. И самые быстрые самы творческие мозги они как раз такого цвета.

Из зала. Извстно что в йоге цвет связан с чакрами. Нижняя чакра первая – красная, она связана с материальным. А высшие чакры, ближе к фиолетовому это считается ближе к духовному. 

Да, можно считать, что чакры это уровни. Но поскольку я не обучаю здесь медитации и концентрации – а чакра это определенная точка вашей внутренней концентрации внутри вашего собственного тела – то чакрами я здесь не пользуюсь. Но если для вас чакры понятны, то вы можете мои уровни привязать к чакрам. Ошибки не будет. Это допустимо.

Из зала. Я считаю что ребенка надо отдавать в школу в 8-9 лет, а не в 6. Так было на Руси и в других странах. Когда-то. Только к этому возрасту созревают некоторые навыки. И ребенок лучше осознает, лучше усваивает. Вы можете научить ребенка пяти лет играть на флейте или какому-то языку. Он делает это быстро, но неосознанно. Могу привести пример одного известного математика, который до 14 лет не хотел изучать математику и экономику. Хотя отец на этом настаивал. А в 14 лет происходит осознание личности. И он увлекся математикой и стал великим ученым, которого знает весь мир.

Вы говорите о Григории Перельмане.

Я прокомментирую. Я уже говорил, что личность – это пятый и шестой уровень, не раньше. А внутренний мир, глубина личности – это именно шестой уровень. По возрасту это 12-15 и 15-18 лет соответственно, не 6 не 8 и не 9.

Но есть одно важное дополонение.

Эти уровни и возраста это не один в один. Есть некая кривая Гаусса, пик и убывание по краям. Этот пик каждые три года сдвигается на новый уровень. И на этот уровень приходится большинство задач, которые ставит себе ребенок, подросток, Большинство, но не все. Вот дали ребенку выбрать – и он выбирает в основном задачи своего возрастного уровня – но не только – иногда более простые, иногда более сложные. И нужно дать ему такую возможность, нельзя отрезать края у кривой, нельзя блокировать более простое и более сложное, нужно их разрешить.

И тогда он наберет такой опыт – еще в детстве, нарешает столько задач вперед – и назад, ликвидируя старые пробелы – что когда подойдет возраст для сложных задач вы с удивлением обнаружите, что ваш ученик может выучить за один день и  сдать все это экстерном. Поскольку он этим уже занимался – по собственному желанию, раньше, а вы и не знали. Но для этого должна быть специально организованная среда.

И еще – профессиональные знания можно приобретать только опираясь на общую картину мира. Нельзя стать профессионалом на пустом месте, без общего развития. Или это будет очень опасный профессионал и от него будет больше вреда чем пользы, поскольку он не будет видеть общей картины.

Вернемся к вашей мысли про 6 и 8 лет.

Та школа, которая жестко держит на дисциплине линейной, все как один, и эту задачу, и до конца – ни шаг влево, ни шаг вправо – эта школа всем вредна. Но на третьем уровне – в 6-9 лет это вред не смертельный. Поскольку большая часть задач – не все, но большинство – которые сам себе ставит ребенок – именно этого уровня. Только на этом узком интервале она совпадает с внутренней программой ребенка. Раньше очень плохо и позже очень плохо. А на этом интервале тоже плохо, но не так страшно. Но лучше все-таки не в эту школу отдавать в определеном возрасте, а в другую. И тогда всем возрастам будет нормально. Но главное – они смогут выбирать. Подробно – на следующем занятии.

Из зала. Я пошла в школу в восемь лет. Я пошла с подругой. Она уже умела читать и писать, а я нет. Но у меня был интерес. И мы были обе отличницы. У нее был интерес к школьной программе, а у меня к тому что вне школьной программы. Я читала такую литературу, которую не читали другие, уже в 6м 7м классе. И в школе мне было неинтересно, но я была выше этого. Нужно было получить аттестат.

К этой теме примыкает еще одна модель.

Уровней я назвал 8, но можно говорить, что их 10, есть еще 9й и нулевой.

И есть еще параллельная модель – параллельная уровням, она называется Стратегии или Слои бытия.

Стратегии и Слои бытия

Мы говорим Материальное и Духовное. Но на самом деле это только две точки на шкале. А там еще есть точки.

Материальное – Социальное – Культурное – Духовное – и еще есть Космическое

Материальное это не просто человек с вещами работает – но у этого человека горизонт узкий. Главное что его волнует – это как дожить до зарплаты. Вот что такое материальное. Социальное – тут человек думает как он будет жить год, два, три пять. Друзья, семья, работа, выбор где жить, чем заниматься. Это планирование на годы. Это социальное.

Культурное – человек книжку написал и ее издал – это уже масштаб одного поколения. Учебник, по которому учатся двадцать лет.

Проходит поколение, другое, третье, что-то остается, что-то забывается. И то что остается спустя много поколений – сто лет, двести, тысяча лет– это и есть духовное.

А есть еще космическое. Те законы, которые были до человека и будут, когда умрет человечество. Законы физики, например.

Когда это важно?

Вот если вы попытаетесь мораль упорядочить. Кстати эту проблему – построить мораль аксиоматически – впервые поставил Кант. Его натолкнул на это Спиноза своей Этикой. Но Этика Спинозы не о морали – она о страстях и по духу своему очень близка к психоанализу Фрейда - о морали там совсем ничего нет.

Итак мораль.

Не убий. Не убий раба своего. Ибо остальные сами себя защитить смогут. Это о чем, о чьей безопасности? О безопасности человека, погруженного в материальное.

Не укради. Это о чем? О богатстве и бедности, о социальном статусе человека, об охране социального статуса, о социальном.

Не лжесвидетельствуй, не лги перед судьями. Кстати соседу лгать – по Библии можно, если конечно, он не судья. А почему нельзя судье лгать? Потому что он принимает решение на основе поступившей к нему информации – и чтобы решеие было правильным, надо обеспечить истинность поступающей информации.

Нужны еще термины.

Кажется, что здесь мы вышли за пределы модели – но нет, надо просто предъявить еще термины новые, но все еще внутри модели.

Информация в обществе распространяется по иерархиям. И в каждой такой иерархии есть низшие позиции – Потребители – они всему верят и все выполняют. Средние позиции – я называю их Трансляторы – они приказы передают, нормы и идеи распространяют. И вершины – Авторы – они решения принимают и истины формулируют и доказывают. Потребители – Трансляторы – Авторы в точности соответствуют Материальному Социальному и Культурному. Так что Судьи – Авторы – попадают по этой терминологии в Культурное. И они действительно в прецедентном -английском – праве – творят законы как прецеденты. Но и во французком – формальном – праве – они занимаются выведением теорем из аксиом, посуществу они занимаются там нормальной наукой и это тоже авторство и культурный слой бытия.

С другой стороны вы уже заметили, что Материальное это по теории уровней уровни 1-2, социальное – 3-4, культурное – 5-6. И судьи принимающие решение и обосновывающие это свое решение в точности попадают в диапазон пятого и шестого уровня. Только в английском прецедентном праве акцентируется уровень пятый, а во французском  формальном – шестой. Кстати понятно почему. Потому что французкое право было зафиксировано в кодексе Наполеона гораздо позднее английского и в это время европейское сознание уже высоко ценило нормальную науку и шестой уровень. А английское право сложилось много раньше, когда выше всего ценился уровень пятый, а шестой не очень.

Собственно здесь мы сформулировали Что такое общественный прогресс и можно ли этот прогресс измерить по абсолютной шкале. Прогресс есть переход эталонного сознания на более высокий уровень и шкала уровней есть абсолютная шкала общественного прогресса.

Там где мы говорили о возрастах ребенка и уровнях надо было посмотреть еще шкалу эпох.

Там как раз Возрождение, дикий капитализм это пятый уровень, а Правовое государство уровень шестой.

 

Поскольку уровней не шесть а больше, слоев бытия не три, а больше, то и правил морали должно быть больше.

Четвертое правило – не определяй собеседника. Духовное.

Пятое правило – не навреди. Космическое.

Почему так?

Потребитель, Транслятор, Автор – это такие стратегии в культуре. И это статические стратегии – занял место -держи.

Но не всех людей устраивают статические стратегии.

Есть еще стратегии Странник (Духовное, уровни 7-8) и Аутсайдер (Космическое, 9-0)

 

Не определяй собеседника.

Классический пример. Мальчик. По возрасту седьмой класс, по русскому пятый, по математике девятый. И как с ним быть? Если дать ему возможность ходить по разным предметам в разные классы, что бы он сам выбрал, то это гениально. А если не дать?  Всю жизнь поломать ему. И таких детей достаточно много.

 

Не навреди.

Это правило не только к человеку относится – ко всякой системе – к животному, к растению, к кристаллу... Оно за пределами человечества работает, это космическое правило.

 

Я уже говорил, что Потребители, Трансляторы, Авторы – это статические стратегии.

Странник динамическая стратегия. Он начинает снизу, как потребитель, поднимается, поработает транслятором, потом автором... а потом ему становится скучно и он уходит. Куда? Если он аутсайдер – то никуда, в пустыню. Если он странник – то в другую иерахию и там опять начинает снизу. Такие странники это 7-8. 7 если это движение по конкретным фактам, конкретным решениям, как в армии или на производстве. 8 если по нормам и идеям, как в науке и религии.

Аутсайдер не всегда уходит в пустыню (нулевой уровень). Иногда он ходит сквозь общественные структуры как нейтрино. Они для него существуют лишь формально. А посуществу они для него та же пустыня. Это девятый уровень.

 

Как в физике есть силы и есть носители сил, так и в обществе есть носители Материального – Потребители... а есть носители Духовного. Это странники. Они между поколениями, между культурами, между веками. Но не аутсайдеры. У тех не духовное а космическое. Духовное их не интересует.

 

То что вы читали книги не по программе – это значит, что вы прирожденный странник.

 

Из зала. Вы говорили, что у каждого ребенка свой темперамент и каждому нужен особый подход. А как же тогда классно-урочная система?

Да, именно поэтому я и доказывал здесь, что такая классно-урочная школа калечит наших детей. Это такая клетка, такая обувь, в которой ходить неудобно... Представьте себе, что в магазине все ботинки одного размера. Кому-то удобно, ему подходит. Но это ему одному. А всем остальным это неудобно.

Классно-урочная система – тогда когда не было компьютеров, а учить надо было всех и не просто учить, а готовить к конвейеору, тогда не было других вариантов. Но сейчас есть компьютеры и можно подойти к ребенку индивидуально – компьютер это умеет. А во вторых сам конвейер на производстве это вчерашний день. Есть такие автомобильные заводы, где модель автомобиля меняется каждый день. Какой конвейер? Роботы и суперналадчики при них. И если компьютер поможет ребенку заложить прочную базу, то дальше на этой базе можно построить самоорганизующуюся саморазвивающуюся систему, когда ученик становится не объектом, а субъектом образования.

Дети помогают друг другу, и это уже не классно-урочная система. Там процесс человеческий. Там возникают всякие “новые” (в кавычках) формы образования – проекты, выставки, конференции, спектакли, обсуждения, деловые игры, круглые столы... полуоткрытые и открытые задачи.

Из зала. Не надо так порочить классно-урочную систему. Она была все-таки шагом вперед и до недавнего времени была явлением относительно прогрессивным.

Совершенно справедливо. Более того. Ян Амос Каменский вовсе не был школьным учителем или начальником РОНО. Он был философ! Он поставил целью свое жизни добиться от власть имущих, от государства дать образование каждому гражданину за счет государства, открыть каждому бедняку доступ к основам наук, к искусству и культуре – и надо отдать ему должное, он этой цели добился, и государства взяли на себя эту новую для себя обязанность. И за это вечная ему слава. И понятно, что учить массово в школе где нет компьютера иначе чем через синхрон невозможно. Но теперь пришла пора двигаться дальше.

Из зала. Мне очень понравилось про стратегии: Странники, Аутсайдеры...

А вот кто по вашему Билл Гейтс и кто изобретатель автомата господин Калашников.

Вот Автор – его интересует мнение авторского сообщества. А на прочее ему наплевать. Машина должна работать. А будут ей убивать или хлеб печь – это его мало волнует. Автор не думает о глобальных последствиях. Так что Калашников вполне Автор.

Билл Гейтс скорее аутсайдер, тот который насквозь проходит как нейтрино, девятый уровень.

Из зала. Откуда берутся палачи с высшим образованием, начитанные, культурные?

Для этого есть еще одна модель, она связана с уровнями. Хорошо – Плохо

У человека не один уровень, а их много. И некоторые из них слуужебные, а некоторые целевые. И если человек использует высшее для достижения низменных целей – он злодей. А если он цели ставит высокие, а ради них выполняет примитивную работу – это хороший человек.

Вот например солдат стоит насмерть, ни шагу назад. Его цель – выполить свой долг, выдержать свою роль, четвертые уровень.  А работа у него примитивная - отстреливаться и все. Первый уровень. Все уровни невысокие, а все равно это герой и это подвиг, потому что его служебное – первый уровень  ниже чем его целевое – четвертый уровень.

А другой человек хочет абсолютной власти – это третий уровень. А ради этого избретает, науку применяет, и даже экстрасенсорно чувствует все и всех. То есть служебное 6-7-8, а целевое 3. Злодей. И чем интеллигентнее и умнее – тем больше злодей.

Но есть еще такое понятие “Цельная личность”. Это когда человек работает по всей клавиатуре, но все уровни у него служебные а целевой только один. Это не злодей, это двойственная личность. Вот Сталин, например – это двойственная личность. Читайте Виктора Суворова. Он не власти абсолютной хотел, это было для него только средство. Он мировой революции хотел, так он понимал свой долг, свою миссию, свою роль в истории. Все остальное было для него только средством. Миллионы людей положил для ее решения – а решить не смог. И хорошо, что не смог. А то бы мы с вами здесь не сидели. Так вот, называть его злодеем – эт упрощение. Он – двойственная личность. И те, кто хочет видеть его добрую половину – у них для этого тоже есть материал. Только им приходиться отрезать  у Сталина уровни 5678, а тогда получается что 4 целевой, 123 – служебные – добрый, хороший человек. Есть для такого упрощения определенные основания. Но мы то смотрим картинку в целом. Цельная личность. Кстати памятник Хрущеву от Эрнста Ниеизвестного как раз об этом. Половина черная – половина белая. Еще одна цельная личность.

Ксати, что такое мировая революция по-большевистски? Это когда у элиты уровень четвертый, а у всех остальных более низкие, никакой частной инициативы, никакого правового государства, никаких странников, тем более аутсайдеров. Одним словом – средневековье. Слава Богу, не вышло. Как ни старался тут господин Калашников.

Из зала. В тоталитарых сектах очень жестко этика соблюдается. А люди становятся палачами.

Жесткая этика – это второй уровень. Свои – чужие, можно нельзя, хорошо – плохо. А насилие, принуждение внутри секты – необходимый инструмент, третий уровень. И второй цель, а третий, более высокий – средство – и это зло.

Из зала. Сайентологи, например

Эти к средствам еще и науку присоединяют, шестой-седьмой уровень. Но это только инструмент, а цель все равно второго уровня. То есть зло.

Или секты христианского толка. Там проповедь не цель, а средство, а цель там община. Второй уровень целевой, а четвертый  - служебный. Зло. Кстати нормальное православие такие секты очень не любит и жестко их критикует, хотя критика эта по поверхности.

Из зала. Но религия в любом государстве тоже используется как средство принуждения.

Религия тема широкая.

Из зала. Религия это тоже секта.

Нет, религия это не секта. Есть разница.

Из зала. Там один человек правит, в секте. А религии не один все-таки, группа, система.

Есть религии более жесткие и менее жесткие. И вообще религии разные.

Есть такой классический социолог Макс Вебер. И он сто лет назад изучал как связана религия семьи с экономическим поведением тех, кто вышел из этой семьи.

Он спрашивал себя – откуда в Европе взялась промышленная революция. И провел совершенно строгое научное исследование. Не было машин – и вдруг они стали расти как грибы... Откуда? И он нашел ответ. Очень интересный ответ. Он исследовал семьи. В Германии например рядом живут католики и протестанты. Граждане одной и той же страны, одинаковое благосостояние, одинаковое образование. Но из одних семей выходят инженеры, менеджеры, капитаны бизнеса, банкиры. Из других – люди абсолютно далекие от промышленной революции, люди профессий архаических, допромышленных. В чем дело? Оказалось, что допромышленные профессии выбирают люди из семей католических, а промышленность двигают выходцы из протестантов. То есть, картина мира в ее религиозном смысле сильно влияет на экономическое поведение человека. Религия влияет на экономику через психологию как опосредующее звено. И одна религия тормозит экономику, а другая толкает экономику вперед.

Кстати это и к православию относится. Это еще Чаадаев писал, что православие причина нашей нищеты, как католичество – причина европейского процветания. Чаадаев проехал по Европе и вернулся в Россию. В Голландии он видел что у фермеров крыши черепицей крыты. А к нам приехал – хаты соломой крыты. Есть разница? Правда голландцы были не католиками а протестантами. Но Чаадаев до таких тонкостей не дошел. Но все-таки он был на этом направлении первым и опередил Макса Вебера на шестьдесят лет.

Так что религии бывают разные. Это надо учитывать.

Я уже вспоминал Тоффлера, его три волны. Так вот Аграрная вона это 2-3-4, ингдустриальная это 4-5-6, Иформационная это 6-7-8. По шкале уровней.

Православие это первая волна.

Я тут выступал и показывал книжку “Проект Россия”. Автор не указан. Почему? А потому что авторы сами себя относят к первой волне. А в первой волне Автором (пятый-шестой уровень) быть нельзя, это гордыня, смертный грех, есть только один автор, один Творец – Господь Бог. А человеку автором быть нельзя, ему выше четвертого уровня подниматься запрещено.

Вот Буддизм, это религия или нет? Религия.

Но вот в православии старший может хамить младшему. А младший должен помалкивать. Есть даже такое слово Отрок. Это тот кому в речи отказано.

А в буддизме неизвестно кто старше – там верят в переселение душ. В этой жизни ты старше, а предыдущей все могло быть наоборот! Поэтому в буддизме хамить никому нельзя, неизвестно кто старше. И это мне больше нравится.

Из зала. А Кришноиты – это буддизм?

Нет, кришноиты – это поклонники Кришны, это Индуизм чистой воды. А буддизм как раз возник как уход от индуизма. В Индуизме просветления может достичь только тот кто родился брахманом, в брахманской семье. А если не родился, то жди следующего воплощения, а в этом воплощении ничего у тебя не выйдет как ни старайся. А в буддизме просветления может достичь любой, было бы упорство в этом и верный путь. И все это в этой жизни, сейчас.

Из зала. Там была вкладка История СССР

Это один из разворотов модели Уровни. Очень интересный разворот.

СССР

Почему СССР существовал 75 лет, кто может сказать? Я могу. 75 лет это ровно три поколения. Почему три?

У каждого уровня – свое сословие. Второй уровень крестьянская община. Дворяне, офицеры  - третий уровень. Священники – четвертый. Капиталисты, генералы – пятый. Ученые, юристы – шестой. Очего случилась революция? В нормальном государстве это должна быть пирамида – чем ниже тем больше. А в России получилась гантеля – много внизу (крестьяне) и много наверху (капиталисты и ученые) а середину (офицеры, священники) – размыло. Помните у Окуджавы – “все они поэты?” Должны быть офицеры – третий уровень, а по уму – поэты, авторы, шестой уровень. А священники – их авторитет на местах был крайне низок, это еще Пушкин писал, как Екатерина поставила местных священников в униженное положение. И на третьем и четвертом уровне провал. А между полюсами – непонимание. А напряжение глобальной конкуренции извне плюс идиотизм дома Романовых изнутри – и получилось две войны - и все пошло в разнос. А договориться не могут верхи и низы, я имею ввиду уровень пятый-шестой и уровень второй. А победил тот, кто слился крестьнской массой и выставил своих офицеров – большевики. Но уровень сознания после 1917 года – все равно второй. Крестьянская община задала его. Свои – чужие, красные – белые.

По шкале эпох это варварство, община, равенство в нищите.

То что община после Столыпина и после 1917 года быстро восстановилась – это можно у многих историков прочитать.

А следующая эпоха – Сталин – третий уровень. Одна шкала, самый сильный – он же самый умный и самый красивый. Офицер – идеал народа. Выше дальше сильнее!

Античная тирания.

И Сталину пришлось общину разломать – ресурсы ему были нужны, а община ресурсы в себе хранила. Ну и десятки миллионов он при этом – при разломе общины – уничтожил. Поскольку на третьем уровне цель оправдывает средства.

А после Сталина – Брежнев – четвертый уровень. Жесткое ролевое средневековье, со своей инквизицией, читайте Буковского. Неподвижное и стабильное -  только вместо священнников партпропагандисты. А вместо закона божьего – история КПСС. Кто еще помнит.

А потом приходит Горбачев, а за ним Ельцин – и наступает Возрождение и Дикий капитализм. От второго уровня к пятому – ровно три шага, три поколения, 75 лет, конец доказательства.

Кстати повторю как определить переход в новую эпоху. То что было запретным – становится ведущим. В 70е годы была целая серия громких дел по экономическим преступлениям – людей приговаривали к смертной казни за то, что они торговали американскими джинсами. Пятый уровень был сурово наказуем. А прошло двадцать лет и такие же люди пятого уровня – начиная с первых кооператоров – стали символом новой свободной России! Вот что значит – наступила новая эпоха. 

Фамусов и Чацкий

Вот эта грань – между уровнем третьим и четвертым – роковая грань для России, я еще назваю ее Ледяная ступенька. Взбираемся – и соскальзываем вниз. И это та самая грань, которая проходит между Фамусовым и Чацким.

У Чацкого есть две ключевых фразы.

Служить бы рад – прислуживаться тошно. И вторая: Служить - но делу а не лицам. О чем это? Служить делу, выполнять свой долг – это четвертый уровень, ролевая система.

А унижаться, прислуживаться, служить лицам, уступать силе – это третий уровень, кто сильнее, тот и прав (любимая поговорка нашего Президента)

Как английские солдаты говорили в плену у немцев: я служу английской королеве и все вопросы и претензии к ней. Я выполняю свой долг и никакой силе я не уступаю.

Делай что должен – и будь что будет. Это четвертый уровень.

И вот мы на четвертый уровень никак взобраться не можем.

Одну ножку забросили на ступеньку, а вторую не можем, соскальзываем.

У нас не отработано ролевое поведение. У нас роли не прописаны. Никто не знает что он должен делать, ему не объяснили, его не натренировали, его не приучили. Человек называется одним именем, а делает что-то совершенно другое.

У немцев это хорошо проработано – выполнять инструкцию. И вообще в Европе. И вШтатах. А у нас – совершенно не проработано. У нас чиновник не соблюдает правила – он идет к своим личным целям, на обязанности плюет. Как водитель джипа плюет на дорожные правила. Даже интеллигенция, даже великий Чехов пишет о том, что не надо соблюдать правила. Чем виноват Беликов, человек в футляре? Тем что он соблюдает правила? Вот поэтому никто у нас не соблюдает правила.

А раз четвертый уровень не проработан, то и пятому не на что опереться. А как только пятый уровень пробует опереться на третий – он в ловушке. Это соседние уровни кооперируются так, что старший командует, а младший подчинятеся. А далекие уровни взаимодействют совсем подругому! (Это у меня называется правилами доминирования). Младший несоседний приобретает над старший неограниченную власть и ставит его на грань уничтожения, то есть берет за горло. И пятый уровень, наши капиталисты, как только они решили не признавать над собой законы, правовое государство, ученых, экспертов шестого уровня, как только они решили, что с силовиками договориться проще – так они попали в ловушку. Силовики теперь цель, третий уровень, власть ради власти, а капитализм, пятый уровень теперь средство, чтобы жирнее кусок был. А пятый средство где третий цель – это мы уже знаем – зло. Вот такая загогулина досталась нам в подарок от покойного Борис Николаича и советника его беспокойного Борис Абрамыча.

Теперь когда мы это знаем – мы можем готовить детей так, чтобы они могли работать на любом уровне. Дать пианисту возможность играть по всей клавиатуре. И в этом наш шанс. Мы можем его не использовать, но шанс есть. Человеческий ресурс – это покруче нефти. Но его еще добыть надо.

Из зала. Далеко ли нам до правового государства?

Нас сейчас несет в разные стороны. Лебедь, рак и щука. И хотя шестой уровень близко – но такими темпами до него можно никогда не добраться. Если удастся сконцентрироваться, хоть немного – можно за одно поколение. А вот если все силы сконцентрируем – можно и за десять лет добраться. Но факт в том, что это государство на этом направлении нам сконцентрироваться не даст. Ему это не выгодно.

Сейчас много совершенно других книг издается. Там все мечтают в светлое прошлое вернуться, в Московию до Петра Первого – он ведь хотел именно индустриализации ввести – а до него как хорошо было, аграрная волна, духовность нравственность, благодать... А полемика между учеными-атеистами второй волны и православными первой волны, все пытающимися закон божий в школе ввести под разными хитрыми именами? “Лебедь, рак и щука” вижу. Единства, концентрации -  не вижу. Пока не вижу.

Дети индиго

Из зала. Сейчас много появляется детей индиго. Читают мысли. Видят прошлое и будущее. В обычной школе им очень сложно. А в какой лучше?

Школа Монтессори – она самая щадящая. Я понимаю, читать чужие мысли – это не сахар. Даже если все запахи чувствовать – представляете как это тяжело? Восьмой уровень – это не награда, это наказание. Человек который слишком много видит проблем – он часто бывает в ступоре, он не знает за что хвататься. Школа Монтессори – вариант наиболее щадащий. Но та школа, которую мы хотим построить – она для них будет местом самым нормальным.

Из зала. А дети индиго в обычной школе теряют свои способности?

Декарт говорил. Хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался. Но это он не сам придумал, это он у Эпикура списал. Если экстрасенс в казарме сможет скрыть что он экстрасенс – выживет. Не сможет – покалечат его. Чтоб служба медом не казалась.

Из зала. Вот ребенок по одним предметам очень продвинутый, а по другим нет. Переходить в следующий класс – значит те предметы по которым он был на среднем уровне завалить навсегда. Не переходить – на тех предметах по которым он продвинутый он не будет совсем учиться, интерес потеряет. Что делать?

Скажу. Есть предметы по которым он на среднем уровне. Пусть он эти предметы посещает. А есть предметы по которым он или сильно впереди – или сильно позади. Договоритесь с директором – и пусть он на эти предметы не ходит, а изучает с репетитором и сдает зачеты. Это реально. Но семья должна вложиться. И держать руку на пульсе.

Покаяние

Из зала. Ваша школа – она приведет нас к покаянию? Вы ведь согласны что без покаяния построить правовое государство нельзя?

Вы абсолютно правы. Что такое покаяние? Это правда о нашей истории, о нашем прошлом.Без истинной информации нет права, а без права нет правового государства. И вообще шестой уровень на лжи построить невозможно. Не лжесвидетельствуй!

Из зала. В России уровень образования все-таки выше чем во многих западных странах. Что вы на это скажете?

Я близко рассматривал школу в Израиле и в Штатах, достаточно близко в Германии, а про другие страны читал и с людьми беседовал. И вот что я вам скажу. В каждой стране школа продвигает свои уровни, обычно это два уровня. Так вот, Российская школа продвигает уровни 2 и 3. Второй – послушание и третий – быть лучше всех.

В Израиле 3 и 5. В Штатах 4 и 5. В Германии 3 и 4. Даже в Англии, которая лучше их всех, школа продвигает уровни 5 и 6. Во Франции – уровни 4 и 6. В Японии 2 и 4. Как видите Россия – 2 и 3 – хуже всех из этого списка. Так что я не знаю где хуже.

Но идеального нет нигде.

Из зала. Если я вас правильно понял – у европейского человека больше шансов стать роботом чем у российского

Как раз наоборот. Уровни 2-3 – те уровни, которые продвигает российская школа – это и есть уровни робота. Поэтому у нас и нет роботов, всю их работу делают люди. А там где люди не хотят примитивной работы, предпочитают высокие уровни – там приходится вводить автоматику, роботов... ну или приглашать азербайджанцев дворы подметать. Если роботы это дорого. Но глобализация такая штука – захватывает всех и деваться некуда

Из зала. Так значит у нас информационное общество – мобильники у всех...

Да но используют они их как? Как потребители, в лучшем случае как трансляторы, как материальное, с дружками поболтать – социальное – все это не выше четвертого уровня...

 

Конец стенограммы

Hosted by uCoz