Фельдман Яков Адольфович,

лекция на тему

Волны Тоффлера и уровни Фельдмана. Что нового для нас?

Лекция в помещении Карельского педагогического университета (КГПУ), Петрозаводск, для слушателей группы «молодой политик», руководитель группы Петренко А. Ю.

11 августа 2007 года

Лекция была записана как видеофильм (3 файла по 350 мегабайт, 20 минут каждый) и расшифрована.

Расшифровка лекции приведена ниже

Стиль и ход устной речи по возможности сохранен.

 

Вам всем меня видно, удобно? Я буду рисовать на этих плакатиках, вам видно? Можете сесть поближе… Честно говоря я и сам не знаю как мы поведем наш рассказ, но минут сорок интересной информации я вам обеспечу.

Поднимите руки, кто знает как меня зовут – один – два – три – четыре. Хорошо.

Сделаем вот как.

Есть такая книжка – видно, что на ней написано, нет? Написано: Элвин Тоффлер. Кто знает этого автора? Раз – два – три – четыре… Скажите, вы знаете его книги, вы читали его книги или только знаете название и краткий пересказ – может быть? Отрывки… хорошо. Кто-нибудь читал хоть одну книжку целиком, в руках держал… нет. Хорошо. Я понял. Я буду работать с тем что есть, никаких претензий быть не может.

 

Меня зовут Фельдман Яков Адольфович. Можно просто «Яков» в работе.

Автор которого я вам сегодня представлю это Элвин Тоффлер, по-английски Alvin Toffler

Автор очень важный. Я для себя его открыл совсем недавно. У нас в России издано четыре его книги, это четвертая, я ее сегодня утром  привез из Питера. У нас тут ее еще нет, хотя она издана в России в 2005 году. Я вообще не знал, что она издана в России. Вот еще деталь: она издана в России – 2005 год, в США – 1993 год. Как вы считаете – хорошо это, нормально это – 12 лет книжка шла – современно ли это?

 

Как измерить меру современности чего-либо? Я назову три вещи: Интернет, мобильный телефон, книга. Что более современно? Интернет… между Интернетом и мобильным телефоном есть какая-нибудь разница в современности? Как это объяснить? Не по времени возникновения, а по качеству?

Из зала. Интернет – это стабильно, доступно, а телефон – нет.

Нестабильность – да, это некий симптом… Да, телефон более современный, потом скажу почему.

 

Книжку Тоффлера я показал.

А у меня такая книжка вышла, «Теория уровней и модель человека», 2005

И «Педагогика Луны и Педагогика Солнца», 2006

 

Общая идея сегодняшней лекции вот какая. У Тоффлера есть очень важные вещи, я их кратко назову и перескажу. Но: фокус в том, что модель Тоффлера и моя модель – они между собой связаны – и если вы начинаете их сопоставлять, интересные вещ появляются.

Книжки Тоффлера – то, что у нас издано – это

Шок Будущего (у них 1970. У нас даже стыдно сказать год какой)

Вторая книжка это Третья волна – она считается самой важной (1980 у них)

Метаморфозы власти (1990 у них)

Война и антивойна (у них 1993, у нас 2005)

Четвертой книги в большой библиотеке нет, первые три – есть.

Это – целостная концепция в мире очень известная.

Вот некоторые факты. Горбачев, когда задумывал перестройку – ездил к Тоффлеру советоваться. (встреча была в Киргизии, в 1986 году, там еще были актер Питер Устинов, драматург Артур Миллер, писатель Джеймс Болдуин и французский поэт Клод Симон, Нобелевский лауреат). Советовался то он советовался, а нам не рассказал. Книжка Третья Волна вышла у нас только в 1999, перестройка уже давно была позади. Это одно из свойств природы местной – все замедляется. (В США вышли еще книги Тоффлера: Эко-спазм, 1975, Предвидения и обещания, 1983, Революционное богатство, 2006. У нас пока они не изданы)

 

В Китае эту книжку (Третья волна) сначала запрещали, а потом она стала настольной книгой Дэн-Сяо-Пина и они начали перестройку китайскую с этой книжки.

В двух словах расскажу о чем эти книги.

 

Первая книга Шок Будущего.

Автор интересен тем, что он выносит в заголовок самую главную мысль, а потом ее обосновывает. То есть в принципе здесь – в заглавии – уже все сказано.

 

Автор увидел (Шок Будущего), что очень много нового (это 1970, США) проникает в технологию, в экономику – кстати что Тоффлер Анализирует? Начнем снизу.

 

1

Технология

 

На технологию  сверху одевается

2

Экономика

1

Технология

 

Есть инструменты – надо что-то производить с их помощью…

На это одевается – что?

3

Социология

2

Экономика

1

Технология

 

На это одевается что? Ваше слово…

Из зала. Политика

Тоффлер политику рассматривает, но она идет параллельно социологии

4

Психология

3

Социология (+ политика)

2

Экономика

1

Технология

 

Собственно, что такое Шок Будущего? Шок – это состояние человека его психологическая проблема.

 

До Тоффлера – в чем его новое? – были авторы, которые видели, что надвигается новое общество, которое непонятно какое – но они не брали так высоко. Технологию рассматривали – у Бжезинского есть термин Технотронное общество, Экономику – еще были авторы – Даниел Белл – очень важный автор – дошел до социологии. Он первый сказал, что в 1956 году в США количество белых воротничков впервые превысило количество синих воротничков. То есть инженеров и ученых стало больше чем промышленных рабочих. Что-то изменилось!

Производство растет, становится все больше фабрик и заводов, больше рабочих – оказывается нет! Рабочих меньше чем инженеров и ученых!

Даниел Белл – важный автор, он Тоффлеру предшественник, но после Тоффлера его уже неинтересно читать.

 

Итак Белл обнаружил

  1. белых воротничков стало больше чем синих воротничков
  2. расходы на науку превысили расходы на материальное производство
  3. рост материальных товаров замедлился – зато рост услуг, знаний, расходов на информацию пошел резко вверх.
  4.  

Эти три вещи – по Беллу - означают – наступило новое общество.

Не индустриальное , а другое: постиндустриальное, супериндустриальное, информационное – есть разные термины, не важно какой выбрать. Так вот: Белл берет социологию и экономику. А Тоффлер захватывает еще и психологию.

 

Шок Будущего. Все в шоке. Люди пытаются спрятаться. Люди пытаются приспособиться. Интересная аналогия, из Тоффлера. Когда человек приезжает в чужую страну и там все другое – у него шок. Это известно в психологии, есть даже такой термин – культурный шок. Все не так! Не только язык – все: привычки, обычаи – все! Машины едут не по той стороне, не по правой, а по левой! Это культурный шок. Но можно вернуться в свою страну и там будет все правильно, нормально. Правда бывает, что исчезла твоя страна. Югославия например. Или Советский Союз. И туда уже нельзя вернуться. Но это редко.

 

Шок будущего – это такая штука от которой убежать некуда. Но на самом деле бегут. Одевают лапти, уезжают в деревню. Или делают вид, что ничего такого нет – есть разные способы. Тем не менее – это ветер, который на нас дует и мы вынуждены что то делать – прятаться как-то… Это – краткое содержание первой книги. Она была заметной книгой в США. Но! Книга Третья Волна произвела настоящий удар по сознанию читателя.

Что тут Тоффлер обнаружил?

 

До этой книги я тоже знал, что есть аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное – но я пользовался термином «стадия». Общество перешло на стадию индустриальную – а потом – раз – на стадию постиндустриальную. Но! Здесь есть серьезная разница.

 

Волна – это общество не ПЕРЕходит – это волна по нему ПРОходит. И бывает, что волна здесь прошла – как ураган, повалила деревья – а рядом все тихо, ничего не изменилось. Тут человек погиб, машину перевернуло – а рядом все тихо спокойно. В этом преимущество термина волна.

 

Что у Тоффлера сказано? Промышленная революции идет как волна, захватывая страны. По Тоффлеру вторая волна – индустриальная. Простой пример. Английский Банк был основан 300 лет назад. Банк – это нечто, что организует экономику страны, внутри и за рубежом. Это некая машина, которая не нужна в обществе натурального хозяйства. Новое качество. В Англии эта штука возникла 300 лет тому назад, во Франции – 200 лет тому назад, в Германии – 100 лет тому назад – волна пошла дальше и дошла до этих стран.

 

Началась эта волна – есть варианты, одни говорят в Англии, другие в Голландии, там это по времени раньше можно найти, этот способ жизни. Но после Англии волна стала на порядок более мощной, так что будем считать – из Англии.

Итак – вторая волна – 300 лет назад. Банк Английский 300 лет назад – ее первый удар

Но эта волна не единственная.

По Тоффлеру первая волна – Аграрная. 10000 лет назад. Что это было. Там где были охотники, собиратели, рыболовы – там появились земледельцы и скотоводы.

 

И эта волна стала захватывать территории – и жизнь изменилась. Одно дело охотник, который перемещается за добычей или скотовод вслед за своим стадом – другое дело тот, кто циклически обрабатывает землю или водит скот по определенному маршруту. У них совершенно определенный образ жизни. Аграрная волна - первая волна по Тоффлеру.

 

Третья волна – есть разные термины, но я напишу Информационное общество. Ее первым ударом был тот самый 1956 год, когда белых воротничков стало больше чем синих воротничков (в США). Прошло уже 50 лет.

 

Мобильники – я говорил – это четвертая волна. Ее пока не очень видно, но она уже идет.  Этого термина – четвертая волна – у Тоффлера нет. Есть еще Нулевая волна – этого у Тоффлера тоже нет. Но легко вообразить: охотники, которые перемещались из центральной Африки – это тоже была волна, нулевая волна. Они тоже захватывали территории, у них тоже были свои законы, свои правила…

1-2-3 – это Тоффлер

0-4 – это я добавляю.

 

В чем тут фокус? У этих волн – 1-2-3 – совершенно разные свойства. И мы начинаем понимать некоторые вещи. Приведу пример из жизни – недавно, по ТВ показывали новости. Приезжал Элтон Джон. В Ростов –на - Дону. Видел это кто-нибудь по ящику?

Из зала. Казачки вышли

Да, вышли казачки, говорят: сейчас мы вам все тут разгромим, не дадим концерт устраивать! Потом их правда, уговорили, и они говорят: ладно, громить не будем, только своим не рекомендуем.

Там в этом конфликте три стороны.

  1. Сам Элтон Джон.
  2. Казачки
  3. Тот олигарх, который все это привез, оплатил – поездку, билеты – все билеты были бесплатные.

В чем там конфликт? Что это за конфликт? Я вам сейчас покажу, что это конфликт между первой, второй и третьей волной, которые сошлись в одной точке.

Понимаете – стадия – это раз – и мы все перешли на другой этаж, весь класс перешел в другой кабинет. Здесь не так. Здесь три волны сошлись в одной точке – и получилась полная непонятка! Ничего не понятно, если только вы не знаете про эти три волны. У каждой волны – свои законы, и три разных закона сошлись в одной точке – ничего не понятно, люди растерялись.

 

О чем там была речь?

О семье, догадались.

Элтон Джон – у него семья гомосексуальная. У казачков какая? Патриархальная. Есть еще третья семья. Нуклеарная. Двое супругов, ребенок, может быть два – и все. Так вот, оказывается, что три этих семьи это три разных волны. Аграрная – большая патриархальная семья, много детей и всем надо работать в поле – иначе не выжить. Собираются родственники на свадьбу – обязательно огромный стол, собираются три деревни – потому что иначе не выжить – надо чтобы все друг друга знали, все друг другу помогали.

 

Индустриальная семья. Вы переехали в город. Какая патриархальная семья, где, в какой квартире вы будете ее размещать? Завод закрылся – вы переезжаете в другой город – ну двое, трое, максимум – четверо. Больше невозможно. Родственники остаются где-то там, по переписке.

 

Третья волна – странная семья. Есть пример Элтона Джона, но есть и другие примеры, самые разные, это разрешено.

Теперь понятно в чем конфликт. Олигарх, правда, посредник, из второй волны уговорил и тех и других, заплатил и тем и другим.

Вот такая наша страна – мешанина волн – и многое непонятно, если не знать про волны.

 

Еще одна тема.

Последнее интервью, которое я нашел у Тоффлера в сети – про образование, про школу. Не случайно я показал вам эту свою книжку педагогическую (Педагогика Луны и Педагогика Солнца)

Мысль развивается в ту же сторону у всех кто мыслит.

 

 

Образование

 

 

4

Психология

3

Социология (+ политика)

2

Экономика

1

Технология

 

Что говорит Тоффлер?

Первое. Образование – это очень важно. И наше образование (речь идет об американском образовании) отстает от экономики страшно. Экономика у нас информационная, а образование – индустриальное. Оно готовит учеников к конвейеру, а конвейеров давно уже нет, это глупость, абсурд.

Надо делать что-то другое. Но Тоффлер сам говорит во второй фразе – я не знаю что делать.

 

А я знаю! И я вам расскажу что надо делать.

И я попытаюсь связаться с этими ребятами, с самим Тоффлером. Может быть у нас вместе что-нибудь получится.

 

Вот оказывается почему он не знает: он пропустил один этаж.

6

Образование

 

 

4

Психология

3

Социология (+ политика)

2

Экономика

1

Технология

 

Нельзя построить образование на психологии– здесь есть еще один этаж, который я называю Логика

6

Образование

5

Логика

4

Психология

3

Социология (+ политика)

2

Экономика

1

Технология

Вот этот этаж у Тоффлера пропущен, а без пятого этажа шестой построить нельзя, проваливаться будет.

 

Итак, моя книга, где описана Логика: Теория уровней и модель человека.

 

А пока я расскажу про следующие две книги Тоффлера.

Метаморфозы власти – отдельно исследует власть в третьей волне – и чем это отличается от второй и первой волны. Тоффлер вводит такие термины – как источники власти  -

 

Насилие

Деньги

Знание

 

Тоффлер говорит что об этом – об этих источниках власти – знали уже древние. В одной индийской легенде символы власти это меч, дорогой изумруд – так кажется – и зеркало. Что такое зеркало, зачем оно нужно? Зеркало это знание. Как можно узнать какой ты? Только увидеть в зеркале. Тоффлер сопоставляет – это неточно, но пока для нас достаточно – насилие с первой волной, деньги как источник власти – со второй волной, знание – с третьей.

 

Так вот: с наступлением третье волны все меняется. Знание становится более сильным фактором власти, более мощным чем деньги и насилие. Самый простой пример.

Вам по ТВ что-то показали и вы поэтому стали как-то действовать. А они показали так, что они предполагали вас на это действие спровоцировать. А дальше вы начинаете действовать, вкладывать деньги, применять силу – но вы знаете как – этим знанием вы уже предопределены.

 

Вы уже знаете: кто враг, кто друг, куда бежать, от чего спасаться. Знание вам закачали определенное. А другого не дали. И другое действие вы не можете осуществить.

 

В книге Метаморфозы власти описаны самые хитрые способы. Я приведу пример. Идет перепись населения. Если какой–то вопрос выяснить – то потом можно требовать социальных программ на это место, деньги просить у правительства. А если смазать вопрос, смешать с другими – ничего требовать нельзя, нет данных. Крошечный элемент, столбец, допущенный в базу данных или пропущенный – потом повлияет и на деньги и на силу. Это поразительные вещи. Или другой момент. Если бы не показали войну по телевизору – то ее как бы и не было. А показали – значит есть. Существует в пространстве новостей и ТВ – значит существует, нет – значит нет. Это такой мир третьей волны.

 

Из зала. Это что-то из теории греков, я это не вижу – значит этого нет вовсе

Греки наговори миллион вариантов, в том числе  этот. Но этот сейчас всплыл. Потому что есть ТВ и СМИ. 50 лет назад ничего такого в мире не было.

 

Книга Метаморфозы власти рассматривает самые разные повороты этой темы. Миф, манипуляция сознанием – можно спорить насколько эти термины точны. Что есть истина? Но то что власть третьей волны в первую очередь определяется знанием – это факт.

 

Книжка Война и антивойна. Когда  Третья волна была опубликована и стала сильно обсуждаться, то американские военные решили, что надо менять военную доктрину. Они советовались с Тоффлером. Тогда появилось понятие сверхточное оружие, информационные войны и многое другое. С другой стороны: тот кт борется за мир тоже должен мыслит  в терминах современных, а не доисторических, современно мыслить.

 

Итак, чего же Тоффлер не знает?

 

Он не знает Логики – этаж 5

Он не знает нулевой и четвертой волны.

Он не знает почему волны идут – а я знаю.

 

А теперь я дам вам еще новую информацию.

 

Считаем до 10: 0, 1, … 9

Я обещал, что логика появится. Будем называть это большой шкалой.

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

4

 

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

0

 

 

 

 

Так вот: эта книжка (Теория уровней и модель человека) утверждает: все что мы делаем, думаем – все может быть выложено на этой большой шкале и всегда найдет свое место на одном из уровней этой шкалы.

Приблизительная аналогия.

Вы услышали музыку. Кто знает нотную грамоту – может записать ее нотами. Но на пианино много нот – будем для простоты считать что их всего одна октава.

 

Итак я утверждаю: все что мы думаем, все что мы делаем лежит в пределах этой одной октавы (от 0 до 9) и для всякой нашей мысли, для всякого нашего действия можно найти ту нотную линеечку на которой это действие или эта мысль находятся.  

Я в этом убежден,

Я попытаюсь это вам обосновать

Все задачи, которые я решаю – они это подтверждают.

 

И самое главное для нас сегодня: есть соответствие между моими уровнями (0-9) и волнами Тоффлера (1-3)


 

9

 

 

 

 

8

 

 

 

Третья волна

7

 

 

 

6

 

 

Вторая волна

5

 

 

 

4

 

Первая волна

 

3

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

Из зала. Ты говорил раньше, что третья волна не захватывает восьмой уровень.

 

Нет, захватывает!

Что такое волна? Это пирамида. Нижний уровень – очень много людей, средний – поменьше, верхний из трех – совсем мало.

9

 

 

 

8

 

 

 

Третья волна

7

 

 

6

 

 

Вторая волна

5

 

 

 

4

Первая волна

 

3

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

Вот аграрная волна. Крестьяне – второй уровень – их очень много. Дворянин или казак на лошади, который охраняет этого крестьянина чтобы тот пахал – он третьего уровня. А тот священник православный который учит и тех и других уму разуму – он четвертого уровня, таких гораздо меньше, на порядок. Ну например, крестьян 1000, казаков – 50, священников – двое трое – на некую территорию. И все. Но священники тоже есть и они часть волны.

 

Вторая волна. Квалифицированный рабочий – он 4го уровня. Не тот который одну кнопку нажимает, а тот который выполняет сложную операцию. Менеджер – пятого уровня. Инженер, который автомобиль спроектировал – шестого. Инженеров таких во второй волне гораздо меньше чем рабочих. Если их становится больше чем рабочих – это уже третья волна.

 

Базовый работник третьей волны – не у конвейера, а у компьютера - он уже инженер, ученый. 7 – изобретатель, он выдумывает новую технологию. 8 – сверху задает им стратегию.

Но кроме стабильно идущих волн существуют всякие промежуточные варианты. Тоффлер не может этого показать, его шкала это не позволяет, а моя позволяет.

 

Посмотрим теперь что такое уровни, какое у каждого из них особое качество.

 

Я уже говорил: мы мыслим, действуем, взаимодействуем, сознаем – по крайней мере 4 аспекта. На самом деле их больше. У каждого уровня своя эпоха. У каждого уровня свой возраст. Когда человек взрослеет у него меняется главный уровень, все выше и выше. Идеально, чтобы человек все прошел, но кто-то где-то застревает. Причем определенное общество подтягивает человека до определенного уровня, а дальше не пускает.

 

Скажу даже более жестко.

В образовании – в чем фокус? Каждая волна готовит своих людей в своем определенном диапазоне, в своих определенных пропорциях, чтобы получилась определенная пирамида.

Соответственно есть у каждой волны свое обязательное образование, свое высшее и свое элитное образование. Но у каждой волны смысл этих терминов (обязательное, высшее, элитное) – он другой, уровень другой.

 

В первой волне священник – элита, а во второй волне квалифицированный рабочий, который в базе – он той старой элите по мозгам равен.

Вот кстати ответ на вопрос: почему новая волна. Потому, что перепроизводство наверху старой пирамиды, это уже не элита, слишком много для элиты. Это уже новая база.

 

Итак, когда волна приобретает устойчивый характер она (одновременно с этим, для этого) строит свою систему образования. А следующая волна строит следующую систему образования, потому что выпускники предыдущих образовательных систем ей не годятся.

 

Но сегодня и этого мало. Во-первых потому, что в нашем мире, в нашей стране волны сталкиваются, перемешиваются – как показал пример с казачками.

И люди разных волн договориться не могут, особенно первая с третьей. У них нет ничего общего! Что же им – идти стенка на стенку?

Поэтому война и антивойна – и Тоффлер не знает как войны предотвратить!

Поэтому ни одна из «школ для определенной волны» не годится – это плохие решения! А что нужно?

 

Надо делать (тренировать, готовить) такого человека, который будет работать по всей шкале. Надо дать ему такие упражнения, такие задания, чтобы он и это мог, и это , и это…и все это можно сделать. Вот такую школу мы пытаемся строить вот уже 20 лет. Пока безрезультатно. Люди просто не понимают что это такое.

 

Почему не удается новое – не только у нас но и в Америке?

Потому что чиновник от образования жестко стоит на определенном диапазоне. Он не разрешает учителю выходить за его пределы. Соответственно учитель не разрешает детям. Дети тоже оказываются в этом диапазоне. Они не могут за него выйти. Потом, выходя в жизнь – они получают самые разные задачи, но мозги их уже сформированы так, что они эти задачи загоняют в свой диапазон – а поскольку диапазон у них низкий - то они эти задачи сужают и упрощают.

 

А теперь я покажу вам что такое эти самые уровни.

 

Мышление, сознание, действие, взаимодействие, возраст, эпоха – есть еще ряд аспектов – но внутри каждого аспекта можно выделить сложность деятельности.

 

Фокус в том, что эту сложность надо измерить неким особым образом.

Вот эта табличка в книге (Теория уровней и модель человека), но мне все равно ее придется нарисовать.

 

 

 

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

4

 

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

0

 

 

 

 

Начнем вот с чего. У человека – если он чем-то занимается – поле внимания может держать все больше и больше

Приведу пример. Предположим, вы никогда раньше не водили автомобиль и вам надо научиться водить. Вы приходите, садитесь. И у вас в голове полный туман. Через некоторое время вы немного успокоились – и –аз – хватаетесь за руль. Теперь у вас в поле внимания один объект. Это значит, что вы перешли с нулевого уровня на первый.

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

4

 

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

1

 

Один объект

Руль

0

 

Ничего, пусто

Туман

Еще посидели, успокоились. Вам инструктор говорит: это ключ зажигания, эт сцепление, это газ, это тормоз. Есть еще всякие кнопочки, рычажки: свет ближний и дальний, дворники…

И вы все это запоминаете. Теперь у вас в поле внимания много объектов.

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

4

 

 

 

3

 

 

 

2

 

Много объектов

Педали, кнопочки…

1

 

Один объект

Руль

0

 

Ничего, пусто

Туман

Это – качественное различие, один - много, не количественное.

Далее. Инструктор вам говорит: есть определенная последовательность действий: нажать тормоз, ключ зажигания, сцепление, газ – и поехали по прямой линии. Это мы вышли на третий уровень. Это уже не много объектов – это один процесс.


 

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

4

 

 

 

3

 

Один процесс

Поехали

2

 

Много объектов

Педали, кнопочки…

1

 

Один объект

Руль

0

 

Ничего, пусто

Туман

 

Покатались по полигону, научились поворачивать руль… Теперь с инструктором поехали на дорогу. Смотрим: справа одни едут, слева – другие, там пешеходы… Словом, теперь наше поле внимания такое широкое, что в нем помещаются параллельные процессы.

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

4

 

Много процессов

Видим ряды на дороге

3

 

Один процесс

Поехали

2

 

Много объектов

Педали, кнопочки…

1

 

Один объект

Руль

0

 

Ничего, пусто

Туман

 

Доехали до перекрестка. Предположим, вокруг никого нет. Будем поворачивать? Направо или налево? Или поедем прямо? Вот тут впервые появился выбор, впервые появилась свобода. И это потому, что наше поле внимания так расширилось, что теперь в нем помещаются не только параллельные процессы, но нечто большее – плоскость, или иначе говоря  - карта. До этого не было выбора, не было свободы

 

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

 

6

 

 

 

5

 

Одна карта

Куда повернем?

4

 

Много процессов

Видим ряды на дороге

3

 

Один процесс

Поехали

2

 

Много объектов

Педали, кнопочки…

1

 

Один объект

Руль

0

 

Ничего, пусто

Туман

Причем вам достаточно просто сказать «хочу направо» и повернуть. И никто не спросит вас «а почему, собственно, направо?» поскольку на пятом уровне такого вопроса нет.

А если спросят? Это будет означать, что вы перешли на шестой уровень

Кстати: свой вопрос есть у каждого уровня, «почему» - как раз шестой уровень

Но чтобы ответить «почему» у вас должно сложиться некое представление – куда же вы едете? Например, домой. И хотите добраться домой в кратчайшее время. Значит вам придется представить в уме разные варианты движения, разные карты на которых эти варианты нарисованы, выбрать из этих вариантов лучший – и потом уже поворачивать согласно этому варианту.

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

 

6

 

Много карт

Выберем лучший вариант

5

 

Одна карта

Куда повернем?

4

 

Много процессов

Видим ряды на дороге

3

 

Один процесс

Поехали

2

 

Много объектов

Педали, кнопочки…

1

 

Один объект

Руль

0

 

Ничего, пусто

Туман

 

Но и это еще не предел. Предположим, вам надо домой срочно, а анализ путей показывает, что дороги перекопаны, ремонт идет. Пешком быстрее будет. Это – парадоксальный ход – пешком быстрее. И это – седьмой уровень

 

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

Пешком быстрее

6

 

Много карт

Выберем лучший вариант

5

 

Одна карта

Куда повернем?

4

 

Много процессов

Видим ряды на дороге

3

 

Один процесс

Поехали

2

 

Много объектов

Педали, кнопочки…

1

 

Один объект

Руль

0

 

Ничего, пусто

Туман

 

При этом вам приходится оценить «поездку на машине» как систему – и вы пытаетесь выйти за пределы этой системы.

9

 

 

 

8

 

 

 

7

 

Одна система

Пешком быстрее

6

 

Много карт

Выберем лучший вариант

5

 

Одна карта

Куда повернем?

4

 

Много процессов

Видим ряды на дороге

3

 

Один процесс

Поехали

2

 

Много объектов

Педали, кнопочки…

1

 

Один объект

Руль

0

 

Ничего, пусто

Туман

 

Восьмой уровень – это больше, это много систем. Предположим, вас приглашают на обсуждение вопроса «надо ли здесь строить дорогу». И вы понимаете, что тогда вам будет быстрее добираться на работу, если такая дорога будет построена. Но здесь же сидят другие специалисты – экономист, который деньги считает, эколог, который знает как это скажется на воздухе, которым дышит местное население, юрист, который скажет, что здесь парк-заказник, охраняемая территория, нельзя дорогу строить. И вам надо все эти мнения услышать, свести все системы воедино. В нашем мире такие ситуации часто бывают – надо держать в уме сразу много систем.


 

9

 

 

 

8

 

Много систем

Будем ли строить дорогу

7

 

Одна система

Пешком быстрее

6

 

Много карт

Выберем лучший вариант

5

 

Одна карта

Куда повернем?

4

 

Много процессов

Видим ряды на дороге

3

 

Один процесс

Поехали

2

 

Много объектов

Педали, кнопочки…

1

 

Один объект

Руль

0

 

Ничего, пусто

Туман

Достаточно про уровни.

У меня есть к уровням рисунки, пиктограммы, вот такие:

9

 

 

 

8

Много систем

Будем ли строить дорогу

7

Одна система

Пешком быстрее

6

Много карт

Выберем лучший вариант

5

Одна карта

Куда повернем?

4

Много процессов

Видим ряды на дороге

3

Один процесс

Поехали

2

Много объектов

Педали, кнопочки…

1

Один объект

Руль

0

 

Ничего, пусто

Туман

 

Теперь посмотрим еще одно свойство. Есть уровни нечетные, а есть четные.

Нечетные – они все индивидуалисты: я хочу (1), это моя цель (3), это мой свободный выбор (5), это моя идея (7). А четные – все коллективисты (не скажу альтруисты – это другое). Это наше пространство (2). Это наша ролевая система (4). Это наша теория, давайте ее обсудим (6).Это наши системы, давайте искать компромисс (8)

 

Посмотрим еще раз волны. Видите – в середине каждой волны – нечетный уровень, индивидуалисты: 3-5-7

9

 

 

 

 

8

 

 

Третья волна

7

 

 

6

 

Вторая волна

5

 

 

4

Первая волна

 

3

 

 

2

 

 

1

 

 

 

0

 

 

 

 

Это они движут волну. Это они строят власть. И если власть, это насилие, деньги. Знание – то 3 – насилие (цель оправдывает средства), 5 – деньги (свободно плати- кому захочешь), 7 – знание (новые идеи, изобретения)

 

Это 7й уровень – вы творите мир из ничего. Создаете свой образ в космосе, в Интернете.

Вот эти энергетические центры волн – и есть энергия власти.

 

Но есть нечто ниже этого в волне и есть нечто выше. Колумб – это еще не Америка. Это только первый шаг. Дальше должна возникнуть волна. Пример из Тоффлера. Что такое война Север – Юг?

 

Аграрии против индустриалов, вторая волна против первой. Там есть и рабство, и свободные рабочие. Но объяснение через волны – самое короткое, самое ясное.

 

Теперь об образовании – почему оно не может быть перенесено в новую волну.

Кстати, когда возникла школа, которую мы видим сегодня? Это фрагмент из Тоффлера.

Школа, обязательная для всех, все дети приходя в 8 утра, когда это возникло?

 

Было время, когда дети сельских районов переселялись в город, приходили работать на фабрики, на заводы… А на заводе нельзя приходить в разное время, там конвейер нельзя будет запустить. Надо чтобы все пришли в время. И надо чтобы каждый делал только то что положено, ни меньше и ни больше. И не думал, вопросы не задавал, а выполнял как можно более точно. Иначе конвейер не будет работать. Но таких людей надо готовить. И так появилась современная школа.

В аграрной волне не нужно всем приходить в одно и то же время. Каждый приходит в поле когда солнце встало, или когда он думает что оно встало – и ничего не происходит страшного. А в индустриальной волне – нельзя, конвейер не будет работать.

 

Вот и все.

Вы теперь знаете что такое волны по Тоффлеру и понимаете, что волны имеют логическую основу, этого у Тоффлера нет. Психология важна, но именно логика определяет все. , организует психологию определенным образом. Если человек не готов к определенной логике – у него шок. А если готов – у нег нормальная жизнь. Он должен быть подготовлен – так возникает образование, школа. Готовить человека к жизни надо определенным образом. У меня все, спасибо. Вопросы?

 

Из зала. Вы должны понимать, что ни одну теорию нельзя абсолютизировать. Каждая теория должна (?) обладать своими недостатками. Помимо тех недочетов, которые вы сказали у Тоффлера – теория – получается некое мировоззрение для вас – и вы смотрите через эту теорию – ну все равно – она должна обладать какими-то недостатками.

 

Вот очки – я смотрю через них на вас – и я вас вижу.

 

Из зала. Какие недостатки вы видите в совей теории?

 

Вы знаете, я их не вижу. Когда я сталкиваюсь с чем-то – обнаруживаю нехватку и начинаю теорию дорабатывать. Пока не доработаю – не успокоюсь. Сейчас – не вижу. Читаю книги – тог же Тоффлера – и нахожу новые вещи, на которые я буду отвечать. Могу сказать, что теория разрабатывалась поэтапно. Шкала 0-9 появилась очень давно, 18 лет назад, если быть точным. Тоффлера читал впервые уже в этом году (2007). Появилось соответствие волн и уровней. Ситуации, которые я разбираю – в жизни, в кино, в книгах -  это задачи которые я решаю, это продвигает теорию.

Недостатки? Ваши вопросы, мои ответы. Если ответов нет – будем дорабатывать.

Но! По мере развития теории в ней происходит некая стабилизация. Механику Ньютона отменить нельзя. Можно заменить ее механикой Эйнштейна, но это будет совсем другая система.

Система имеет некое устойчивое состояние-предел. Человек разрабатывает – и приходит к этому пределу, который сам по себе совершенен, как совершенен шар. И тогда исправить уже нельзя – только выкинуть.

 

Из зала. Главное  вам – не замкнуться в своей теории.

 

Нет, это плохая формула! Теория – это ключ. К одной двери он подходит, к другой – нет. К этой двери – к обществу, к его истории – мой ключ подходит, это проверено! Но если будет другая дверь, и ключ не походит – будем думать, искать другой ключ…

 

Из зала. Вы сказали, что волны это не стадии, их нельзя приравнять.

 

Стадии – это некое упрощение. Волны – точнее, стадии – приблизительно

 

Из зала. А какие должны быть изменения в обществе, чтобы можно было сказать – вот пришла новая волна.

 

Смотрите – комната, представим себе, что в ней сидят три сотрудника, три разных человека. У каждого компьютер, все компьютеры одинаковые. Я могу привести пример, когда эти три человека находятся в трех разных волнах. То есть в одной комнате сошлись три волны. Смотрите!

Первый играет в камушки. Может он просто отдыхает, расслабился. Но он все время играет в камушки! Значит это первая волна.

Второй решает стандартные задачи, например бухгалтерия. Это вторая волна.

Третий изобретает, проводит эксперименты – это уже третья волна.

Они сидят рядом, друг другу не мешают. Но это разные волны.

Может быть общество нуждается во всех трех. А может быть оно одного любит а остальных терпит, закрывает глаза. Вопрос какого из них терпит? Изобретателя? Вот это уже характеристика общества, государства. Какую волну оно внутри себя любит, а какие только терпит, скрипя зубами.

 

Поймите, я никого не осуждаю, даже того, кто играет в камушки. Только врать не надо, что он изобретатель. Надо смотреть фактам в глаза.

 

Из зала. Самое слабое место у нынешнего поколения – это логика. Школа не может этому научить. Этот предмет был когда-то в школе, но его убрали. Также, кстати, как философию

 

Скажу еще про школу. Школа разрешает ребенку действовать по целям (это 3), а по ролям – только учителю (это 4). У ученика своя роль конечно есть, но цель для него важнее, важнее то задание которое ему сейчас дали. Дали – и двигайся до конца. Дали – и до конца. Он все время на третьем уровне, его тренируют только здесь. Учителю вообще говоря разрешено работать с параллельными процессами, но и он часто опускется на третий уровень, стремится к цели. А уж выше вообще не разрешено никому. Свобода? У нас есть свободный человек и вы его знаете. Это президент.

 

Из зала. Он тоже держит роль, он не свободен.

 

Да, он держит роль. Как правило. Но все-таки ему импровизация разрешена. Нам – нет.

 

Школа на этих уровнях – 3 для ученика, 4 для учителя - не может подготовить ученика к современному миру.

 

Из зала. Вы сказали, что добавили Логику в теорию Тоффлера. Сейчас я попытаюсь добавить свое в вашу теорию. У вас есть уровни – все правильно – хорошая теория. Но здесь вот чего не хватает. Человек может находиться на разных уровнях в разных ситуациях. Добавьте это. Сейчас ваша теория находится на пятом уровне себя самой

 

Только уточнить надо – не теория- а изложение теории, то, что я успел изложить.

Но вы совершенно правы. Эта часть теории – то что я успел изложить – об обществе. Есть еще часть – лично-персональная, о человеке. Ее я не успел изложить. А есть часть – совсем недавно разработанная – по профориентации. И еще есть другие части, их много, длинный список.

Поговорим о человеке.

А, вы правы, человек – это не одна нота, это аккорд, даже последовательность аккордов, и в том как эти аккорды меняются всегда есть некоторая закономерность – вот эта закономерность и есть человек, его индивидуальность. Одни ноты играются чаще, другие реже. Кт-то играет на всей клавиатуре – он очень умный. У кого-то свой любимый – может быть узкий – диапазон. Один играет исключительно по белым клавишам, другой – только по черным. У каждого свои особенности.

На одной ноте человек не играет – только автомат. И ноты могут браться почти одновременно. В течении пяти минут разговора можно сменить четыре пять нот. Эт я наблюдаю, такое бывает довольно часто.

 

Есть еще понятии: уровни целевые и служебные.

Предположим вы играете по всей клавиатуре.

Что для вас принципиально, а что только средство достижения этого принципиального? Если у вас низкие цели и высокие средства, если вы хотите конфетку и для этого готовы взорвать мир по новейшей технологии – т вы злодей. А если вы хотите спасти мир, а ради этого готовы скушать конфетку невкусную – тогда вы самоотверженный человек, миссионер, честь вам и слав.

 

Есть еще много разделов в теории, я просто не успел рассказать.

 

Например профориентация. Для каждой работы есть свои уровни используемые в этой работе. Если ваши уровни совпадают с этим набором – значит вам эта работа подойдет. Или частично совпадают – тогда вам нужна компенсация – хобби. Тогда совсем плохо, нельзя этим заниматься, ничего не получится. Там есть еще группы факторов, но это тема отдельной лекции, сейчас нельзя это начинать.

 

Из зала.  Вот ученый – а в другой деятельности он может быть на уровне 2.

 

Вы абсолютно правы. Там он может отдыхать, расслабляться. А может быть там по необходимости, без всякого удовольствия.

 

Из зала. Я имею ввиду другое. Ученый – ему надо приготовить еду – а он видит только лук и воду.

 

Когда вы входите в новую деятельность – вспомните пример с автомобилем – вы всегда проходите снизу наверх – до какого уровня? До какого у вас хватит ресурсов, сил, времени, внешних условий. Нельзя сказать заранее на каком уровне вы застрянете. Добрались до лука и морковки – и все, ваши ресурсы кончились.

 

Конец стенограммы.

Hosted by uCoz