http://psycheyoga.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=25&Itemid=29
Автор Василенко А.Э.
Это вытяжка из Фельдмана, переработанная Вашим покорным. Надеюсь, получилось хорошо =)
Как увидим, на всех нечетных уровнях предполагается индивидуация субъекта (я, мне, мое), на всех четных - рассмотрение этого субъекта, как части той или иной среды, растворение (мы, наше, общее).
Каждый четный уровень является обобщением предыдущего нечетного: допустим, на первом уровне восприятие ограничивается 1-им объектом, значит, на слудующем уровне будет множество объектов. На 7-ом уровне одна система, значит, на 8-ом много.
1-2 уровни отвечают за воспритятие материальных объектов
3-4 уровни - за восприятие ролей человека (людей) в мире, в малых и больших группах
5-6 - за восприятие законов, по которым этот реальный мир работает
7-8 - за восприятие абстрактных понятий, не имеющих аналогов или прямых обусловленностей в реальном мире
Это верно только для четного уровня пары: 5 не знает законов, 7 мыслит случаями, а не понятиями, 3 не видит ролей, 1 не видит объектов (а только один объект)
Хорошо видно, что это не совсем иерархия уровней, а скорее способы применения интеллекта,
Важно (1) это как клавиатура пианино: высшее нужно в одних случаях, низшее в других. Лучше всего, когда все работает. (2) последовательность раскрытия уровней в истории человечества и во взрослении человека видна, но не абсолютна. Например, вполне возможны верхние уровни у членов отсталых обществ, верхние уровни у маленьких детей и пр. И наоборот, человек уставший от верхних уровней на нижних отдыхает, там расход психической энергии меньше (при спуске на один уровень расход энергии убывает на порядок) (3) на каждом уровне – свое особое качество. Качественно меняются: сознание, мышление, поведение, взаимодействие.и для того, чтобы хоть как-то представить себе человека по трем цифрам,
Три цифры – это средне наблюдаемое, но не абсолютное. Строго говоря у каждого – своя столбчатая диаграмма, а сколько на ней будет пиков больших и сколько малых – неизвестно.
зримо важнее их четность и нечетность, чем их порядковый номер, мне кажется.
Определенное сочетание уровней дает неповторимый профиль личности (как тембр музыкального инструмента)
1-ый уровень
Узнавание-наименование, один объект, одна вещь. Времени нет, памяти нет, и себя тоже нет, либо кроме себя нет никого другого. Нет понятий конструирования и возможностей у предметов. Только “я хочу это”.
Характерно для животных, в т.ч. для человека в первые несколько месяцев-лет жизни.
Для животных хорошо работает схема Луллия, которая в переводе на язык ТУАИ (и с моими поправками) выглядит так:
1 |
Одинокий элемент (камень) |
2 |
Конструкция (гора камней) |
3 |
Растение |
4 |
Травоядное животное |
5 |
Хищное животное |
6 |
Приматы, нормальные люди |
7 |
Люди - Гении |
8 |
Ангелы |
9 |
Бог |
Но это в среднем.
Рабочий на конвейере, выполняющий одну операцию, медитирующий монах, алкоголик уставившийся в стакан – все они на уровне 1
2-ой уровень
Различение-разграничение, много объектов, освоение пространства, конструирование из доступных объектов. Времени по-прежнему нет, памяти нет, выводов нет, обобщения нет, поведение определяет опыт и научение.
Поведение здесь = повторение, но повторяемый стереотип уже не так элементарен как в 1, у него есть части, но у этих частей еще нет линейного порядка, он появится на уровне 3
Появляются понятия чувства вины,
Которое можно трактовать как ощущение «я чужой»
самоидентификация идет через принадлежность, инициатива наказуема, свой-чужой, “можно-нельзя”, полная статика.
Отсюда и ниже характерно для некоторых видов животных, в т.ч. для человека, независимо от возраста.
Смотри выше
3-ий уровень
Упорядочивание, предельный переход. Воспринимаются уже не только объекты, но и процессы, появляется восприятие своего места в мироустройстве (отец семейства, начальник цеха, офицер…)
Нет, роль, ролевая система = 4, здесь еще этого нет
и динамики жизни.
Скорее динамика внутри решения одной задачи.
Есть время и память, но прошлое и настоящее еще нельзя обрабатывать одной и той же схемой.
Обработка (осмысление)– это только уровень 6
Память – только как динамика.
Чтобы пересказать прошлое уже нужно иметь 4
Целедостижение идет в рамках своего места в мире, изменить свою судьбу нельзя, можно только хорошо делать свое дело.
Стремление к совершенству = 3
Изменить судьбу = сменить роль нельзя и на уровне 4!!!!
Аристократизм, индивидуация, героика,
долг, честь,
А вот это уже 4!!!! (= держи роль)
иерархия,
Стабильная ролевая иерархия = 4.
В 3 существует особая неустойчивая непрерывная борьба за то чтобы оказаться выше по единой шкале – непрерывный обмен угрозами, проверка взаимной силы - смотри обезьянье стадо или дедовщина
переход информации об объектах в инициативу по их использованию,
Не понял? Инициатива (импульсивность) это скорее 5, а информация (понимание) это скорее 6
конкуренция каждого с каждым,
Смотри выше
прямолинейность, ориентация на совершенствование мастерства и
избегания чувства неполноценности,
Не понял? Никакого избегания здесь нет – а есть бульдозерное «набегание»
“я лучше всех”.
4-ый уровень
Ряды, ролевая система. Возможность отслеживания одновременно нескольких независимых процессов. Видит, какие места в мироустройстве занимают другие люди и какое занимает он сам, следит за тем, чтобы все исполняли свои роли правильно, но изменить свое положение в этой системе самостоятельно все еще не может. Пропаганда, культура, коллективизм,
навешивание ярлыков.
Навешивание ярлыков – это полемический прием – переход на уровень 1 – «ты = такой объект»! Хорошо работает в агрессивной полемике с высшими уровнями, смотри конец статьи
Та же, что и на третьем уровне, ориентация на совершенствование мастерства
НЕТ
и избегания чувства неполноценности,
Смотри выше
но здесь уже “для победы нужен ансамбль”.
Победа = 3, Ансамбль (ценный сам по себе) =4
С этого уровня и ниже характерно только для человека.
Смотри выше
5-ый уровень
Случайность, свободный поступок, выбор, личная ответственность, индивидуация, (?)
идентичность себя, как исключения из общего, импровизация, адаптация,
Индивидуация – на всех нечетных уровнях
Адаптация есть везде, даже на уровне 1, только разная
ориентировка других по своей карте мироустройства,
Карта есть, но ориентировать других – это работа 4, только карту ему дает начальник уровня 5 или 6
желание занять наиболее выгодное положение на ней,
Самый лучший – терминология уровня 3
Вообще в реальной деятельности часто работают «Аккорды уровней» (6 и 4, 4 и 3 и пр) - да же у одного человека
заполучить больше ресурсов,
Больше = 3.
5 = импульсивность
реализовать себя, предпринимательство, прикладная фантазия на уровне реального мира, трансформация его устройства под себя,
единая карта для всех,
для всех = четный уровень (4 или 6)
воля, необдуманные поступки, эксперимент,
Но без плана и без идей, как «пробы и ошибки»
и здесь прошлое уже может сопоставляться с настоящим, и делаться выводы,
Выводы, умозаключения = 6
“если он смог, то и я смогу”.
Для 5 «Он смог» – не важно.
Мне наплевать на другого
Если «он смог» - важно, то это 4 (роль) или 6 (теорема)
6-ой уровень
Моделирование, прогнозирование, обобщение, причинно-следственные связи, сомнения.
Чувствует себя свободным и ответственным и наделяет этим других
Свобода = 5. Ответственность = 5
, ищет объяснения и прогнозирует движения общества, науки, исходя из этих презумпций.
Понимает, как устроен мир, и делится этим с другими. Классифицирует,
Классы (ряды) = 4
Полный классификатор = карта (таблица Менделеева) = 5
подсчитывает права, обязанности, возможности. Теоретическое мышление, как обобщение реальных фактов. Абстрактных идей, не обусловленных материальным и реальным, еще нет.
Не верно
“У этой задачи есть лучшее решение”.
Лучший = 3 (опять Аккорд)
7-ой уровень
Общая система, взгляд на мир снаружи.
Строит общую абстрактно-теоретическую концепцию мироустройства, внутренне непротиворечивую, критик.
Как раз Ищет противоречия, на них зависает и тем доволен (Постмодернист)
Творец идей, придумывает то, чего до него в мире не было. Парадоксальное мышление – все должно быть
понято и вписано, иначе неудовлетворенность.
Это 6 или даже 4
Изобретатель понятий, а не вещей или способов,
И понятий И вещей И способов
вечный искатель истины в последней инстанции.
НЕТ. Предпочитает заканчивать фразой «Истина ваша ложная»
Странник по мысли, но одновременно способен ориентироваться только на одну структуру, все сводит к ней.
Нет. Может скакать от структуры к структуре, не соизмеряя их
Изобретатель с нуля, “у меня идея”.
8-ой уровень
Много независимых систем, возможность оперировать различными концепциями мироустройства без предпочтения или доминирования одной из них. Интуиция, как способ выбора подходящей теоретической концепции рассмотрения бытия или вещи на текущий момент. Синтезирует и анализирует чужие системы, изобретает концепции рассмотрения понятий, а не сами понятия. Гармония, относительность, глобальность, возможность поменять схему в процессе обработки, непредвзятость, свобода относительно абстрактных убеждений и частных мнений.
Уровень один, видимо, имеет смысл типировать себе только людям стопудово ловящим себя на том, что им трудно переключаться или держать в голове одновременно больше одного действия или предмета к размышлению. Мне кажется, что таких будет очень мало, 1-2%.
Смотри выше. Если брать только алкоголиков, то цифру можно найти. Но каждый из нас время от времени бывает на этом уровне, например, со словами «какое вкусное блюдо!»
Наиболее часто встречающиеся уровни по версии автора в современном мире - 4, 5 и 6,
Вот кого готовит современная школа
Россия 23
Япония 24
Германия 34
Израиль 35
США 45
Франция 46
Англия 56
причем растут они быстро. Кучность уровней у человека обеспечивает его целостность и гармоничность.
Дело в том, что задачи в обществе идут кучно, значит, имеющий кучные уровни легче подберет себе удобный поток задач
Автор также полагает лучшим, когда вспомогательный уровень находится ниже целеполагательных, а не наоборот.
Здесь надо определить «Целевые и служебные уровни». То что, «служение высшего низшему есть зло» можно считать определением определенного вида зла, я насчитал разных видов зла 10 или даже 11
Теория предполагает развитие человека в течение жизни, т.е. нынешний показатель уровня не навсегда.
Уровень вообще не один у человека –
он может быть один на минуту или на час
Часть уровней могут блокировать воспитание или среда, но чем уровень ниже, тем он живучее и лучше пробивается через эту блокаду. В СССР традиционно заблокированным был уровень 5, например.
В СССР за 5 сажали (запрет предпринимательства), а 4 разрушали (истребление профессионалов)
Интеруровневые отношения
Это называется «Законы или правила доминирования»
строятся по следующему принципу:
- одинаковые уровни у двоих вызывают конкуренцию/неустойчивое равновесие
- соседние - кооперацию (с преимуществом у верхнего)
Это не преимущество, а добровольное подчинение одного и покровительство другого
- с разницей больше одного - конфронтацию, агрессию нижнего по отношению к верхнему и гибель верхнего.