Яков Фельдман. 05-07-2011

Как построить карту личности

Предисловие

Я много лет искал журналиста, который бы взял у меня интервью. Наконец это мне надоело, и я решил выступить сразу в двух ролях: умного журналиста (УЖ) и Якова Фельдмана (ЯФ)

УЖ задает вопросы, а ЯФ на них отвечает

День первый

УЖ-1. Вот вы занимаетесь Теорией Человека. Что это? И главное – кому и зачем это нужно?

ЯФ-1. Если вы учились в школе, то знаете, что физика – это наука о природных явлениях, химия – наука о веществах, биология – наука о живых организмах. Все это науки о природе, в которой нет человека. И как только появляется человек со своими интересами, вкусами и пристрастиями эти науки говорят «мы не знаем, что с этим делать». Так появляется простая мысль: надо создать науку о человеке.

УЖ-2. Неужели такой науки до сих пор нет? А психология?

ЯФ-2. Все проблемы, в которые существенно вовлечен человек, можно условно разделить на четыре большие группы.

1.       От частного к частному – психология

2.       От частного к общему – история

3.       От общего к частному – педагогика

4.       От общего к общему – философия

Как видите, психология не исчерпывает всех проблем, существенно связанных с человеком. Верно даже более сильное утверждение: пока психология не объединится с остальными науками о человеке (педагогикой, историей, философией) она не сумеет решить даже свои психологические задачи. Что мы, кстати, и наблюдаем.

УЖ-3. А какие задачи вы относите к собственно психологическим?

ЯФ-3. Все такие задачи можно разбить на три группы

1.       Человек  против вещей. Центральной в этом классе задач является задача «выбор профессии»

2.       Человек против другого человека. Центральной в этом классе является задача «выбор супруга»

3.       Человек против многих людей. Центральной в этом классе задач является задача «комплектование команды»

Спросите кого угодно: эти три задачи современные психологи не умеют решать сколько-нибудь гарантированно и осмысленно.

УЖ-4. А зачем вам остальные три науки – история, педагогика, философия?

ЯФ-4. Во-первых, я уже сказал, что даже собственно психологические задачи, не выходя за рамки психологии, решить невозможно. Так невозможно развернуть автомобиль, не выезжая за пределы парковочного места. А вот вам более научный пример: если исследовать алгебраические уравнения с целыми коэффициентами на множестве целых чисел, то очень многие из них не имеют решения. Если вы разрешите исследовать их на множестве рациональных чисел, число «нерешаемых уравнений» уменьшится. Если вы разрешите исследовать их на множестве вещественных чисел, то оно еще уменьшится. Но все равно нерешаемые уравнения останутся. И  только когда вы разрешите исследовать эти уравнения на множестве комплексных чисел, окажется, что каждое уравнение степени N имеет ровно N решений (с учетом кратности).

УЖ-5. Сразу видно, что вы математик по образованию. Это сильно повлияло на ваши исследования по теории человека?

ЯФ-5. Человек – самое сложное из всего, что мы наблюдаем вокруг. Ни самые современные компьютеры, ни какие машины, придуманные человеком, никакие природные системы, включая экосистемы и супергалактики, не могут по своей сложности сравниться с человеком. И вы хотите, чтобы эту загадку разгадал человек ничему не учившийся? Скажу больше: прежде чем понять человека придется изучить историю науки, историю искусства, историю человечества.

УЖ-6. И вам это удалось?

ЯФ-6. Многие превосходят меня в частных вопросах.

УЖ-7. Ну, хватит о вашей персоне. Давайте о теории человека. Вы полагаете, ее результатами сможет пользоваться обычный человек или только специалист?

ЯФ-7. А что бы вы сказали в этом смысле о физике или химии? Есть люди, которые в них ничего не понимают. Есть люди, которые знают кое-что и этим активно пользуются. Есть люди, которые понимают глубину и красоту предмета, но только как гости. И есть очень небольшое число людей, которые в этих науках активно творят и задают тон. То же самое в любой науке, включая, разумеется, и теорию человека.

УЖ-8. Приведите примеры, когда обычный человек может воспользоваться вашими результатами.

ЯФ-8. Собственно, я уже приводил эти примеры, вы плохо слушали. Пример первый. Вы окончили школу и собираетесь в колледж. Какую специальность выбрать? Или это ваш сын выбирает. Или ваш внук. Пример второй. Жениться или пропустить? Пример третий. Вы набираете команду на новый проект. Пришел еще один кандидат. Брать или нет? Это постановка задачи «в форме выбора». Есть другие постановки. Например, «локализация конфликта». Что-то не так пошло в коллективе. Что именно? Варианты: «профилактика конфликта» и «разруливание конфликта». Еще одна постановка – «оптимизация». Как бы далеко вы не пошли в своих решениях, всегда остается еще какая-то свобода выбора. Вы будете врачом: но есть еще возможность выбрать специализацию. Вы женились. Но у вас еще остается выбор линии поведения. Вы набрали команду. Но еще остается возможность перераспределить роли.

УЖ-10. Ну тонкую настройку лучше отложить на потом. Честно говоря, вы меня заинтриговали. Я как раз подумываю жениться… Научите меня! Я хочу применить ваши рекомендации на практике! Если конечно, это возможно за разумное время.

ЯФ-10. И какое время вы называете разумным?

УЖ-11. Наши диалоги сложатся в книгу. Пусть это не будет «Война и Мир»…

ЯФ-11. Ну, тогда не будем терять времени. Если бы Толстой давал только события, «Война и Мир» не была бы такой длинной.

УЖ-12. Заранее благодарен

День второй

ЯФ-1. Я понимаю, что вы хотите быстрых практических результатов. И вы их получите. Но я должен сказать, что быстрые практические результаты это еще не все. Есть еще такая сторона дела как мировоззрение. В некотором смысле, правильное мировоззрение позволяет выйти за пределы списка известных задач и готовых решений. Чем глубже ваше мировоззрение, тем меньше у судьбы шанс застать вас врасплох.

УЖ-2. Впечатляет. Но все-таки практическая польза пусть будет бежать впереди.

ЯФ-2. Но тогда вы должны согласиться с тем, что некоторые мои ходы будут вам непонятны

УЖ-3. Но мы ведь сможем вернуться к ним позже и се непонятное прояснить?

ЯФ-3. Да, несомненно. Начнем с того, что у каждого человека есть своя индивидуальная карта. Предположим, этот человек – вы.  Первое что мы должны будем сделать, это научиться заполнять на вас эту карту. Это называется «внутренняя карта». Во-вторых, мы составим такую же карту на тот круг задач, которым вам приходится заниматься. Это называется «внешняя карта»

УЖ-4. И если внутренняя карта и внешняя не совпали…

ЯФ-4. Правильно. Если они не совпали, то налицо конфликт. Это называется «первый анализ» и «первый конфликт». Второй анализ более тонкий. Оказывается, что внутренняя карта расщепляется на две: прирожденную и внушенную. И там где они не совпадают – конфликт. Это второй анализ и второй конфликт. Теперь можно вернуться к первому конфликту и уточнить его. Но пойдем дальше. Если вы работаете с партнером или с командой, можно с каждого участника команды снять «вашу карту» по принципу «я думаю, что он…». Если эти карты не совпадают с первыми тремя, то это еще один конфликт. Третий анализ и третий конфликт.

УЖ-5. Но что такое эта карта?

ЯФ-5. Давайте вместо разговоров вокруг да около одну такую карту составим.

УЖ-6. Про меня?

ЯФ-6. Есть идея получше. Предлагаю выбрать персону, известную всем, говорящим по-русски.

УЖ-7. Например, поэта Александра Пушкина.

ЯФ-7. Принято.

УЖ-8. С чего начнем?

ЯФ-8. С пустографки. Возьмите чистый лист формата А4 и положите его как «портрет». Расчертите его как таблицу на десять строк и четыре столбца. Строки перенумеруйте сверху вниз по левому краю. Отделите номера вертикальной чертой. Вместе с номерами столбцов окажется пять. Вот так

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

Теперь в первом ряду напишем названия столбцов, вот так

1

Параметр

Левое

Правое

Нет

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

Теперь заполним столбец Параметр вот так

1

Параметр

Левое

Правое

Нет

2

%%

 

 

 

3

Разогрев

 

 

 

4

Вход

 

 

 

5

Центр

 

 

 

6

Выход

 

 

 

7

Уровни 1-2

 

 

 

8

Уровни 3-4

 

 

 

9

Деятельность 1-2

 

 

 

10

Деятельность 3-4

 

 

 

 

УЖ-9. Я уже догадался, что столбец Параметр содержит названия тех параметров, значениями которых мы заполним таблицу. А вот что означает Левое, Правое и Нет?

ЯФ-9. Как известно, наш мозг (точнее его кора) состоит из двух полушарий. Так вот, все параметры в строках 2-8 имеют два значения, одно для левого полушария, одно – для правого. Деятельности (строки 9-10) обычно захватываю оба полушария. Однако общее правило такое: более абстрактные деятельности идут слева, более конкретные – справа. Более простые – сначала, более сложные – потом.

УЖ-10. А столбец Нет?

ЯФ-10. Параметры (кроме %% и деятельностей) всегда выбираются из конечного заранее известного набора. Поэтому иногда проще установить «чего нет» и записать это в столбец Нет. Этим мы сразу сужаем область правильных значений параметров

 

День третий

ЯФ-1. Последовательность заполнения таблицы может быть разной, но у меня уже сложился определенный алгоритм, который я сейчас изложу. Опыт показывает, что на этом пути наилучшим образом удается использовать взаимосвязи параметров одной личности.

Итак, попробуем вспомнить, чем занимался Пушкин при жизни. Причем, считаются только те деятельности, которые он выбирал по собственной воле. Например, хождение на службу и переезды в телеге не считаются.

И попробуем покрыть все такие свободно выбираемые деятельности четырьмя рубриками.

УЖ-2. Ну, он читал много. Писал, сочинял.

ЯФ-2. Чтение, письмо, сочинение текстов объединим в одну рубрику.

УЖ-3. Женщин любил. С друзьями вино пил.

ЯФ-3. Любовь и дружбу – в одну рубрику.

УЖ-4. В карты играл. На дуэлях стрелялся. Журнал издавал.

ЯФ-4. Журнал отнесем отчасти к сочинению-чтению, отчасти к дружбе. А вот карты и дуэли разнесем на две разные категории.

Вот так

1

Параметр

Левое

Правое

Нет

2

%%

 

 

 

3

Разогрев

 

 

 

4

Вход

 

 

 

5

Центр

 

 

 

6

Выход

 

 

 

7

Уровни 1-2

 

 

 

8

Уровни 3-4

 

 

 

9

Деятельность 1-2

Дуэли

Дружба и любовь

 

10

Деятельность 3-4

Карты

Чтение, письмо, сочинение

 

День четвертый

ЯФ-1. Следующим шагом я обычно прошу заполнить строчку Центр.

Строчки 4, 5 и 6 носят общее название «кодировки». 4 – входные кодировки, 5 – центральные кодировки, 6 – выходные кодировки. Итак следующим шагом мы определим центральные кодировки нашего героя.

Вообще все кодировки имеют свои триады – «триады кодировок».

Вот эти триады

Входная триада: Ухо – Глаз – Рука

Центральная триада: Тексты – Картинки – Схемы

Выходная триада: Образы – Смыслы – Сценарии

Можете представить мозг как компьютер. В нем три центральных процессора (Тексты-Картинки-Схемы), три процессора на приеме информации по трем входным каналам (Ухо – Глаз - Рука) и три процессора при трех выходных каналах (Образы – Смыслы  - Сценарии). Но не все процессоры в каждой триаде одинаково важны для данного человека.

Как же нам из этих триад набрать карту конкретного человека?

На этот счет есть несколько правил.

Первое правило такое: из трех элементов триады надо вы