Соответствие возраста и ведущего уровня описывается следующей таблицей
Таблица 1. Ребенок и уровни
Уровень |
Возраст (лет) |
Характерные свойства возраста |
0 |
До ½ года |
|
1 |
½ - 3½ |
Любимая игрушка |
2 |
3½ - 6½ |
Освоение пространства |
3 |
6½ - 9½ |
Время, линейные операции (читать, писать, считать) |
4 |
9½ - 12½ |
Ролевая деятельность |
5 |
12½ - 15½ |
Свободный поступок |
6 |
15½ - 18½ |
Теоретическое мышление |
7 |
18½ - 21½ |
Критицизм |
8 |
21½ - 24½ |
Осознание отдаленных последствий |
9 |
24½ - … |
|
При анализе таблицы следует помнить:
Когда рождается ребенок, глаза его смотрят в разные стороны. Пройдет несколько дней, неделя, иногда две, прежде чем оба глаза cмогут нацелиться на один предмет и за ним следить. Теперь можно утверждать, что маленький человек способен удерживать в своем поле внимания один объект. Это очень важный рубеж. И мы будем считать его переходом с нулевого уровня на первый.
Вообще, поле внимания есть ключевое понятие нашей теории уровней. Если какая-либо система переходит на новый уровень, то коренным образом меняются все свойства этой системы. Например, у ребенка при переходе на новый уровень изменятся характер действий с предметами, поведение в группе, мораль и логика, типовые конфликты и страхи. Оказывается, поле внимания однозначно определяет эти и другие свойства системы.
Разумеется, здесь есть несколько уровней абстракции. «Абстрактный» ребенок переходит с нулевого уровня на первый через неделю после рождения. На первом уровне он проводит три года и перебирается на второй. Конкретный ребенок, во-первых, может перейти на новый уровень чуть позже или чуть раньше. Это легко увидеть, наблюдая за разными детьми. Во-вторых, когда конкретный ребенок запускает какую-нибудь целостную деятельность, то у этой деятельности есть свой уровень. Например, постукивание погремушкой - уровень 1, а собирание игрушки из частей - уровень 2.
Абстрактный ребенок первого уровня действует только на первом уровне. Он может стучать погремушкой, но не может собирать игрушку из частей. Напротив, конкретный ребенок способен на операции самых разных уровней - и более высоких, и более низких. Можно лишь утверждать, что один из уровней преобладает – деятельность этого уровня запускается чаще и длится дольше. Этот превалирующий уровень и есть уровень ребенка на данном этапе развития
На абстрактного ребенка рассчитаны нормативы и инструкции. Например, на коробках с конструкторами, содержащими мелкие детали, обязательно пишут “детям до трех лет не давать”. То есть абстрактный ребенок первого уровня не будет запускать деятельность второго уровня (собирать игрушку из деталей), а ограничится своим уровнем (например, возьмет деталь в рот и проглотит).
Еще раз напомним, что такое первый уровень. Это один объект в поле внимания. Абстрактный ребенок находится на первом уровне от 0 до 3 лет. (По другой версии - от полугода до трех с половиной). Пиаже описывает, как ребенок первого уровня, получив вторую игрушку, забывает о первой. Но вы и сами можете устроить такой опыт.
Я сам часто видел, как дети (а иногда и взрослые), развернув конфету, то есть, разделив объект (конфету в обертке) на два (конфету и обертку), теряли интерес ко второму объекту (обертке) и ее уносило ветром. Это типичный первый уровень.
Я хорошо помню, как мама пыталась решить мои проблемы, отвлекая меня новой игрушкой или конфетой. И я не отвлекался. И мне было обидно, что меня считают ребенком первого уровня. Хотя тогда это называлось иначе.
На втором уровне поле внимания умеет удерживать «много» объектов. Их число не столь важно. Оно увеличивается с возрастом и варьируется в зависимости от индивидуальных способностей, но ключевые характеристики системы от этого не меняются.
Типичная деятельность второго уровня – конструирование. Сложный объект состоит из простых объектов. Девочки одевают и раздевают кукол. Мальчики собирают и разбирают самолеты и автомобили. Мир ребенка населен множеством персонажей, присутствующих в поле внимания одновременно. Они и физически присутствуют вокруг ребенка – на полках, на диванах, на полу. Ребенок заполняет, захватывает пространство предметами своей деятельности. Он осваивает и наличное пространство – лезет на стол, на шкаф, на дерево. Хорошо, если установлены вокруг безопасные снаряды, качели, лестницы. В книжках его интересуют картинки.
Возраст второго уровня – от 3 до 6 лет.
В 6 лет дети всех цивилизованных стран начинают читать, писать и считать. Для такого рода деятельности недостаточно удерживать в поле внимания несколько объектов. Необходимо помнить порядок расположения этих объектов в каждом конкретном случае. То есть поле внимания должно уметь удерживать процесс.
Для знания букв и цифр достаточно иметь поле внимания второго уровня. Для того чтобы написать предложение (или даже длинное слово), необходимо поле внимания третьего уровня, способное удержать процесс.
Детям третьего уровня вполне можно поручить ходить в магазин или варить суп. Они умеют переходить дорогу на светофор. Все это - действия третьего уровня, где отдельные элементы следуют друг за другом в определенной последовательности.
Например, деятельность “перейти дорогу на светофор” состоит из следующих элементов:
1. Дойти до перекрестка и остановиться на тротуаре
2. Посмотреть на светофор и дождаться, пока загорится зеленый свет
3. Посмотреть вокруг, убедиться, что поблизости нет машин, идущих со сверхвысокой скоростью
4. Перейти дорогу
Попробуйте мысленно переставить местами элементы (например, 2 и 4), и вы увидите, как безопасная деятельность станет смертельно опасной. То есть пятилетнему ребенку (2) доверить такой план нельзя, а семилетнему (3) - можно.
Опишем здесь эксперимент Пиаже, известный как “нарушение закона сохранения вещества”. Приведем также два объяснения самого Пиаже и одно объяснение в рамках теории уровней.
На столе стоят два стеклянных стакана. Один узкий и высокий, другой – низкий и широкий. В узкий стакан налита подкрашенная жидкость. Ребенок наблюдает все это. Экспериментатор переливает жидкость из узкого стакана в широкий. Уровень жидкости понижается. Экспериментатор спрашивает ребенка: “Стало больше или меньше?”
Дети 5-ти лет отвечали “меньше” или “больше”. 8-летние отвечали “столько же”.
Первое объяснение Пиаже - ребенок к 8 годам научается смотреть на мир глазами другого человека.
Во-первых, по нашему мнению, это неверно. Стать на точку зрения другого человека ребенок 8 лет не может. Это проблема уровня 6 для 15-18 лет или даже проблема уровня 8 для 21-24 лет.
Во-вторых, из этого предположения ничего не следует.
Второе объяснение Пиаже - ребенок к 8 годам научается видеть изменение не по одному, а по нескольким параметрам. Он, в частности, видит, что понижение уровня жидкости компенсируется увеличением сечения стакана, так что общий объем не изменяется.
Во-первых, следить за двумя процессами ребенок 8 лет не может. Это проблема уровня 4 для 9-12 лет.
Во-вторых, из того, что высота цилиндра уменьшилась, а сечение увеличилось, вовсе не следует, что объем сохранился. Произвести же точные измерения и точные вычисления ребенок не может. А без этого ничего доказать нельзя. Так что и из этого предположения ничего не следует.
Ясно, что из двух предположений вместе также ничего не следует.
Объяснение по теории уровней. Для ребенка 5 лет (уровень 2) процесс распадается на отдельные объекты, как кинолента на отдельные кадры. Между кадрами нет связи. Поэтому из свойств одного кадра о свойствах другого кадра ничего умозаключить нельзя.
Для ребенка 8 лет, то есть уровня 3, процесс не распадается. В него нельзя вставить невидимый кадр, на котором рука фокусника доливает или отливает жидкость из двух стаканов в третий. Поэтому ребенок четко осознает, что количество жидкости в его поле зрения не изменилось.
Дети 6-9 лет на уроках в школе тихо и усердно выполняют задания учителя. Задания эти представляют собой один отдельный процесс. Например, необходимо переписать текст. Или выполнить арифметические действия в определенном порядке. Дети полностью концентрируются на задании, не отвлекаются, не шумят.
Дети 9-12 лет держат в поле внимания не один, а несколько процессов. Им уже недостаточно видеть свое задание. Они видят задания соседа справа и соседа слева, пытаются взаимодействовать с соседями, разговаривают, шумят.
Это время уровня 4. Для него необходима и деятельность уровня 4 – распределенное ролевое взаимодействие.
Рассмотрим школьников, играющих в футбол. Играют первоклассники (7 лет) и пятиклассники (12 лет). Первоклассников много, и бегают они все кучей за мячом. Пятиклассников всего двое. Один с мячом носится по полю, первоклассники все за ним. Другой поджидает у ворот противника, вдруг получает мяч и без помех катит его в ворота. Так повторяется много раз.
Рассмотрим уровни участников. Первоклассники (уровень 3) видят только один процесс – катящийся мяч. Они могут только бежать за этим мячом или выйти из игры. Пятиклассник (уровень 4) видит несколько процессов. В частности, движение мяча, который он сам ведет, и движение партнера у ворот противника. Такое “широкое” зрение пятиклассников и “узкое” зрение первоклассников и определяет весь ход игры.
Для детей 9-12 лет характерны сложные ролевые игры и образование групп с устойчивым распределением ролей.
Американцы широко используют термин “teenagers”, то есть подростки 13-19 лет, и считают этот возраст самым опасным. Особенно опасен возраст 13-15 лет, когда подростки совершают необдуманные поступки, “чтобы доказать”. Мальчики прыгают с крыши. Наибольшее количество “уходов из дома” приходится именно на этот период
У девочек такой “волевой порыв” менее заметен, но это связано с системой воспитания женщин. “Эталонная женщина” в большинстве стран мира не должна быть выше уровня 4, не должна быть самостоятельной. Однако когда для целой эпохи (например, эпохи Возрождения) свободный поступок есть ключевое понятие, такие девочки находятся. Джульетте было 14 лет.
Возраст, когда человек начинает сам совершать поступки и, следовательно, должен сам за них отвечать, определен в 12 лет для девочек, в 13 лет для мальчиков. В иудаизме это обряд “бат-мицва” и “бар-мицва” соответственно. В католичестве – конфирмация.
По аналогии с водителем, который способен самостоятельно намечать маршрут, только если у него есть карта, мы будем считать, что этому уровню 5 соответствует одна карта в поле внимания.
Если вы когда-нибудь видели игру в шахматы, вы можете представить себе шахматную позицию. Понятно, что играющий шахматист должен уметь держать в голове сразу несколько будущих позиций, чтобы сравнить их, выбрать лучшую и постараться привести партию именно к этой позиции. Особенно наглядно проявляется эта способность при игре вслепую против нескольких партнеров.
Вообще, обдумывание поступка – вплоть до его реализации - требует держать в поле внимания как бы несколько карт. Проложив на каждой карте маршрут и сравнив их между собой, человек выбирает наилучший, как ему кажется, вариант
Примерно в 15-16 лет рассуждение о возможных поступках становится для подростков важнее самих поступков. Их начинают интересовать абстрактные вопросы мироздания, вечные ценности, истинность идеологий и мировоззрений. Они пытаются для себя выстроить целостный взгляд на мир, привести свои знания и мнения в одну непротиворечивую систему. Они начинают читать серьезную “классическую” литературу.
Повторяю, речь идет об абстрактном человеке. Конкретный человек, как мы теперь видим, отличается от абстрактного человека еще в одном, третьем пункте. (Первые два – разброс временных границ этапа и разброс деятельностей внутри этапа). Он не всегда доходит до верхних ступеней, застревая на нижних. Например, подросток из низкокультурной среды, скорее всего, не станет рассуждать о причинах мироздания. Он всегда будет действовать, а не рассуждать. То есть никогда не поднимется до уровня 6.
В 18 лет абстрактный человек начинает понимать, что стройные теории и научные мировоззрения описывают наш мир весьма приблизительно. Что есть ситуации, когда прямое применение этих теорий ведет к откровенно ошибочным результатам. Что иногда нужно расшатать теорию, нарушить ее стройность, не порывая, впрочем, с самой теорией, а как бы слегка от нее отстраняясь. Это похоже на отрыв от плоскости в пространство, с оглядкой, впрочем, на эту плоскость. Так самолет, разогнавшись на земле, взлетает и парит над сетью дорог.
Такой человек шутит, иронизирует, пародирует, парадоксально переворачивает. Он издевается над “якобы очевидным”, над святынями, над почтенным “бюргерским” здравым смыслом.
В 21 год абстрактный человек умеет уже не только выйти в пространство (как бы приподняться в самолете над автомобилями). Его поле внимание держит не одно, а много пространств, где летают другие самолеты, ракеты, планеты, звезды. Человек видит границы этих пространств, понимает, как они переходят друг в друга. Иначе говоря, он способен понимать тех, кто живет в иных пространствах, иных мировоззрениях, но не терять при этом самого себя, своего пространства и своего пути.
Гипотетически можно предположить существование человека, способного держать в поле внимания сразу все. Мы назовем это состояние уровнем 9. Помните новорожденного, неспособного держать в поле внимания даже один объект? Мы приписали ему уровень 0.
Таблица 2. Возрастная лестница Пиаже
период |
Возраст (лет) |
Возраст по теории уровней |
Уровень |
сенсомоторный |
0-2 |
0 - 3½ |
0 - 1 |
дооперационный |
2-6 |
3½ - 6½ |
2 |
конкретных операций |
7-12 |
6½ - 12½ |
3 – 4 |
формальных операций |
12-15 |
12½ - … |
5 и выше |
Таблица 3. Возрастная лестница Эриксона
Возраст (лет) |
Уровень |
Стадия по Эриксону |
Возраст по Эриксону |
0 ½ |
0 |
1. Базовое доверие vs. Недоверие |
0 – 1 г. |
½ - 3½ |
1 |
2. Автономия vs. Стыд и сомнение |
1 – 3 г. |
3½ - 6½ |
2 |
3. Инициатива vs. Вина |
4 – 5 л. |
6½ - 9½ |
3 |
4. Мастерство vs. Неполноценность |
6 – 11 л |
9½ - 12½ |
4 |
||
12½ - 15½ |
5 |
5. Идентичность vs. Диффузия идентичности |
12 – 19 |
15½ - 18½ |
6 |
6. Близость vs. Изоляция |
20 – 25 |
18½ - 21½ |
7 |
7. Творчество vs. Застой |
26 - 64 |
21½ - … |
8 |
8. Целостность vs. Отчаяние |
65 - смерть |
Качественное своеобразие стадий Эриксона можно теоретически вывести из соответствующих уровней. Например, исследование пространства на втором уровне может быть разрешено (автономия) или запрещено (стыд за попытки освоения). Свободный поступок, выбор на пятом уровне может быть разрешен (идентичность) или запрещен (диффузия идентичности). Внутренний мир личности на шестом уровне может быть запрещен (изоляция) или разрешен (близость).
Таблица 4. Возрастная лестница Фрейда
|
Стадии (Фрейд) |
Возраст (Фрейд) |
Возраст ТУАИ |
Уровень |
1 |
Оральная |
0-2 |
0-3 |
1 |
2 |
Анальная |
2-3 |
3-6 |
2 |
3 |
Фаллическая |
4-5 |
6-9 |
3 |
4 |
Латентная |
6-12 |
9-12 |
4 |
5 |
Генитальная |
12+ |
12+ |
5+ |
Лоуренс Колберг (Lawrence Kohlberg) в серии полевых исследований показал (Гарвард, 70-е годы), что моральные суждения ребенка проходят определенную последовательность стадий. Изменить порядок прохождения стадий нельзя. В разных обществах порядок и темп прохождения одинаков, но предельно достижимая степень тем выше, чем более развито общество. Стадии развития моральных суждений по Колбергу показаны в таблице ниже. Для теории уровней важно, что стадии развития по Колбергу (по срокам приблизительно, а по содержанию – точно) совпадают с уровнями по Фельдману.
Таблица 5. Возрастная лестница Колберга
Уровень |
Возраст |
Стадия |
Возраст |
Содержание стадии |
Название для группы стадий |
1 |
0.5-3.5 |
0 |
0-2 |
Непонимание морали, |
|
2 |
3.5-6.5 |
1 |
2-4 |
Послушание-наказание |
Пре- Конвенционализм |
3 |
6.5-9.5 |
2 |
4-7 |
Индивидуализм-инструментализм |
Пре- Конвенционализм |
4 |
9.5-12.5 |
3 |
7-12.5 |
«Хороший мальчик (девочка)» |
Конвенционализм |
5 |
12.5-15.5 |
4 |
12.5-… |
Закон и порядок |
Конвенционализм |
6 |
15.5-18.5 |
5 |
|
Общественный договор |
Пост-Конвенционализм |
7 |
18.5-21.5 |
6 |
|
Ориентация на высшие ценности |
Пост- Конвенционализм |
8 |
21.5-24.5 |
|
|
|
|
9 |
24.5-… |
|
|
|
|
Комментарий. «Хороший мальчик» - ролевое поведение, уровень 4.
Закон и порядок – пристройка свободного человека к закону, уровня 5 к уровню 6 снизу. Здесь человек еще не издает законы, но признает их.
Общественный договор – авторское сообщество – уровень 6.
Ориентация на высшие ценности – выход за пределы современного общества – уровни 789.
Инструментализм – целедостижение – уровень 3.
Послушание-наказание – подчинение абсолютной норме – уровень 2.
Мое желание – ниже уровня морали, уровень 1.
Полевые результаты Колберга – один из самых важных аргументов в пользу теории уровней как концепции человека.
И. Кант в предисловии ко второму изданию «Критики чистого разума» утверждает, что мораль, бессмертие души, божественность миропорядка и свобода воли не могут быть предметом научного исследования, хотя имеют право на существование как понятия. По Канту это сущности (вещи в себе), наука же должна зисследовать явления (вещи для нас). Прав ли Кант? Смотрим таблицу:
Таблица 6. Вне науки
Понятие |
Уровень, где понятие появляется |
Мораль (можно - нельзя) |
2 |
Бессмертие души = бесконечность времени |
3 |
Божественность миропорядка = стабильность ролевой структуры |
4 |
Свобода воли |
5 |
Научное исследование |
6 |
По существу Кант утверждает, что с понятиями уровней 2, 3, 4, 5 нельзя работать в логике уровня 6. Присоединяюсь.
Шахматные фигуры и пешки по своему поведению тоже соответствуют определенным уровням.
Таблица 7. Фигуры и пешки
Фигура или пешка |
Уровни |
Пешка |
2, 3 |
Конь, Слон, Ладья |
4, 5 |
Ферзь |
6, 7 |
Король |
8, 1 |
Король малоподвижен (1) , но при этом особо чувствителен (8).
В развитии языка, точнее, в развитии творчества (авторства) на материале языка ([1]) появился момент, когда авторы стали уплотнять тексты. Такие сверхплотные тексты стали называть поэтическими. ([2]) Для уплотнения текста были выработаны специальные (поэтические) приемы, например рифма, ритм и другие Поэтические приемы можно рассматривать как каналы передачи информации, а сумму поэтических приемов – как одновременную передачу информации по многим каналам.
Таблица 8. Каналы поэтической информации
Уровень |
Канал |
0 |
смысл |
1 |
фонетика |
2 |
ритм, рифмовка, рифма – повторяемость |
3 |
образ |
4 |
формула |
5 |
динамика |
6 |
риторика |
7 |
ассоциации |
8 |
концепция |
9 |
стилистика |
В процессе перевода стихотворения с одного языка на другой переводчик должен побеспокоиться о том, чтобы пропорции между каналами сохранялись. Если пропорции нарушены, о переводе говорить нельзя, даже о вольном, в лучшем случае - о вариации
Подробнее – в книге «Теория уровней и модель человека»
В книге «Закат Европы» О.Шпенглер отмечает качественное различие между разными слоями математики. По нашему мнению, вот в чем состоит это различие
Таблица 9. Слои математики (по О.Шпенглеру)
|
Раздел математики |
Уровни |
1 |
Школьная арифметика, элементарная геометрия |
12 |
2 |
Элементарная алгебра |
34 |
3 |
Функциональный анализ |
56 |
4 |
Общая алгебра |
78 |
Мне известно по крайней мере две модели аналогичные «Теории уровней».
Во-первых это планетарная модель атома. Электроны могут находиться на вполне определенных орбитах = энергетических уровнях. Следствием этого является таблица Менделеева – с ее скачкообразным изменением химических свойств атома.
Во-вторых это музыкальная гамма - звукоряд. На скрипичной струне звук можно повышать непрерывно, а вот на клавиатуре фортепиано – только скачком (в полтона).
Первое знакомство с теорией уровней может вызвать у человека протест: как измерить неизмеримое? Протест этот частично оправдан. Во-первых, типирование – процедура небезопасная, смотри об этом главу «Типировать человека?». Правда, во-вторых, правильное типирование ограничивает свободу не слишком сильно – как орбиты в атоме или клавиши на фортепиано. Но такая «слегка ограниченная» свобода может оказаться гораздо более эффективной.
С 1973 по 1978 год я учился в Московском Государственном Университете на факультете Вычислительной математики и кибернетики. Кибернетика, как вы, конечно, знаете, изучает управление и связь в различных системах, в том числе в системе «человек», системе «компьютер», системе «государство» и пр.
Кибернетика заставляет нас (изучающих) по-новому взглянуть на вещи простые и, казалось бы, давно и абсолютно понятные. Вот, например, две системы: дверной звонок и автомат, продающий газированную воду с сиропом ( были такие в эпоху моего детства).
Когда вы нажимаете кнопку звонка, его ответ зависит от вашего действия, но от предыстории он не зависит. Когда вы нажимаете кнопку автомата, продающего воду, ответ зависит от того, какую монетку вы перед этим вбросили (3 копейки, 1 копейку или ничего). У автомата есть память. У звонка памяти нет.
В общем случае кибернетика различает следующие «машины»
Рисунок 1. Автоматы в кибернетике
Автоматы без памяти |
Автоматы с памятью |
Автоматы с конечной памятью |
Автоматы с бесконечной памятью |
Автоматы с последовательным доступом к памяти (возможно бесконечной) |
Автоматы, в которых доступ к памяти идет параллельно и этот параллелизм может возрастать неограниченно |
Таким образом, кибернетика определяет точки, в которых внутренняя структура системы делает скачок.
Мы тоже хотели бы найти точки, где внутренняя структура вычисляющей системы делает скачок. Но мы рассматриваем «мыслящие системы». А мышление и вычисление – это не одно и то же. Некоторый намек на направление поиска дает (ленинская) формулировка «Мышление – это отражение».
Вот передо мной нитка бус. Вот нитка лопнула и бусы рассыпались. Произошла необратимая потеря сложности.
Вот передо мною экран, на котором все это отображается. Предположим, качество экрана плохое, то есть некоторые (случайно взятые) точки экрана показывают не точки изображения, а нечто другое (случайное). В пору создания теории уровней (1989 год) был такой экран в Москве, на Новом Арбате.
Представим себе, что число случайных точек на экране возрастает. Представим себе, что на экране отображена нитка бус. Начиная с некоторого (большого) числа случайных точек, на экране мы увидим, что нитка разорвалась (хотя настоящая нитка еще цела). Сформулируем теперь два общих правила:
1. Для того, чтобы при отображении не происходила потеря сложности, необходима некоторая минимальная собственная внутренняя сложность отображающей системы.
2. Сложность отображающей системы измеряется максимальной сложностью прообраза, которая при отображении еще не утрачивается.
Осталось определить ступени сложности прообраза (уровни)
Нитка бус сложнее, чем рассыпанные бусы. Но сколько бусин рассыпано (10, 15 или 20), на сложность не влияет. Однако если бусинки удалять по одной, то наступит момент, когда останется одна бусинка.
Если на нитке была одна бусинка, то рассыпать бусы нельзя, если больше одной – можно. Это означает, что (для нас, здесь и теперь) число один качественно отличается от чисел два, три и т.д., в то время как остальные числа (2,3,4,…) качественно одинаковы.
Здесь мы вступаем в противоречие со знаменитой формулой Гегеля «перехода количества в качество»: по нашему мнению, новое качество возникает при переходе от 1 к 2, но не возникает при дальнейшем наращивании количества. Новое качество привносится извне как отношение порядка, которого прежде не было!
Нитка бус не изменится, если ее изогнуть или выпрямить, сжать или растянуть. Математики такие структуры называют «топологическими». Топологически нитка бус неотличима от прямой линии. Одна бусинка неотличима от точки.
Для того, чтобы оценить, цела ли нитка бус, или она разорвана, надо проследить ее взглядом, т.е. осуществить некоторый процесс. Вообще, отображающие системы активно наблюдают отображаемое. Общая идея состоит в том, что простота наблюдения ограничивает сложность отображения
Как соотносятся факты, известные нам о человеческом теле (мозге), с намеченными выше уровнями сложности?
В следующей таблице топологическим структурам поставлена в соответствие их размерность. Дробная размерность – промежуточный вариант.
Таблица 10. Топологические структуры
|
Наблюдаемое |
Топологическая структура |
Топологическая размерность |
1 |
Один объект |
Точка |
0 |
2 |
Много объектов |
Много точек |
1/2 |
3 |
Один процесс |
Линия |
1 |
4 |
Много процессов |
Много линий |
1+1/2 |
5 |
Одна карта |
Одна плоскость |
2 |
6 |
Много карт |
Много плоскостей |
2+1/2 |
7 |
Одна система |
Одно пространство |
3 |
8 |
Много систем |
Много пространств |
3+1/2 |
9 |
??? |
???? |
4 |
Известно, что нейрон (клетка головного мозга) имеет три коротких отрезка и один длинный. Если у клетки два коротких отростка, из таких клеток можно построить клетчатую плоскость. Если три коротких – клетчатое (трехмерное) пространство. Если три коротких и один длинный – клетчатое четырехмерное пространство. Если возбудить один нейрон, то по нейронной сети побежит волна возбуждения. Размерность этой волны не может быть больше, чем размерность сети, по которой она бежит, а только равна или меньше.
Задачу «следить за реальностью» мозг решает так: он пускает по нейронным сетям волны. Высокая размерность отслеживаемой реальности требует соответствующей размерности нейронной волны. Если размерность нейронной волны ограничена, топология отслеживаемой реальности будет упрощаться, подобно тому, как плохая аудиосистема в процессе «трансляции из зала» срезает частоты хорошего музыкального инструмента.
Как и у компьютера, у мозга есть «тактовый генератор». Чем выше тактовая частота, тем быстрее работает мозг. Однако частота генератора не произвольна. Если позвоночник – антенна, то у этой антенны есть собственные частоты. Они и представляют собой возможные тактовые частоты генератора (мозга). С другой стороны, если возникает стоячая волна, то можно определить первый узел – он отстоит от активного конца струны на одну длину волны. В «йоге» этот узел называется «активная чакра». Чем выше частота, тем короче волна и тем выше активная чакра.
Существует соответствие между чакрами Йоги и уровнями ТУАИ. Правда, чакр 7, а уровней 8, но это означает только то, что последняя чакра представляет сразу два уровня (7 и 8). Те, кто чувствует активность чакр другого человека и умеет выделять в его деятельности, свидетельствуют, что активность чакр пропорциональна активности деятельности определенного уровня. Известные в практической йоге операции «открыть определенную чакру» и «проработать определенную чакру» служат хорошим основанием, чтобы (на физиологической основе) усилить выносливость человека при работе на определенном уровне ТУАИ. Это – один из резервов самосовершенствования
Работа определенных уровней обеспечивается определенными частями мозга (тела). Например, активность третьего уровня («целенаправленное поведение»), обеспечивается активностью лобных долей мозга, которые созревают у человека к 6 годам. Выход на пятый уровень (свободный поступок) требует зрелой гормональной системы (12-13 лет). Парадоксальное мышление (уровень 7) обеспечивается пересылкой (и перекодировкой) информации между полушариями мозга (мозолистое тело).
Таблица 11. Качественные сдвиги в кибернетических моделях
Уровни |
Кибернетические модели |
Свойства |
12 |
Схемы из функциональных элементов |
Времени нет, памяти нет, прошлого нет |
34 |
Плюс задержка = машина состояний |
Есть память, но прошлое и настоящее нельзя обрабатывать одной схемой |
56 |
Плюс обратная связь = машина Тьюринга |
Прошлое можно сопоставлять с настоящим и делать выводы |
78 |
Плюс динамическое изменение структуры = компьютер |
Схему можно менять в процессе обработки |
Удивительным образом свойства моделей указанных в следующей таблице совпадают со свойствами логик соответствующего уровня. Уровни 1357 предполагают, что схема существует в единственном экземпляре. Уровни 2468 предполагают, что схему можно тиражировать.
Школы буддизма – отдельные общественные движения. Их профиль показан в следующей таблице. (По книге Гарри Гэх. The complete idiot’s guide to Буддизм. Перевод с английского. М.2005. )
Таблица 12. Течения в Буддизме
Течение |
Уровни |
Махаяна |
2, 8 |
Тхеравада |
4, 8 |
Дзэн |
1, 7 |
Чистая земля |
1, 8 |
Ваджраяна |
4, 6 |
Дзэн парадоксален (7), махаяна, тхеравада, чистая земля интуитивны (8), ваджраяна научна (6). В Дзэн и в Чистой земле человек одинок (1), в махаяне он в общине равных (2), в тхераваде и ваджраяне он профессионал среди профессионалов (4).
Смотри также Система договоров и ДРКМ
В отличие от христианства, буддизм считает что у мировой воли нет единого центра, то есть нет самой мировой воли – только локальные воли. Именно в этом смысл странного императива Дзэн: «если встретишь на дороге Будду – убей его». То есть не позволяй никому отнимать у тебя право быть центром мира.
Махаяна (школа в буддизме) принимает «культ Бодхисатвы». Бодхисатва ищет полного просветления, открытого сердца, нирваны, но не для себя, а для пользы всех живых существ. Два главных архетипа бодхисатв таковы:
Я предпочитаю говорить не о пользе для «всех живых существ», а об уважении ко всем системам, в том числе - к неживым. Каждая из систем имеет свой интерес и свою логику. И разрушение (ущемление) каждой системы уменьшает гармонию мира.
Таблица 13. Сводная таблица теории уровней
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Поле внимания |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Мышление - сознание |
магическое |
этическое |
эстетическое |
ролевое |
свободное |
теоретическое |
парадоксальное |
универсальное |
3 |
Логика - вопрос |
что |
где |
когда |
как |
кто |
почему |
а если |
а зачем |
4 |
Логика - категори |
вещь, имя |
пространство, граница, форма |
время, порядок |
способ, роль |
свобода воли, случайность |
причина |
парадокс, система |
отдаленные последствия |
5 |
Познание - логика - операция |
узнавание, наименование |
различение, разграничение |
упорядочение, предельный переход |
ряды |
полный классификатор |
сомнение, доказательство, модель |
противоречие |
Выбор модели по задаче |
6 |
Социальное поведение |
Толпа у костра |
Свои (равные)- чужие (равные) |
Выше-дальше-сильнее, каждый за себя, цель оправдывает средства |
Ансамбль, ролевая система |
Импровизация, рынок |
Моделирование чужого сознания как однородного своему |
Новаторство, изобретательство |
Моделирование чужого сознания как неоднородного своему |
7 |
Предметное действие |
Концентрация, захват |
Освоение пространства |
Целедостижение |
Координация параллельных процессов |
Риск |
Точный расчет вариантов |
Оригинальная идея |
Интуитивный ход |
8 |
Умственной возраст |
0-3 года |
3-6 лет |
6-9 лет |
9-12 лет |
12-15 лет |
15-18 лет |
18-21 |
21+ |
9 |
Социальный слой |
Рабы, холопы, солдаты |
Крестьяне - общинники |
Дворяне, офицеры |
Чиновники, священники |
Капиталисты, купцы |
Ученые, юристы |
Изобретатели, философы |
Святые |
10 |
Историческая эпоха |
Дикость |
Варварство |
Античная тирания |
Ролевое средневековье |
Дикий капитализм = Возрождение |
Правовое государство |
Информационное общество |
Глобальное общество |
Тот порядок, который ТУАИ наводит порядок в наших головах, можно очертить двумя способами.
Во-первых, старым способом, через пару категорий «сущность и явление». В определенном контексте мы наблюдаем определенную цепочку явлений, в другом контексте – другую цепочку. Однако тот факт, что эти цепочки можно поставить во взаимнооднозначное соответствие («изоморфизм цепочек») показывает, что за всеми этими явлениями лежит нечто общее – единая «сущность».
Во-вторых, новым способом, через схемы и суперсхему. Тогда каждая частная схема для суперсхемы станет одним аспектом (столбцом таблицы). Соответствующие элементы схем расположатся на одной строке.
Рассмотрим следующие примеры.
«Китайская классическая философия видит мир как борьбу Инь и Янь, или, что то же самое, мужского и женского, светлого и темного, теплого и холодного, сухого и влажного». Уровень = 2. Аспект = мышление.
«Православные верят в чудодейственную силу чудотворных икон». Уровень = 1. Аспект = сознание. Тип = магическое.
«Человек, только что переехавший из деревни в город, считает, что зона его ответственности совпадает с объемом его квартиры и поэтому с легкостью выбрасывает мусор через окно своего многоэтажного дома». Уровень = 2.Аспект = поведение.
«Менделеев первый расположил все известные в то время химические элементы в одну таблицу, которая с тех пор так и называется – таблица Менделеева». Уровень = 5. Аспект = познание.
Таким образом, за каждым примером (клеточка) лежит определенный аспект (столбец) и определенный уровень = определенная логика (строка)
[1] Поэзия - это уникальность текста и единственность автора, хотя бы имя его и не было нам известно. А тексты без авторства - былины, заведомо многовариантные – это синкретическая форма из которой поэзии и прозе еще предстоит родиться.
[2] А.А. Потебня: «прозаический текст отличается от поэтического тем, что передает значение не в образах, А непосредственно». Очевидно, здесь «поэтический текст» соответствует сегодняшнему значению слова «художественный», а «прозаический» означает «не хужожественный, а например, научный»,