Теперь мы готовы показать почему возможен прогресс, очертить его механизм. Сама абстрактность (идеальность) этого механизма означает, что множество конкретных факторов и обстоятельств может помешать его работе. Так оно и происходит в реальности, во многих случаях вместо прогресса мы видим регресс, топтание на месте, бег по кругу. Но, проанализировав идеальную модель и те допущения, в которых она описана мы сможем лучше понять что мешает прогрессу реальному и какие условия надо соблюсти в реальной жизни, чтобы этот механизм заработал.
Итак, представим себе сообщество с эталоном Х. Х – это некоторое множество норм, демонстрируемых членами сообщества в подтверждение их принадлежности сообществу. Значительную часть норм, входящих в Х можно проинтерпретировать как определенный уровень деятельности. Поэтому мы будем считать, что Х это число – номер уровня.
Кроме того, допустим, что сообщество занимается целенаправленым самовоспроизводством. Например, в качестве сообщества возьмем отдельную страну (государство), а в качестве системы воспроизводства – школу (обязательное образование граждан). Тогда школа будет построена так, чтобы ее выпускники (= граждане) действовали на уровне Х.
Если бы система работала без сбоев, то мы бы имели общество бесконечно долго живущее на уровне Х. Однако в системе возможны сбои и поэтому ее выпускники распределены по уровням с некоторой вероятностью. Точка Х является только одним из таких вероятных уровней.
От чего зависит такое распределение вероятностей?
Если школа и страна абсолютно закрыты, то сбоев очень мало и наиболее вероятным является уровень Х, а остальные возможности распределены вокруг него по Гауссовой кривой (достаточно узкой и высокой). Если страну и школу закрыть нельзя, если дети смотрят телевизор и видео, ездят за границу и пр. то давление этих обстоятельств, во-первых, размывает кривую, делает ее более пологой и, во-вторых, смещает ее в ту сторону, в которую давят эти обстоятельства.
Что из этого следует?
По законам доминирования, большинство граждан страны (уровень которых Х) в личном порядке, психологически, признают, что граждане уровня Х+1 – ценные, умные и к их решениям надо прислушиваться, хотя на социологическом уровне, работа на уровне Х+1 запрещена. Это означает, что граждане уровня Х+1 будут – в личном порядке - защищать (прятать от системы) граждан уровня Х+1 и количество таких граждан будет накапливаться. Скорость такого накопления зависит от кривой распределения выпускников школы, описанной выше.
В некоторый момент число граждан уровня Х+1 станет таким большим, что он и станут требовать легализации. И когда эта легализация будет им дана (например, свобода предпринимательства для уровня 5), начнется следующая эпоха, следующая ступень общественного развития.
Что на практике сможет помешать такому общественному прогрессу. Первый фактор мы уже назвали: закрытость страны и школы. Из других понижающих факторов отметим утечку мозгов за границу.
Внутренний террор, как ни тяжел он для страны, прогресс остановить не может. Однако он может подготовить почву для последующей всеобщей апатии – и, как следствие – утечку тех, кто с этой апатией не согласен.
Итак, мы уже ответили на три из четырех «исторических вопросов». Напомню эти четыре вопроса:
Прежде чем перейти к нашему ответу на четвертый вопрос, посмотрим, что думают об этом другие авторы