Много лет назад я близко наблюдал одного человека, темперамент которого мне было трудно определить, но могу сказать, что он имел черты как флегматика, так и меланхолика. Я обратил внимание на то, что раз две недели, в пятницу вечером, этот человек начинал обвинять всех и все в своих бедах и несчастьях, переходил сначала на крик, потом на визг, наконец разражался слезами – и успокаивался. После этого благодушное настроение не покидало его некоторое время независимо от обстоятельств жизни.
Я как раз в то время изучал операционные системы нового поколения. Неотъемлемой частью таких систем является «очередь задач». При некоторых способах использования эта очередь нарастает так быстро, что в системе начинаются трудности с поддержкой порядка. Получается, что чем больше очередь, тем медленнее работает система, тем быстрее растет очередь,… В конце концов система зависает. Единственный способ продолжить работу – «перезагрузиться» - то есть уничтожить все очереди и начать с чистого листа. И вот мне в голову пришла мысль, что явление, описанное в предыдущем абзаце, представляет собой «перезагрузку» с очисткой очередей.
Я предположил, что у человека в мозгу тоже есть очередь задач, ожидающих решения. Я предположил, что у конкретного мозга есть определенная скорость пополнения этой очереди, измеряемая в «потребных ресурсах». То есть суммарная потребность задач поставленных в очередь на «время процессора» возрастает линейно (передача задач из этой очереди на решение на эту сумму уже не влияет). Кроме того, я предположил, что «процессор работает равномерно», то есть скорость решения задач для данного мозга определена. Что это означает?
В идеальном случае задачи ставятся в очередь с такой скоростью, с какой они решаются. При этом очередь колеблется, но время от времени очищается полностью. Назовем этот случай нулевым.
Если задачи ставятся в очередь быстрее, чем выполняются, то очередь нарастает бесконечно. Назовем этот случай отрицательным.
Если задачи ставятся в очередь медленнее, то очередь будет пуста. И чем медленнее – тем большую часть времени она пуста. Назовем этот случай положительным.
Решение задач есть работа. Для выполнения этой работы нужен определенный ресурс, который мы будем называть энергией.:
Определение Это психическая работа и это психическая энергия
Мы будем говорить о положительной энергии, когда задача решается и об отрицательной энергии, когда она ставится в очередь. Энергия в единицу времени (скорость решения задач для положительной энергии или скорость их постановки в очередь для энергии отрицательной) это мощность. Предположения, перечисленные выше, можно переформулировать так:
Мощность решения задач М1 и мощность постановки задач М2 для данного мозга есть величины постоянные. Определение: Энергобаланс = М1-М2
Четыре темперамента известны давно (со времен Галена). Но ни одно из современных определений этой схемы не может нас удовлетворить. ([1]). Нам все равно, какова органическая или микрофизиологическая основа этих различий. Темпераменты интересны нам как типы информационных систем – различие этих систем мы видим в их внешней производительности и (возможно) во внутренней организации информационных процессов (как причина определенной производительности). Теперь, пользуясь определениями предыдущего параграфа, мы можем разграничить четыре случая
|
Энергобаланс |
Внешние приметы |
Темперамент |
1 |
>>0 |
Быстрое решение своих задач, поиск чужих задач и их присвоение |
Холерик |
2 |
>0 |
Быстрое решение своих задач, но не чужих |
Сангвиник |
3 |
<0 |
Медленное решение своих задач |
Флегматик |
4 |
<< |
Медленное решение своих задач, желание передать свои задачи другим |
Меланхолик |
Таблица 1. Темперамент как энергобаланс
Новые понятия позволяют расшифровать такие странные явление человеческой психофизиологии как смех и слезы.
Отметим, что напряжение-расслабление, которые мы ощущаем на физиологическом уровне, связаны с фазой решения задачи:
Расслабление – текущая задача решена или все задачи решены (очередь пуста)
Напряжение – текущая задача не решена или не все задачи решены (очередь не пуста)
Позитив-негатив как эмоциональная оценка текущего состояния дел тоже связаны с определенной фазой решения задачи
Позитив – задача решена успешна. Негатив – задача не может быть решена.
Прилив и высвобождение энергии могут быть связаны с тем, что энергия, накопленная для решения трудной задачи, не понадобилась вовсе – задача оказалась легче чем показали первоначальные оценки.
Сказанное суммируем в следующих конструкциях
Смех возникает тогда, когда задача оказалась легче, чем мы ожидали. Анекдот – задача, трудная с виду, легкая, если подумать. Но и решение математической задачи или научной проблемы может быть «остроумным» и вызвать смех: Здесь мы на задачу накопили много энергии, а решили малой энергией. Задача решена = позитив. Расслабление после напряжения.
Слезы возникают тогда, когда ясно, что задача не может быть решена, и тогда она снимается с очереди. Пример: смерть близкого человека. Мы хотели бы спасти его, но это невозможно. Отказ от задачи = негатив. Лишней энергии нет. Расслабление после напряжения. Плачьте, чтобы избежать истощения, откажитесь от некоторых задач!
Предположим, вы смотрите кинофильм, где герой попадает в дурацкие положения. Вызовет ли это у вас смех или слезы? От чего это зависит?
Если вы сильно отождествляете себя с кино-героем (это я), то вам больно, что вы не можете ему помочь. Отказ от задачи «помочь» - ваши слезы
Если вы слабо отождествляете себя
с героем, то «отказ от отождествления»
не есть отказ от задачи, а есть решение задачи. Вам смешно и
весело (что это не вы)
Если вы к герою равнодушны, то ни смеха, ни слез - безразличие
В группе, работающей как единое целое, суммируются психические энергии – отдельно положительная, отдельно отрицательная. Практически это означает, что задачи, поставленные кем-то, могут быть решены кем-то другим. Классический пример: семья
Еще два естественных предположения. (1) Отрицательная психическая мощность личности с возрастом не меняется, то есть кто ставил себе большие задачи в детстве, тот будет всегда ставить себе большие задачи. (2) положительная психическая мощность личности меняется с возрастом следующим образом
Рисунок 1. Кривая жизни
Оси показывают: время жизни по горизонтали, психическую мощность по вертикали. П-образная кривая показывает уровень положительной психической энергии (возможность решения задач) Она начинается в точке зачатия, поднимается до плато «зрелый возраст», а затем опускается до нуля в точке «смерть». Там где эта кривая пересекает постоянный уровень «отрицательной психической энергии» (число взятых на себя задач), там наступает баланс: М1=М2. Таких точек две: подростковый возраст и выход на пенсию.
Слева от левой точки равновесия – детство, здесь ребенок нуждается в помощи взрослых, он ЕЩЕ не может решить свои задачи сам. Справа от правой точки равновесия – старость, здесь человек УЖЕ не может решить свои проблемы сам, ему нужна помощь молодых. Между точками равновесия – «взрослость», здесь человек не только решает свои проблемы сам, но и помогает другим
Более тонкий анализ показывает, что подъем положительной мощности осуществляется скачками, также как и спад. Между прочим, «смертный возраст поэтов» в интервале 36-43 года ([2]) связан с первым крупным скачком вниз. А так как поэты, особенно крупные, работают на пределе своих возможностей, то падение мощности ведет к острому психологическому срыву и, нередко – к смерти (самоубийство, поиск смерти на дули или на войне, смертельная болезнь и пр.). Физиологической основой таких скачков являются внутренние генетические программы человека по возрастному изменению режима работы гормональной системы.
Педагогика в последнюю очередь есть передача знаний умений и навыков. В первую очередь педагогика есть передача картины мира. Отличие в том, что в картине мира знания всегда идут в комплекте с ценностями. То, что ребенок просит у взрослых помощи, является естественной основой воспитания: вместе с помощью он принимает от взрослых картину мира. Разные стратегии взрослых показаны в следующей таблице.
1 |
Взрослый активно блокирует задачи, запущенные ребенком |
конфликт уходит в подсознание |
феномен Фрейда |
|
2 |
Взрослый игнорирует задачи, поставленные ребенком |
отказ от задачи |
недоразвитость ребенка |
|
3 |
Взрослый помогает решить те задачи, которые поставил ребенок |
Задача решена! |
Развитость ребенка |
|
4 |
Избирательное применение 123 |
Воспитание определенной личности |
||
5 |
Взрослый сам ставит задачи (классно-урочная педагогика) |
Дефицит нарастает |
Личность не возникает |
|
6 |
Взрослый провоцирует ребенка на новые задачи и помогает их решить |
Монтессори-Френэ |
Оптимум |
|
7 |
Взрослый сам ставит задачи и сам их решает (ребенок здесь ни при чем) |
Допустимо как провокация |
Бессмысленно как система |
|
Таблица 2. Стратегии педагога
Однако вышеперечисленный подход к темпераментам – не единственный. Другой – дополнительный – подход связан с понятием «кривой разогрева» и основан на моих личных наблюдениях.
Предположим, что работоспособность человека меняется во времени периодически (смотри рисунок)
Рисунок 2. Кривая разогрева
Сопоставив на одном рисунке кривые разогрева для разных темпераментов, получим следующее:
Рисунок 3. Темпераменты как кривые разогрева
Как мы видим, различие столь значительно, что классы однотипных кривых разогрева можно считать темпераментами
В 1986 году я эмпирически вывел следующее правило «Начальник должен быть флегматиком, а подчиненный меланхоликом» ([3]). Теперь я могу вывести это правило из модели - теоретически.
Предположим, что перед нами четыре человека с четырьмя разными темпераментами. Обозначим их в соответствии их темпераментами буквами Х, С, Ф, М. Так же обозначим функции их работоспособности от времени: Х(х), С(х), Ф(х), М(х). Для простоты сделаем следующие предположения
Можно подобрать такое малое положительное число е, что для всех пар кривых (А и В) на интервале (0,е1) разность А-В сохраняет знак.
Аналогично, можно подобрать такое малое положительное число е2, что для всех пар кривых на интервале (0,е2) разность А-В сохраняет знак.
Однако только в одном случает этот знак одинаков на правом и левом конце!
Это пара (Ф, М), здесь Ф-М положительно и на левом и на правом конце.
В переводе на русский язык это означает, что и в начале, и в конце совместной деятельности Ф будет «умнее» М и тот признает его начальником. То, что в середине М «умнее» Ф не так важно, поскольку именно начало и конец совместной деятельности пары проходят «на виду», в присутствии вышестоящих начальников и коллег, где и закрепляется соотношение «Ф-М» как отношение «начальник - подчиненный». А середина периода проходит без посторонних глаз и на статусные отношения не влияет.
Во всех остальных случаях победа на одном конце периода компенсируется поражением на другом – и статус пары в глазах группы остается неопределенным.
Что и требовалось доказать
Можно ли показать, что модели связаны, что одна из них вытекает из другой как ее следствие? Оказывается можно, покажем это.
Сохраним предположения о кривых разогрева, принятые в предыдущем параграфе.
Предположим дополнительно, что новые задачи поступают равномерно по времени (или случайно, но с распределением, равномерным по времени). Предположим, что если кривая упала до нуля, до задача принята не будет. Глядя на кривые, легко увидеть, что Х примет задач меньше всех, С чуть больше, Ф и М одинаковое максимальное количество. Если предположить, что у Ф энергии столько, сколько нужно на решение задач, то у С будет некоторый избыток, а у Х большой избыток. Осталось выяснить, почему у М дела хуже чем у Ф. Очевидно это связано с узким пиком кривой М. Некоторые задачи не помещаются в этот пик, их приходится откладывать, решать по частям, все это требует дополнительных затрат энергии. Поэтому М находится в большем дефиците чем Ф. Что и требовалось доказать.
[1] Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности. Динамические особенности: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов. Небылицын: 3 сферы проявления: Общая активность - инертность, пассивность, спокойствие, активность, инициативность, стремительность; Моторная сфера - темп, быстрота, ритм, общее количество движений; Эмоциональная впечатлительность, чувствительность, импульсивность. Теории: гуморальная (Гиппократ, Гален) связывает состояние организма с соотношением различных жидкостей, 4 типа - сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик; конституциональная (Кречмер, Шелдон) - различие в конституции органов; физиологическая (Павлов) - учет влияния ЦНС на динамические особенности поведения. Основные свойства ЦНС: сила, уравновешенность, подвижность (возбудительного и тормозного процесса). Четыре типа ВНД - сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный (холерик), слабый (меланхолик). Чистых типов практически нет. Темперамент мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания.
[2] Рафаэль, Моцарт, Байрон, Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Высоцкий, Гоголь, Чехов, …
[3] Первые две строчи этого четверостишия таковы «Чтобы не кончить маразматиком или отпетым алкоголиком…»