Разные люди по-разному воспринимают, хранят, перерабатывают и выдают информацию. Мнение, что это впервые было замечено школой Нейро-Лингвистического Программирования неточно. На самом деле эта триада впервые появляется в исследовании 1885 года (статья Т.А.Рибо 1892 года в сборнике «Психология внимания», М,2005). Неудивительно, что согласно Альфреду Бине (1857–1911), деление людей по видам памяти (слуховая, зрительная, двигательная) было известно еще его учителю Ж.-М. Шарко (1825 - 1893). Сам Бине открыл «мышление схемами» и «мышление без образов» (ему был известен и термин «разогрев», «warming up»).
«Визуалы – аудиалы - кинестетики» НЛП образуют первую триаду кодировок. Всего триад пять и они часто друг друга маскируют:
Триада |
1 |
2 |
3 |
Каналы восприятия |
Ухо |
Глаз |
Рука |
Способ хранения и обработки |
Текст |
Картинка |
Схема |
Способ бытования в культуре |
Книга |
Кино |
Компьютер |
Этап мышления |
Образы |
Смыслы |
Сценарии |
Вид деятельности |
Общение |
Размышление |
Действие |
Таблица 1. Кодировки - пять триад
Можно считать, что перед нами пять схем, сцепленных между собой. Это (наш новый термин) - «гиперсхема». Не путать с «суперсхемой», определенной выше!
Если для суперсхемы достаточно «рассуждений о похожести», то для гиперсхемы нужно продемонстрировать специальный сквозной механизм (алгоритм), связывающий («сшивающий») схемы в одну конструкцию.
Конечным результатом мышления является именно действие.
Действие есть осуществление сценария. Сценарий можно придумать
самому (текст-картинка-схема) на основе данных восприятия (ухо-глаз-рука),
а можно позаимствовать из «общественного сознания» (книга-кино-компьютер).
Когда сценарий идет, то в нем неизбежна проверка условий. Чтобы проверить
условие надо вычленить объект для проверки (образ) и вычислить на
этом объекте некую функцию (смысл). Одни и те же образы и смыслы
можно применять в разных сценариях, то есть они относительно независимы. Общение
есть совместное конструирование сценариев-образов-смыслов. Размышление
есть самостоятельное их конструирование, видимое со стороны.
Рисунок 1. Гиперсхема из пяти триад
Индивидуальные предпочтения и пропорции для данного человека существуют в каждой триаде. Представьте себе человека, попавшего в новые для него обстоятельства и вынужденного в этих обстоятельствах как-то действовать.
У взрослого человека внутри существует «банк сценариев» (как у компьютера существуют библиотеки программ, готовых к работе). Действовать в ответ на обстоятельства – значит выбрать один из этих сценариев (одну из этих программ) и запустить. Во время работы сценарии (программы) имеют точки ветвления, в которых запрашивается дополнительная информация, она обрабатывается, и полученный результат предопределяет по какой именно ветке пойдет дальнейшее выполнение. Поиск дополнительной информации проходит через «узнавание» и предопределен «библиотекой образов». Обработка дополнительной информацией есть «классификация» и предопределена «библиотекой смыслов». Богатство и гармоничность взаимодействия этих трех библиотек (образы, смыслы, сценарии) предопределяет точность и результативность ответа на вызов среды. Бедность и разобщенность этих библиотек обрекает человека на неоптимальность. Но как обогатить и гармонизировать эти библиотеки?
Ответ известен: искусство. Надо прожить чужие жизни – читая и сочиняя книги, сочиняя, ставя и наблюдая спектакли, сочиняя, исполняя и слушая музыку и т.д. Чем больше прожито – тем богаче библиотеки, чем классичнее искусство – тем гармоничнее взаимодействие.
http://www.nexus.edu.au/TeachStud/gat/hendric1.htm
Савант-синдром (savant syndrome) у аутистов: повышенная яркость и четкость образов на фоне пониженного осмысления реальности. Объяснение: как только на образе вычислено его значение (у нормальных людей), образ тускнеет. У савантов значение НЕ вычисляется, поэтому образ НЕ тускнеет.
По книге ([1]) нейрофизиологи различают классификационный способ опознания объектов (по важнейшим признакам) и полный способ опознания (по всем признакам). Классификационный способ соответствует нашей «схеме», полный – нашей «картинке». Классификационный способ локализован в левом полушарии, полный – в правом.
Память делится на процедурную (= сценарии) и декларативную (образы и смыслы)
http://galactic.org.ua/Xomo/m994.htm
Глава 7.3 в книге «Мозг, Разум и Поведение», Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер, Издательство "Мир" 1988 год. (перевод с английского канд. биол. наук Е.З. Годиной)
Приведем нашу «Модель человека» и сравним ее с «компонентами личности» по Л.С.Рубинштейну. Наши компоненты упорядочены от менее изменяемых к более изменяемым. Учтите, что это 1-1 соответствие приблизительное. Более детальный анализ показывает, что это соответствие «N-N».
По Фельдману |
Изменяемость |
По Рубинштейну |
Разогрев |
нет |
Темперамент |
Кодировка |
нет |
Способности |
Уровни |
Слабо |
Направленность |
Гибкость |
Слабо |
Характер |
Картина мира и Я-концепция |
Средне |
Самосознание |
Нерешенные проблемы, незавершенные действия |
Сильно |
Жизненный путь |
Устойчивые конфликты и смыслы |
Сильно |
|
Опыт, знания, впечатления |
Сильно |
«Сильно» у разных людей разное. У одних смыслы меняются каждый день, у других раз в пятьдесят лет. Но относительная изменяемость строчек (сильнее - слабее) верна для всех.
Решение этой проблемы в ТУАИ чрезвычайно просто. Некий средний диапазон шкалы уровней легализован обществом. Простейший случай: легализовано только ролевое поведение (уровень 4). Этот уровень называется «сознанием». Все что выше – объявляется неприличным и называется «подсознанием». Все что выше считается «странным» и объявляется «сверхсознанием»
Ховард Гарднер ([2]) утверждает, что «интеллект как способность решать задачи» - это не одно способность, а семь независимых способностей – поскольку задачи распадаются по меньшей мере на семь независимых областей. Их русские названия: Лингвистика, Математика-логика, Музыка, Пространство, Тело, Общение, Самосознание ([3])
Соответствие семи интеллектов Гарднера нашим кодировкам показано в следующей таблице
Таблица 2. Интеллекты и кодировки
|
|
|
|
|
1 |
Лингвистика |
Смыслы |
Тексты |
|
2 |
Математика-логика |
Смыслы |
Схемы |
|
3 |
Музыка |
Образы |
|
Ухо |
4 |
Пространство |
Образы |
|
Глаз |
5 |
Тело |
Образы |
|
Рука |
6 |
Общение |
Сценарии |
|
|
7 |
Самосознание |
Смыслы |
Картинки |
|
Позже Гарднер ввел «Интеллект натуралиста», «Интеллект существования» и «Интеллект моральный». По моему мнению, это уже не кодировки, а уровни – 6, 7 и 8 соответственно.
Определение соционических терминов (по В.Саенко. Уровни – мои, - Я.Ф.)
Таблица 3. Соционика
Полюс первый это |
У первого – у второго |
Полюс второй это |
Экстраверт |
|
Интроверт |
(Юнг) объективность |
6 - 8 |
Субъективность |
(Айзенк) открытость |
2,4,6,8 – 1,3,5,7 |
Закрытость |
Этика |
|
Логика |
Общение |
Картинка - текст, схема |
Точные науки |
Сенсор |
|
Интуит |
Пространство |
2, 4 – 3 |
Время |
Рационал |
|
Иррационал |
Не любит неожиданности |
2, 4, 6 - 5, 7 |
Любит неожиданности |
Внимание! Соционики понимают экстравертность по Юнгу, а не Айзенку.
Таблица показывает, что человек с профилем из трех уровней не всегда определим в соционических терминах. Например, 246 – рационал, а 457 – кто? 356 – интуит. А 234 – кто? 456 – экстраверт (по Юнгу). А 468 – кто?. Это теоретическое положение (соционическая не всегда определимость) подтверждается фактами. Мне лично известна супружеская пара, в которой он соционически определим, а она - нет.
([4]) Эта типология – американский прообраз и первоисточник (вольный перевод), с которого была списана (переведена) соционика, те же типы, но без абстрактной модели. Однако оригинальные термины кажутся мне лучше переводных и я приведу их здесь
q Сенсор – Интуит
q Экстраверт – Интроверт
q Мыслящий – Чувствующий (= Логик – Этик)
q Судящий – Понимающий ([5]) (= Рационал - Иррационал)
По английскому комментарию видно, что соционическая пара «сенсор - интуит» далеко ушла от первоисточника. Сенсор – Интуит первоисточника это уровни 12345 (детали) против уровней 678 (абстракции). Соционическая пара «Рационал - Иррационал» тоже сдвинулась относительно» своего прообраза «Судящий - Понимающий». Судящий это 6, 4 и 3. Понимающий - 5, 7 и 8.
(David A. Kolb) Выделяет 4 типа студентов
Он считает, что здесь работают два фактора в разных сочетаниях. Какую информацию студент предпочитает на входе, конкретную или абстрактную? Как он работает с информацией, пассивно или активно? Я затрудняюсь дать английским терминам адекватный перевод и привожу их по-английски. Далее я привожу характерный вопрос каждого типа.
q Тип 1 (diverger) - ПОЧЕМУ – конкретный, пассивный
q Тип 2 (assimilator) ЧТО – абстрактный, пассивный
q Тип 3 (converger) КАК – абстрактный, активный
q Тип 4 (accommodator) А ЧТО ЕСЛИ – конкретный, активный
Вопросы дают соответствие этих типов уровням (ЧТО = 1, КАК = 4, ПОЧЕМУ = 6, А ЧТО ЕСЛИ = 7).
(Learning/Teaching styles) Эта модель восходит к публикации 1988 года (Felder - Silverman). В первоначальной публикации было пять факторов, в современной редакции осталось четыре. Анализ упрощается тем, что два фактора повторяют типологию Майерс-Бриггс, это «Сенсор - Интуит» и «Экстраверт - Интроверт». Оставшиеся два фактора это «Визуал - Словесник» (наша кодировка «Картинка – Текст») и «Последовательный - Глобальный», соответствует нашим уровням 1234 против – 5678.
Из четырех факторов всевозможными сочетаниями получается 16 вариантов.
Если от двух человек с разными разогревами и/или кодировками потребовать длительной синхронной работы, то возникнет конфликтная ситуация. Однако достаточно заменить синхронность координацией – кооперацией, как конфликтная ситуация исчезнет. В ТУАИ мы называем такую ситуацию «псевдоконфликтом», оставляя термин «конфликт» для противостояния уровней, которое можно рассчитать по «законам доминирования» (смотри выше).
Если у вас есть только одна фотография вещи или только одна ее проекция на плоскость, то не доказывает существование вещи. Реальная вещь трехмерна и у нее должны быть непустые проекции на несколько перпендикулярных плоскостей. Если же у вас есть проекции только на одну плоскость или пачку плоскостей параллельных, то есть основания полагать, что это не вещь, а «псевдовещь» – иллюзия, коллаж.
Точно также, когда теоретик описывает модель только в одной кодировке (текст), мы в праве потребовать от него описаний в иных кодировках (схема, картинка), а если это получить невозможно, у нас есть основания полагать, что перед нами не модель, а «псевдомодель» - иллюзия, коллаж.
Напомню, что вещь существует в мире вещей, а модель в мире идей.
Обратите внимание на то, что в жизненных ситуациях требуется построить (и выполнить) правильный сценарий (в который образы и смыслы входят как элементы). Это третья триада. Наоборот, в учебных задачах требуется продемонстрировать свою первую и вторую триаду – о третьей триаде как правило речи нет. Это значит, что школа не учит жизни – жизни учит сама жизнь.
Учитель становится учителем, врач – врачом, инженер инженером, когда поработают в профессиональном сообществе, но не раньше.
Так зачем же обществу образование?
Начальная и средняя школа сегодня заняты тем, что подавляют высшие уровни у учащихся. В этом их цель сегодня фактически.
Высшее образование – это фильтр по кодировке и разогреву
Например, учителя остаются только сангвиники, текстовики, хорошо слышащие и с целевыми уровнями 3 и 4. Знания, умения и навыки они приобретут потом, когда придут на работу и поработают пару лет, поглядят на своих коллег.
Это «равнение на старших» и есть ответ на вопрос «почему так инертны профессиональные сообщества» и «почему так трудно реформировать образование». Системы Монтессори, Френе, Штайнера – это создание новых школ, с новыми образцами, куда приходят молодые - учиться на новых образцах.
[1]
Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб., Речь, 2006, стр. 61-62
[2] Howard Gardner, «Frames of Mind» (1983)
[3] Linguistic intelligence: sensitivity to the meaning and order of words.
Logical-mathematical
intelligence:
ability in mathematics and other complex logical systems.
Musical
intelligence: the
ability to understand and create music. Musicians, composers and dancers show a
heightened musical intelligence. Spatial intelligence: the ability to
"think in pictures," to perceive the visual world accurately, and
recreate (or alter) it in the mind or on paper. Spatial intelligence is highly
developed in artists, architects, designers and sculptors. Bodily-kinesthetic
intelligence: the ability to use one's body in a skilled way, for
self-expression or toward a goal. Mimes, dancers, basketball players, and
actors are among those who display bodily-kinesthetic intelligence. Interpersonal
intelligence: an ability to perceive and understand other individuals --
their moods, desires, and motivations. Political and religious leaders, skilled
parents and teachers, and therapists use this intelligence. Intrapersonal
intelligence: an understanding of one's own emotions. Some novelists and or
counselors use their own experience to guide others.
[4] Myers-Briggs
Type Indicator - MBTI.
[5] Extraverts try thing out,
focus on outer world of people – introverts try things through, focus on the
inner world of ideas. Sensors, practical, detail-oriented,
focus on facts and procedures – intuitors, imaginative, concept oriented, focus
on meanings and possibilities. Thinkers, skeptical, tend to make
decisions based on logic and rules – feelers, appreciative, tend to make
decisions based on personal and humanistic considerations. Judgers,
set and follow agendas, seek closure even with incomplete data – perceivers,
adapt to changing circumstances, postpone reaching closure to obtain more data