В России существуют те же самые основные общественные институты, что и на Западе, но функционируют совершенно по другим правилам (смотри таблицу).
Достаточно вспомнить крылатую фразу Бориса Грызлова (спикера Думы) «Парламент не место для дискуссий»
Уровень |
У нас |
Общественный институт |
У них (за бугром) |
Уровень |
1 |
Поддержи власть |
Выборы |
Выбирай свободно |
5 |
1 |
Голосуй как положено |
Парламент |
Обсуждай, договаривайся |
6 |
3 |
Наказание по указанию |
Суд |
Поиск истины, определение вины |
6 |
2 |
Надо делиться |
Бизнес |
Надо рисковать |
5 |
Таблица 1. Общественные институты у них и у нас
Почему же одни и те же институты действуют так различно? Если рассматривать институт как форму, то работа формы определяется тем, какое в этой форме содержание. А содержанием, очевидно, является тот человеческий материал, который мы заливаем в форму. Но где производится этот человеческий материал? Ибо именно процесс изготовления определяет качество продукта. Он производится в школе.
За Шендеровича 16% (честно играть и честно выигрывать) |
За Говорухина 38% (ничего не менять) |
За Квачкова 29% (победа любой ценой) |
Таблица 2. Избиратели распределились
4 декабря в двух округах Москвы состоялись довыборы в Государственную думу. Наибольший интерес для нас представляют следующие кандидаты. Станислав Говорухин от партии власти получил 38%. Владимир Квачков, известный только тем, что (по версии прокуратуры) организовал покушение на Чубайса, получил 29%. Виктор Шендерович, писатель-сатирик, демократ и интеллектуал, объединивший всех демократов, получил только 16%. Почему так мало? Дело, очевидно, в определенных пропорциях, сложившихся в нашем обществе. Выборы только проявляют эти пропорции. Но откуда берутся сами эти пропорции?
Другой пример – Белоруссия, где за Лукашенко проголосовало 84%. Обратите внимание, что не поддержали его те же 16%, что голосовали за Шендеровича
В этом параграфе под кодировками мы будем понимать триаду «текст – картинка - схема»
Представьте себе, что вам дали задачу в определенной форме, например в виде схемы. Обычно решение должно быть изображено в той же кодировке. Какую из трех кодировок считать основной? Обычно это решает учитель, и обычно он считает основной свою личную кодировку. Рассмотрим два случая.
Случай первый. Ваша личная кодировка совпадает с кодировкой учителя. Тогда получив задачу вы сразу начинаете ее решать, а решив, сразу выдаете решение.
Рисунок 1. Если кодировка родная
Случай второй. Как видно из рисунка, в этом случае решение включает в себя две дополнительные работы. Поэтому общий объем работы и, соответственно, время необходимое для решения, по сравнению с первым случаем возрастают в три раза
Рисунок 2. Если кодировка не родная
Таким образом, посадив рядом двух учеников с одинаковым разогревом, но разной кодировкой, вы увидите, что один из них тратит на задачу в три раза больше времени, чем другой.
Рисунок 3. Четыре варианта на уроке
Если задание рассчитано на весь урок для ученика с «правильной» кодировкой и «правильным» разогревом, то ученики с худшим разогревом и/или неправильной кодировкой с ним не справятся.
Представим себе класс, в котором учитель ведет урок. Вся деятельность учителя состоит из задач, которые он предлагает классу. При этом учитель задает время на решение каждой задачи (темп урока) и форму в которой должно быть представлено это решение (кодировку).
Предположим, что учитель задает эти параметры урока в соответствии со своими личными параметрами. Например, если учитель флегматик и мыслит картинками, то его урок будет проходить медленно с обилием графического материала. Выше мы выделили четыре темперамента и три кодировки. Анализ показывает, что система отбора и подготовки учителей приводит к резкому доминированию одной группы: сангвиники, тексты. Поэтому те из учеников, кто попал в эту же группу, получает существенное преимущество. Он может работать честно, и его работа будет успешной. Назовем этот случай «Отличники»
|
Холерики |
Сангвиники |
Флегматики |
Меланхолики |
Тексты |
? |
Отличники: надо работать честно! |
Неудачники: А нам все равно не выиграть… |
|
Картинки |
Жулики: Честно выиграть невозможно Дайте списать! |
|||
Схемы |
Таблица 3. Жизненная позиция школьника.
Флегматики и меланхолики все равно не успеют, можно не напрягаться. Назовем этот случай «Неудачники».
Быстрый разогрев ставит и «неправильная» кодировка ставит ученика перед выбором: решать честно и не успеть – или спивать и получить хорошую оценку. В конце концов все приходят ко второму варианту и занимают позицию «Жулик». Осталась одна клеточка, где разогрев еще быстрее чем у учителя, а кодировка «родная». Этот ученик может использовать избыток времени, помогая учителю (как Отличник), а может получить дополнительные блага, давая списать жуликам – и сам становясь жуликом. Это – вопрос его личного морального выбора.
Обратим внимание на то, что при равномерном распределении учеников по клеткам таблицы получается 12 клеток, одна клетка – 1/12 = 8,(3)% - около 8%
Итого
q Отличники – от 8 до 16%
q Жулики – от 34 до 42%
q Неудачники – 50%
Посмотрите как хорошо совпадают эти пропорции с выборами «Шендерович – Квачков - Говорухин» и с картиной выборов в Белоруссии!
Теперь понятно, почему Лукашенко так беспощадно давит свою оппозицию: это сделано не для самой оппозиции (для Отличников) а для Жуликов – которые переметнутся в оппозицию, как только исчезнет страх. Поэтому и Путин так давит Ходорковского (продолжая издеваться над ним, сидящим в тюрьме) и всех кто был с ним. Это тот страх, который держит Жуликов на стороне Кремля.
Выводы: демократия не может победить, пока существует такая школа.
В российской педагогической среде существует миф о том, что классно-урочная система лежит в основе всех школ мира, включая самые развитые страны. Мой личный опыт показывает, что это не так ([1]).
В начальной американской школе главная задача – социализация. При этом выпускной работой школы является спектакль, в котором участвуют абсолютно все ученики. Это – деятельность уровня 4. Американская школа второй ступени начинается с «проектов» - каждый ученик должен делать самостоятельные работы на свой страх и риск и представлять их своему классу. Это деятельность уровня 5. Поскольку школу первой и второй ступени проходят все американские дети, то тренированность на уровнях 4 и 5 гарантирована каждому американскому гражданину.
Уровень |
США% |
Школа США |
Россия% |
Школа России |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
1% |
|
|
High |
1% |
|
|
7 |
4% |
|
|
2% |
|
|
|
6 |
10% |
|
Middle |
4% |
|
|
|
5 |
25% |
|
|
8% |
|
|
|
4 |
25% |
Elementary |
|
15% |
Учителя |
|
|
3 |
20% |
|
|
25% |
Ученики |
||
2 |
10% |
|
|
35% |
|
||
1 |
5% |
|
|
|
10% |
|
|
Таблица 4. Распределение населения по уровням в России и США – моя оценка
То, что в Америке больше чем в России заполнены уровни 6, 7 и 8 связано не столько со школой, сколько с перетеканием мозгов – из России на Запад и в США со всего мира
Цели российской школы по инерции идут от школы советской: больше инженеров к кульману, больше рабочих к конвейеру. Эти цели постепенно размываются, а новых нет и не будет.
В следующей таблице собраны данные международного исследования результативности школьников. Как видите, здесь на верхних уровнях у США не преимущества. Очевидно оно возникает не в школе а гораздо позже – как и было отмечено в предыдущем параграфе ([2])
Уровень |
США% |
Россия% |
||||||||
|
% |
R |
M |
S |
PS |
PS |
S |
M |
|
% |
8 |
1% |
|
|
|
|
|
|
|
|
1% |
7 |
4% |
|
|
|
30 |
29 |
|
|
|
1% |
6 |
10% |
|
29 |
23 |
|
|
25 |
30 |
|
3% |
5 |
25% |
20 |
|
|
|
|
|
|
34 |
10% |
4 |
25% |
|
|
|
|
|
|
15% |
||
3 |
20% |
|
|
|
|
|
|
|
|
25% |
2 |
10% |
|
|
|
|
|
|
|
|
35% |
1 |
5% |
|
|
|
|
|
|
|
|
10% |
Таблица 5. PISA 2003
PISA-2003 = Programme for International Students Assessment – место (из 41 страны)
R = reading, M = math, S = science, PS = problem solving.
Из сравнения мест видно, что Россия существенно уступает США, только в чтении, то есть на уровне 4-5.
Теперь мы можем ответить на первую половину четвертого исторического вопроса: «можем ли мы ускорить движение общества и как это сделать?». Мы уже показали, что корень движения (или неподвижности) это школа. Если мы хотим изменений в обществе, мы должны изменить школу. Какие изменения нам нужны, и как их можно осуществить практически (вторая половина ответа) – об этом вы узнаете из последних частей книги.
[1] Мы с семьей прожили семь лет в Израиле и два года в США. Мой сын учился в трех школах Израиля и двух школах США. Мы с женой изучали эти школы самым подробным образом
[2] Преимущество на верхних уровнях видно на примере Нобелевских лауреатов – большая часть из них проживает в США. Из тех, кто получил эту премию в российской науке, большинство проживает вне России.