Школа и общество

Профанация общественных институтов

В России существуют те же самые основные общественные институты, что и на Западе, но функционируют совершенно по другим правилам (смотри таблицу).

Достаточно вспомнить крылатую фразу Бориса Грызлова (спикера Думы) «Парламент не место для дискуссий»

Уровень

У нас

Общественный институт

У них (за бугром)

Уровень

1

Поддержи власть

Выборы

Выбирай свободно

5

1

Голосуй как положено

Парламент

Обсуждай, договаривайся

6

3

Наказание по указанию

Суд

Поиск истины, определение вины

6

2

Надо делиться

Бизнес

Надо рисковать

5

Таблица 1. Общественные институты у них и у нас

Почему же одни и те же институты действуют так различно? Если рассматривать институт как форму, то работа формы определяется тем, какое в этой форме содержание. А содержанием, очевидно, является тот человеческий материал, который мы заливаем в форму. Но где производится этот человеческий материал? Ибо именно процесс изготовления определяет качество продукта. Он производится в школе.

Почему у нас такой избиратель?

За Шендеровича

16%

(честно играть и честно выигрывать)

 

 

 

 

 

За Говорухина

38%

(ничего не менять)

За Квачкова

29%

(победа любой ценой)

Таблица 2. Избиратели распределились

4 декабря в двух округах Москвы состоялись довыборы в Государственную думу. Наибольший интерес для нас представляют следующие кандидаты. Станислав Говорухин от партии власти получил 38%. Владимир Квачков, известный только тем, что (по версии прокуратуры) организовал покушение на Чубайса, получил 29%. Виктор Шендерович, писатель-сатирик, демократ и интеллектуал, объединивший всех демократов, получил только 16%. Почему так мало? Дело, очевидно, в определенных пропорциях, сложившихся в нашем обществе. Выборы только проявляют эти пропорции. Но откуда берутся сами эти пропорции?

Другой пример – Белоруссия, где за Лукашенко проголосовало 84%. Обратите внимание, что не поддержали его те же 16%, что голосовали за Шендеровича

Синхронное обучение неотобранной группы

i)       Кодировка

В этом параграфе под кодировками мы будем понимать триаду «текст – картинка - схема»

Представьте себе, что вам дали задачу в определенной форме, например в виде схемы. Обычно решение должно быть изображено в той же кодировке. Какую из трех кодировок считать основной? Обычно это решает учитель, и обычно он считает основной свою личную кодировку. Рассмотрим два случая.

Случай первый. Ваша личная кодировка совпадает с кодировкой учителя. Тогда получив задачу вы сразу начинаете ее решать, а решив, сразу выдаете решение.

 

Рисунок 1. Если кодировка родная

 

Случай второй. Как видно из рисунка, в этом случае решение включает в себя две дополнительные работы. Поэтому общий объем работы и, соответственно, время необходимое для решения, по сравнению с первым случаем возрастают в три раза

Рисунок 2. Если кодировка не родная

Таким образом, посадив рядом двух учеников с одинаковым разогревом, но разной кодировкой, вы увидите, что один из них тратит на задачу в три раза больше времени, чем другой.

ii)     Разогрев

Рисунок 3. Четыре варианта на уроке

Если задание рассчитано на весь урок для ученика с «правильной» кодировкой и «правильным» разогревом, то ученики с худшим разогревом и/или неправильной кодировкой с ним не справятся.

iii)   Жизненная позиция школьника

Представим себе класс, в котором учитель ведет урок. Вся деятельность учителя состоит из задач, которые он предлагает классу. При этом учитель задает время на решение каждой задачи (темп урока) и форму в которой должно быть представлено это решение (кодировку).

Предположим, что учитель задает эти параметры урока в соответствии со своими личными параметрами. Например, если учитель флегматик и мыслит картинками, то его урок будет проходить медленно с обилием графического материала. Выше мы выделили четыре темперамента и три кодировки. Анализ показывает, что система отбора и подготовки учителей приводит к резкому доминированию одной группы: сангвиники, тексты. Поэтому те из учеников, кто попал в эту же группу, получает существенное преимущество. Он может работать честно, и его работа будет успешной. Назовем этот случай «Отличники»

 

Холерики

Сангвиники

Флегматики

Меланхолики

Тексты

?

Отличники: надо работать честно!

Неудачники:

А нам все равно не выиграть

Картинки

Жулики:

Честно выиграть невозможно Дайте списать!

Схемы

Таблица 3. Жизненная позиция школьника.

Флегматики и меланхолики все равно не успеют, можно не напрягаться. Назовем этот случай «Неудачники».

Быстрый разогрев ставит и «неправильная» кодировка ставит ученика перед выбором: решать честно и не успеть – или спивать и получить хорошую оценку. В конце концов все приходят ко второму варианту и занимают позицию «Жулик». Осталась одна клеточка, где разогрев еще быстрее чем у учителя, а кодировка «родная». Этот ученик может использовать избыток времени, помогая учителю (как Отличник), а может получить дополнительные блага, давая списать жуликам – и сам становясь жуликом. Это – вопрос его личного морального выбора.

iv)   Политическая позиция гражданина

Обратим внимание на то, что при равномерном распределении учеников по клеткам таблицы получается 12 клеток, одна клетка – 1/12 = 8,(3)% - около 8%

 

Итого

q       Отличники – от 8 до 16%

q       Жулики – от 34 до 42%

q       Неудачники – 50%

 

Посмотрите как хорошо совпадают эти пропорции с выборами «Шендерович – Квачков - Говорухин» и с картиной выборов в Белоруссии!

Теперь понятно, почему Лукашенко так беспощадно давит свою оппозицию: это сделано не для самой оппозиции (для Отличников) а для Жуликов – которые переметнутся в оппозицию, как только исчезнет страх. Поэтому и Путин так давит Ходорковского (продолжая издеваться над ним, сидящим в тюрьме) и всех кто был с ним. Это тот страх, который держит Жуликов на стороне Кремля.

Выводы: демократия не может победить, пока существует такая школа.

Школа в России и в США

v)     Различие в структуре и целях

В российской педагогической среде существует миф о том, что классно-урочная система лежит в основе всех школ мира, включая самые развитые страны. Мой личный опыт показывает, что это не так ([1]).

В начальной американской школе главная задача – социализация. При этом выпускной работой школы является спектакль, в котором участвуют абсолютно все ученики. Это – деятельность уровня 4. Американская школа второй ступени начинается с «проектов» - каждый ученик должен делать самостоятельные работы на свой страх и риск и представлять их своему классу. Это деятельность уровня 5. Поскольку школу первой и второй ступени проходят все американские дети, то тренированность на уровнях 4 и 5 гарантирована каждому американскому гражданину.

Уровень

США%

Школа США

Россия%

Школа России

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1%

 

 

High

1%

 

 

7

4%

 

 

2%

 

 

6

10%

 

Middle

4%

 

 

5

25%

 

 

8%

 

 

4

25%

Elementary

 

15%

Учителя

 

3

20%

 

 

25%

Ученики

2

10%

 

 

35%

 

1

5%

 

 

 

10%

 

 

Таблица 4. Распределение населения по уровням в России и США – моя оценка

То, что в Америке больше чем в России заполнены уровни 6, 7 и 8 связано не столько со школой, сколько с перетеканием мозгов – из России на Запад и в США со всего мира

Цели российской школы по инерции идут от школы советской: больше инженеров к кульману, больше рабочих к конвейеру. Эти цели постепенно размываются, а новых нет и не будет.

vi)   Различие в результатах

В следующей таблице собраны данные международного исследования результативности школьников. Как видите, здесь на верхних уровнях у США не преимущества. Очевидно оно возникает не в школе а гораздо позже – как и было отмечено в предыдущем параграфе ([2])

 

Уровень

США%

Россия%

 

%

R

M

S

PS

PS

S

M

 

%

8

1%

 

 

 

 

 

 

 

 

1%

7

4%

 

 

 

30

29

 

 

 

1%

6

10%

 

29

23

 

 

25

30

 

3%

5

25%

20

 

 

 

 

 

 

34

10%

4

25%

 

 

 

 

 

 

15%

3

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

25%

2

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

35%

1

5%

 

 

 

 

 

 

 

 

10%

Таблица 5. PISA 2003

PISA-2003 = Programme for International Students Assessment – место (из 41 страны)

R = reading, M = math, S = science, PS = problem solving.

Из сравнения мест видно, что Россия существенно уступает США, только в чтении, то есть на уровне 4-5.

Заключение

Теперь мы можем ответить на первую половину четвертого исторического вопроса: «можем ли мы ускорить движение общества и как это сделать?». Мы уже показали, что корень движения (или неподвижности) это школа. Если мы хотим изменений в обществе, мы должны изменить школу. Какие изменения нам нужны, и как их можно осуществить практически (вторая половина ответа) – об этом вы узнаете из последних частей книги.

 



[1] Мы с семьей прожили семь лет в Израиле и два года в США. Мой сын учился в трех школах Израиля и двух школах США. Мы с женой изучали эти школы самым подробным образом

[2] Преимущество на верхних уровнях видно на примере Нобелевских лауреатов – большая часть из них проживает в США. Из тех, кто получил эту премию в российской науке, большинство проживает вне России.

Hosted by uCoz