Человек и персонаж

Искусство для науки

Где проходит грань, отделяющая науку от обыденного сознания? Если человек А наблюдал объект Б и обнаружил явление В, то это АБВ в сферу обыденного сознания допускается сразу. Чтобы допустить это АБВ в сферу науки, надо найти таких А2 и А3, которые наблюдая объект Б обнаружат то же самое явление В. Только повторяемое и проверяемое становится предметом научного исследования. Вот почему так трудно включить в сферу научного исследования нашу повседневную жизнь. Ведь она в каждом своем фрагменте неповторима!

Однако важность предмета перевешивает для нас трудность предмета. Ведь что для человека может быть важнее, чем его собственная повседневная жизнь! Снова и снова наука приступает к исследованию повседневной реальности - и снова отступает, увы, ни с чем. Но тут, когда, казалось бы, крепость устояла и осаждающим пора вернуться домой, на помощь науке приходит ее родная сестра - искусство. Дело не в том, что при исследовании повседневной реальности искусство должно заменить науку. Дело в том, что искусство должно запечатлеть повседневную реальность в ее ключевых моментах. А наука должна эти ключевые моменты исследовать, понять, объяснить.

Это понятие "ключевые моменты" или "ключевые позиции" я заимствовал из книги шахматного тренера Никитина, который тренировал чемпиона мира Гарри Каспарова. Никитин вводил юного гения в лабиринты шахматной премудрости весьма поучительным способом. Он группировал реальные (случившиеся в соревнованиях ) шахматные позиции по типам и внутри каждого типа выделял одну ключевую позицию. Теперь достаточно было разобрать движущие силы одной ключевой позиции, чтобы все позиции данного типа стали простыми и понятными. Более того, достаточно перечислить ряд ключевых позиций, чтобы глядя на них, отнести произвольную позицию к одному из типов - по сходству. А если похожих не найдено, то добавить эту новую позицию в ряд ключевых позиций. Так процесс шахматного исследования распадается на три части:

  1. выделение ключевых позиций
  2. исследование ключевых позиций
  3. отнесение произвольной позиции к одной из ключевых

Перенесем эту логику на исследование повседневной жизни.

Выделение ключевых позиций. Эту работу за ученых выполняли и продолжают выполнять люди искусства - прежде всего, писатели, драматурги, киносценаристы. Ведь что такое пьеса? Создавая развернутое произведение искусства (проза, пьеса, кино) автор отбирает и описывает такой фрагмент реальности, который является ключевым для понимания многих жизненных ситуаций. Если произведение отобрано временем как классика, значит автор правильно выбрал фрагмент и хорошо его описал. Коллектив, ставящий пьесу или фильм, обогащает позицию по сравнению со сценарием, но потому только, что не все мыслимое можно вписать в текст.

Узнавание ключевых позиций в повседневной жизни. Эту работу каждый делает за себя.

Я так часто бросал испытующий взор          
И так много встречал отвечающих взоров
Одиссеев во мгле пароходных контор,
Агамемнонов между трактирных маркеров

(Гумилев Н. С.)

Исследование ключевых позиций. Это работа науки. Но исследование искусства будет здесь только средством: искусство - зеркало, жизнь – предмет

Исследовать живого человека всегда опасно – вы можете этим ему повредить. Даже исследуя человека, уже окончившего свой жизненный путь, вы можете повредить его друзьям или родственникам, если всплывут какие-то детали неприятные дял них лично. Персонаж, напротив, представляет  собой идеальный предмет для исследования: ему невозможно повредить, он не выдаст никаких тайн, кроме того, что уже и так написано в тексте. И он не может вас обмануть – ведь кроме текста ничего нет.

Персонаж полностью внутри произведения – чего не написано – того не существует

Человек выходит за пределы любых документов. Всегда есть нечто вне всех собранных документов

Произведение фиксировано, его можно предъявить всем участникам дискуссии, у всех будет одна и та же информация

Мы не знаем всех поступков этого человека

Мы не знаем всех обстоятельств этого поступка

Наблюдатели видят факты по-разному. Информация участников дискуссии не может быть идентичной

Классические произведения – отобраны так, что они фиксируют важнейшие проблемы и важнейшие решения

Человек – единичен. Важен ли он?

Персонажу нельзя повредить.

Близким его тоже нельзя повредить (они тоже персонажи)

Собирая информацию о человеке ты  нарушаешь его права (на тайну личной жизни) и аналогичные права его близких

Таблица 1. Человек и персонаж

Далее я анализирую теоретические понятии, введенные выше на примерах известных литературных и кинопроизведений. Начнем с «Трех мушкетеров» и «Винни-Пуха». Используем также «Мир Винни-Пуха» и «Мир Алисы» как некие отдельные логики высокой сложности. В качестве логик низкой сложности используем интуитивные термины «Мечта алкоголика» и «Полицейские и Воры». Эти примеры иллюстрируют формальные конструкции, которые были определены выше.

Кодировка - текст

Читатели

Атос, Арамис

Кролик, Сова

Не читатели

ДАртаньян, Портос

Винни Пух, Тигра

Таблица 2. Читатели и не читатели

Темпераменты

Д’Артаньян

Холерик

Тигра

Атос

Сангвиник

Кролик

Портос

Флегматик

Винни Пух

Арамис

Меланхолик

Иа-Иа

Таблица 3. Четыре темперамента

 

Холерик

Энергии много (+++) больше чем проблем

Тигра

Сангвиник

Энергии чуть больше чем проблем (+)

Кролик

Флегматик

Энергии чуть меньше чем проблем (-)

Винни Пух

Меланхолик

Энергии много (---) меньше чем проблем

Иа-Иа

Таблица 4. Темперамент как энергобаланс

 

Холерик

ДАртаньян

Очень быстрый

Сангвиник

Атос

Быстрый

Флегматик

Портос

Медленный

Меланхолик

Арамис

То медленный, то быстрый

Таблица 5. Темперамент как разогрев

Уровни и стратегии

8

Выше обычного

Мир Винни-Пуха

Понимание другого, не такого как ты

7

Мир Алисы

Парадокс

6

Обычный мир

Атос

Интеллект

5

ДАртаньян

Импровизация

4

Арамис

Роль

3

Портос

Целеустремленность

2

Ниже обычного

«Полицейские и воры»

Хорошие - плохие

1

«Мечта алкоголика»

Одно желание

Таблица 6. Уровни, персонажи, миры

 

8

Мир Винни-Пуха

Понимание другого, не такого как ты

Много систем

7

Мир Алисы

Парадокс

Одна система

6

Атос

Интеллект

Много карт

5

ДАртаньян

Импровизация

Одна карта

4

Арамис

Роль

Много процессов

3

Портос

Целеустремленность

Один процесс

2

«Полицейские и воры»

Хорошие - плохие

Много объектов

1

«Мечта алкоголика»

Одно желание

Один объект

Таблица 7. Поле внимания

 

9

Выше жизни

Космическое (9)

8

Мир Винни-Пуха

 

 

Культурное (6)

Духовное (8)

7

Мир Алисы

 

 

6

Атос

 

Социальное (4)

5

ДАртаньян

 

 

4

Арамис

 

 

3

Портос

Материальное (2)

 

 

2

«Полицейские и воры»

 

 

1

«Мечта алкоголика»

 

 

 

0

Ниже жизни

Космическое (0)

Таблица 8. Слои бытия - уточнение

 

9

 

Космическое (9)

8

Странник

 

 

Культурное (6)

Духовное (8)

7

 

 

 

6

Автор

 

Социальное (4)

5

 

 

 

4

Транслятор

 

 

3

 

Материальное (2)

 

 

2

Потребитель

 

 

1

 

 

 

 

0

Аутсайдер

Космическое (0)

Таблица 9. Стратегии - уточнение

Онегин и Татьяна

В начале Татьяна совершает свободный поступок. Это уровень 5. Онегин отвечает ей теоретическим рассуждением. Это уровень 6. Такую ситуацию – когда персонажи входят в ситуацию с заданными уровнями мы называем оппозицией. Это простейший случай конфликта (есть и другие). Не следует путать с псевдоконфликтом!([1]) Исход оппозиции определяется по правилам доминирования. Полный анализ отношений мужчины и женщины смотри ниже в отдельной главе.

Незнайка и его «учителя»

Незнайка «хочет учиться». Это «целедостижение», уровень 3. «Учителя» готовы учить, исполнять свою роль. Это уровень 4. Но Незнайка начинает «импровизировать», позволяет себе «свободные поступки». Это уровень 5 На логическую стройность, системность (уровень 6) его творчество не тянет («У подножия ромашки я лежал задрав тормашки» «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный») «Учителя» не согласны кооперироваться снизу (4 к 5). Они предпочитают перейти на уровень 2 («можно - нельзя», «хорошо-плохо», «свой - чужой»). 2 к 5 – это агрессия. Умный погибает или должен сменить позицию. Так как «учителя» на пристройку сверху (2 к 3) все равно не согласятся, Незнайке приходится опуститься на уровень 1 («я согласен выполнить любое ваше указание»). Это - типичная партия Н3 У4 Н5 У2 Н1. Здесь: Н – Незнайка, У – учитель, цифра – уровень стороны при очередном ходе

i)       Конфликт - терминология

Конфликт простейший (два участника, уровни их заданы) называется оппозицией. Партией называется последовательность поступков двух участников (стороны ходят по очереди). Матч – все партии, которые могут сыграть эти участники. В матче рассматриваются все возможные начала (начинать может любая из сторон). Партии идут по правилам доминирования и заканчиваются повторением ходов или гибелью одной из сторон (смотри доминирование). Стороны ограничены определенными множествами допустимых уровней (профиль участника). Стороны могут взять на себя дополнительные ограничения = «рамки» (= избегать определенных оппозиций, смотри гибкость, педагогическая рамка и др.)

ii)     Рамки

         «Учителя» избегают кооперации снизу и конкуренции, но допускают агрессию

         Незнайка хочет кооперироваться сверху, конкуренции избегает

То, что учителя сами не могут и ученику не разрешают подняться на уровень 5 (тем более выше) выдает время (СССР) и эпоху (Брежнев) Это типовая ситуация данного общества.
Вот почему книга была так популярна: в ней родители  объясняли детям и самим себе «как работает наше общество»!

Вишневый сад

Почему дворянин (чиновник) Гаев (роль, 4) не хочет кооперироваться снизу с буржуем Лопахиным (свободный поступок, 5)? У него стоит ограничение = негибкость. Внимание! Каждому социальному слою соответствует свой уровень: чиновники = 4, капиталисты = 5. Дворянин-чиновник (4) не то же самое, что дворянин-военный: офицер (3) или генерал (5)

 

Буратино, его друзья и враги

Буратино все время совершает свободные поступки (уровень 5). Использует целедостижение (3) и ролевое поведение (4) как служебное = добродей и при том успешный (профиль его непрерывен). Мальвина – училка, ролевое поведение (уровень 4). Артемон – целедостижение служебное (уровень 3). Держит роль – 4. Пьеро – авторство, системное творчество, поэт. Карабас-Барабас – целевые уровни: жадность=1, стремление к цели=3. Служебные уровни: ролевое поведение (4). Лиса Алиса и Кот Базилио – целедостижение (3) и жадность (1) которым служат ролевое поведение (4) импровизация (5), теоретическое творчество (6) и оригинальные идеи (7) = злодеи. Однако отсутствие уровня 2 (они между собой все время дерутся) не дает им достичь успеха. Папа Карло демонстрирует уровни 2 (добро и зло), 4 (ролевое поведение). Целедостижение (3) у него служебное. Полный успех наступает тогда, когда папа Карло (234) начинает работать вместе с Буратино (345) и автором (678)

 

Подделки и переделки

iii)   Ну, погоди! = Том и Джерри.

 Подделка: образы новые, смыслы старые. Смысл: индивидуалисты «сильный» (1357) и «слабый» (1357) в конкурентной борьбе побеждают попеременно, их шансы равны!

iv)   Буратино = Пиноккио?

Переделка: образ тот же, смысл другой! Пиноккио не держит роль, 5 вместо 4. Автор его наказывает за это, «обзывает» (= превращает). Это ход уровня 1 против 5, = жестокое поражение. Буратино демонстрирует 5 вместо 4 – и побеждает!

 

Чебурашка и другие

v)     Ролевое поведение

Кукла Галя для ролевого поведения подходит идеально. Крокодил Гена с трудом нашел себе роль и держит ее. Но между ролью и актером чувствуется напряжение Чебурашка: нет для него роли! («неизвестный науке зверь»). Решение: создай роль специально для себя!

vi)   Добро и Зло

Старуха Шапокляк – целевые уровни: 1 (жадность), 3 (хочет прославиться), 5 (любит хаос, ненавидит порядок) и служебный уровень 7 (очень изобретательна). Высшее служит низшему = ЗЛОДЕЙ. Как ей ответить? 4 (держать роль), 6 (строить систему), 8 (понимать других, разных). Решение Чебурашки («подарим ей воздушные шарики!») построено на понимании психологии Шапокляк («она жадина (1), все возьмет! (3)» и  психологии жителей территории по которой она будет добираться домой («если она не станет доброй, ей никто помогать не будет и она не доберется до нашего города. А если станет – пусть возвращается»). Это - решение уровня 8

vii) Четное – нечетное

Автор предлагает читателю – и одобряет как позитивные - сценарии всех четных уровней: 2 – объединиться в группу, 4 – держать роли, 6 – строить систему, 8 – понимать разные психологии. Все нечетные уровни (и только их) отдал автор Шапокляк. Он осуждает их – но лишь по стольку, поскольку низшее (135) использует высшее (7). Нечетные уровни у положительных героев (целедостижение 3, импровизация 5, изобретательность 1, называние 7) служат соответственно высшим – четным уровням (2468) и автор их одобряет!

Дон-Кихот

Дон-Кихота = ролевое поведение. Он честно выполняет все, «что должен делать рыцарь». Ролевое поведение - Это уровень 4. Напомню, что Татьяна, совершив свободный поступок (уровень 5),  вышла за рамки ролевого поведения (уровень 4) !

Дон-Кихоту приходится выполнять намеченное – любой ценой. Это – целедостижение – уровень 3.  Дон - Кихоту приходится строить воображаемый мир, чтобы заработала его роль. Это «теоретическое творчество»  - уровень 6. Уровень 5 – импровизация – у Дон-Кихота отсутствует – в этом причина его неудач.

 

Печорин

viii)          И Дон Кихот

У Печорина высшее (5,6) служит низшему (3). Это – по нашему определению – злодей. У Дон-Кихота низшее (3) служит высшему (4,6). Это – по нашему определению – «добродей». Не надо путать пару добро-зло с парой успех-неудача! Эти пары в общем случае независимы  (если в жизни это не так, если злодеи как правило успешны,

то надо искать тому причину = особые обстоятельства)

ix)   И Онегин

Онегин читает книги ради удовольствия. Здесь – культура, образование (системы = 6, новые идеи = 7) – самоцель, целенаправленность (3) = средство. = ДОБРОДЕЙ. Печорин «стал было учиться, но понял, что это не принесет ни денег, ни славы, и скоро бросил». Здесь слава и деньги = цель (быть выше  = 3), а образование (6,7) = средство = ЗЛОДЕЙ

 

Человек с бульвара Капуцинов

Первый (Mr. First, Миронов) выполняет свою миссию, роль (4). Первый подчиняет эту роль (4) высшим уровня: 7 (показать новое) и 8 (понимать других людей) = ДОБРОДЕЙ. Второй (Mr. Second, Филозов) тоже выполняет свою миссию, роль (4). Второй хочет денег любой ценой (1), он не останавливается перед тем, чтобы разрушить личность зрителя (3). Здесь высшее служит низшему = ЗЛОДЕЙ

Доживем до понедельника

x)     Маневры

Счастье – это когда тебя понимают (понимание другого, не похожего на тебя = уровень 8). Жесткая училка (уровень 4) не хочет пристроиться снизу к импровизатору (5), который сжег сочинения. Нельзя! (уровень 2). А умный завуч (6) кооперируется с импровизатором (5) и командует (3) училке: отставить! К завучу училка вынуждена пристроиться снизу (2 к 3)

xi)   Легализация свободы

Есть ли у человека право на уровень 5? В отличие от автора Незнайки автор «Доживем до понедельника» показывает не только учителя (уровень 4),  но и завуча (уровень 6). Это легализует 5, которое теперь не есть самоценное разрушение, а есть младший партнер умного созидания (6)

Алиса и ее автор

Алиса ищет приключений. Это уровень 5. Алиса честно выполняет все свои роли (учит уроки, выполняет предписания на бутылочках и пр.). Это уровень 4. Алиса пытается привести видимый мир в стройную «теоретическую» систему. Это уровень 6.

Мир вокруг Алисы меняется парадоксальным образом. Этот уровень 7 и есть главная идея автора. В мире уровня 7 способности уровней 456  не работают! В этом – смысл книги. Фантастика = литература о том, что уровень 7 встречается в жизни чаще,  чем мы можем это предположить

Онегин и Пушкин

Пушкин стремится к совершенству (3). Любит свободу и риск (карты) = 5. Моделирует чужое сознание как неоднородное своему (8).

Онегин любит пространство и цикличность жизни (2). Любит теоретически рассуждать (6) и все критиковать (7).

Онегин (267) и Пушкин (358) дополняют друг друга, это «антиподы»

Молчалин и Чацкий

Молчалин стремится продвинуться по службе (3), для этого он держит роль (4) и строит сложные «теоретические» планы (6). Целевой 3, служебные 4,6. = Злодей.

Чацкий верен теории (6), ради этого он готов держать роль пропагандиста (4) и быть целеустремленным (3). Целевой 6, служебные 4 и 3. = ДОБРОДЕЙ

Чичиков и Хлестаков

Чичиков хочет разбогатеть (3), любит импровизацию (5), ради этого готов держать роль (4), изобретателен (7) и даже моделирует чужое сознание. Целевые 35, служебные 4678.Двойственная фигура, ближе к злодею.

Хлестаков любит свободу (5), ради этого стремится к цели (к деньгам) = 3, держит роль (4), строит теоретический мир (6) и весьма оригинальный (7), при этом даже немного моделирует сознание собеседников (8). Целевой 5, служебные 34678. Двойственная фигура, ближе к злодею. Но не так близко как Чичиков

Манилов и Плюшкин

Манилов строит теории (6), ради этого готов держать роль (4) и жить в пространстве, циклично (2). Целевой 6, служебные 4 и 2. Все четные уровни = абсолютная мягкость, к тому же ДОБРОДЕЙ. Сознание Плюшкина предельно сужено. Он концентрируется на мелочах (1) и подчиняет этому и свое пространство (2) и  целеустремленность (3). Целевой 1,  служебные 2 и 3  = ЗЛОДЕЙ

Холмс и Ватсон

Ватсон держит роль (4), но при этом любит импровизацию (5). Ради этого он готов идти к цели (3). Целевые 5 и 4, служебный 3. Холмс понимает и сочувствует (8), оригинально мыслит (7), строит теории (6), импровизирует (5), ради этого держит роль (4) и стремится к цели (3). Целевые 8765, служебные 34

Гамлет

От природы Гамлет философ (7), поэт (6) и воин (3), хотя воин он – поневоле. Целевые 6 и 7, служебное 3. От природы = ДОБРОДЕЙ. Призрак отца заставляет Гамлета стремится к цели (отмщению) = 3, ради этого сложно планировать (6) и притворяться сумасшедшим (7). Целевой 3, служебные 6 и 7. ЗЛОДЕЙ поневоле

Моцарт и Сальери

Цель Сальери – совершенство (3) и роль (4), системное творчество (6) только средство

Целевые 3 и 4, служебный 6. Для Моцарта главное системное творчество (6) и оригинальность (7), совершенство (3) только средство

Целевые 6 и 7, служебный 3

 



[1] Псевдоконфликт – требование синхронной деятельности для участников с различным разогревом и/или кодировкой. Разрешается переходом от синхронной деятельности к дополнительным деятельностям.

Hosted by uCoz