([1])Питирим Сорокин в 1922 году писал: «Если не будет голода и войны, эта власть в России не удержится». Власть поставила обратную задачу и решила ее совсем «по Сорокину». Она, чтобы удержаться, сама организовала голод и войну – сначала со своим народом, затем с другими народами. Точность предсказания от обращения не уменьшилась, авторитет Сорокина от этого только крепче.
Сравним оценку революции Сорокиным и Лениным, а потом прокомментируем сказанное.
Ленин (вслед Марксу) |
Сорокин |
Угнетенные множество раз на историческом пространстве поднимали революцию против угнетателей. Однако только теперь у нас есть все основания, чтобы не только передать власть угнетенным, но и положить конец угнетению вообще |
Власть перешла не к угнетенным, а к небольшой части «избранных», примерно 400 тыс. из 140 млн. человек. Эти новые угнетатели подвергли остальных граждан, в том числе ранее угнетенных, еще более жестокому угнетению. Никаких признаков ослабления гнета и тем более исчезновения угнетения не предвидится и взяться им негде. |
Таблица 72. Ленин и Сорокин
Чем же действительно отличается коммунистическое государство от всех государств некоммунистического типа?
Никакое некоммунистическое государство не пыталось установить тотальный контроль за человеческим мозгом ценой уничтожения несогласных, а не только контроль за человеческим поведением. Даже при фашистском режиме существовали зоны нейтралитета, где человек, отказавшийся от активной борьбы с режимом (как, например биолог Тимофеев-Ресовский) мог жить как хотел и думать что хотел.
Этот материал был опубликован в Независимой Газете (Москва) 6 июля 1990 года и до октября 2005 года был единственной бумажной публикацией по теории уровней.
Рисунок 33. Неустойчивое общество
Всё население страны 1900 года можно разделить на четыре группы:
СССР
Итак, в 1917 году все мы оказались в одной общине. А
остальные, не вошедшие в общину, по законам общинной психологии оказались
врагами. Враги - милитаризация - военная технология - грамотные рабочие.
Образование. Уровень народа стал повышаться. При Ленине - 2 (община). При
Сталине - 3 (рабовладение). При Брежневе - 4 (феодализм).
Но для удержания власти новый уровень должен опираться на предыдущий уровень.
Феодализм есть союз дворянства и духовенства. Советский брежневский феодализм
был союзом офицеров-дворян и проповедников-коммунистов, и эта его форма была
заложена как цель ещё в 1917 году. Горбачёв попробовал перестроить ряды. Он
попытался повернуть КПСС к союзу с капитализмом, а не с армией, и проиграл.
«Случился» ГКЧП.
Ельцин сумел сочетать в себе имидж полководца-капиталиста (уровень 5) и
крестьянина-работяги (уровни 1, 2) - то есть тех слоёв, которые и были в
естественной оппозиции к коммунистическому феодализму. Ельцин нашёл российский
аналог лозунгу буржуазной революции ("Свобода (5), равенство (2),
братство") - лозунг "Свободная (5) Россия (2)".
Итак, 25 лет на одну ступень - одно поколение. Теперь, чтобы догнать остальной
мир, т.е. выйти на уровень 8 (ХХI век начался) с нынешнего
уровня 5, России понадобится 3 поколения, т.е. 75 лет. И это при условии, что
интеллигенция (вся!) не станет исчезать из России.
Что сделал Лютер, что так вcколыхнуло Европу?
Он повернул духовенство от союза с дворянством (католики) к союзу с буржуазией
(протестанты). Откуда это видно? Из мелочей. Дворянин - профессиональный воин,
как правило, неграмотный. Его дело рубить, колоть и завоевывать басурманские
страны, привозить домой богатую добычу. Поэтому священник читает Библию (на
латыни) за дворянина. А дворянин за это приносит щедрые дары церкви (роскошь
католических храмов). Буржуа от природы грамотный, ибо должен считать деньги,
писать договора и расписки. Он не может много платить церкви (каждая копейка на
счету, не награбленное, а трудом накопленное и в оборот будет пущено), но за
это готов сам исполнять часть обрядов, например, читать молитвы. Дело за малым
- перевести Библию на его язык - что и делает Лютер.
Между прочим, восточное православие ориентирует духовенство на союз не с дворянством даже, а с крестьянством, а монах сам частенько исполняет роль воина. Поэтому в православии так сильны уравнительные тенденции, антибуржуазные и даже антидворянские устремления. А пастыри ощущают себя чиновниками.
Ур |
Политика большевиков |
Сами большевики – кто? |
8 |
Подавить, |
|
7 |
|
|
6 |
|
|
5 |
Уничтожить претендентов |
|
4 |
Уничтожить конкурентов |
Большевики = новое дворянство и новое духовенство |
3 |
||
2 |
Использовать как кадровый резерв |
|
1 |
|
Таблица 73. Смысл репрессий
|
Эпоха |
Лозунг |
Годы |
Уровень |
1 |
Ленин и ленинцы |
Красные - белые, |
1917 - 1930 |
2 – варварство |
2 |
Сталин |
Выше, дальше, быстрее, сильнее! |
1930 - 1953 |
3 – античная тирания |
3 |
Хрущев |
Оттепель-Заморозки |
1953 - 1963 |
Все допустимо? |
4 |
Брежнев и брежневцы |
Каждый сверчок – знай свой шесток |
1963 - 1985 |
4 – ролевое средневековье |
5 |
Горбачев |
Личная свобода, личная инициатива |
1985 - 1991 |
5 – Возрождение, ранний капитализм |
Таблица 74. Эпохи СССР
|
|
Ельцин: соединить |
|
|
8 |
Святые |
|
|
7 |
Философы |
|
|
6 |
Ученые |
|
|
5 |
Новые русские |
Свободная |
|
4 |
Партия |
|
|
3 |
Армия |
|
|
2 |
Обыватели |
Россия |
|
1 |
Бомжи |
|
Таблица 75. Перестройка: Горбачев и Ельцин
|
8 |
Святые |
|
Утечка за границу => Уменьшение влияния в стране |
7 |
Философы |
Внутри страны |
6 |
Ученые |
||
5 |
Новые русские |
||
|
4 |
Чиновники |
Постепенное Относительное Усиление Þ Реванш |
|
3 |
Силовики |
|
Постепенное обнищание и вымирание |
2 |
Обыватели |
|
1 |
Бомжи |
|
Таблица 76. Путинский реванш
Мы уже анализировали лозунги революций и выяснили, что лозунг «Свобода – Равенство - Братство» призывает к объединению уровней 5 (буржуазия), 2 (крестьянство, обыватели), и 1 (нищие, пролетарии, бомжи). Понятно, что союз 1-2-5 может быть эффективно направлен против союза 3-4 (дворянство, духовенство).
Поставим обратную задачу. Всегда ли верно, что революция есть борьба власти типа 3-4 с остальным обществом (1-2-5-…)? На примере Ельцина (лозунг «Свободная Россия») мы видели, как объединяются 2-5 против 3-4, что косвенно подтверждает догадку. Но нет ли для этой гипотезы теоретического обоснования?
По определению, революция есть слом ролевой структуры. Поэтому она должна быть направлена против тех, кто охраняет ролевую структуру: против уровня 4 (священники, чиновники). И они должны занимать в обществе лидирующее положение, не пристраиваясь с низу (4 к 5), а доминируя над союзниками (4 над 3). То есть революция может быть направлена только против власти вида 3-4. Что и требовалось доказать.
Между прочим, из этого следует, что в нынешней России революция невозможна, поскольку власть имеет вид не 3-4, а 2-3. Правит не чиновник (он – инструмент), а силовик (прокурор, ОМОН, криминал = 3), с опорой на обывателя (2)
Во всех революциях прошлого импульсивные лидеры (5) вели за собой массу обиженных (2) и голодных (1) - против сильных (3) и стабильных (4). Разрушение происходило однотипно. Последующее созидание определялось пропорциями тех, кто не уехал и остался в живых. Особенность ХХ века – только новое вооружение, позволяющее вооруженному меньшинству контролировать огромное безоружное большинство
Абсурд стал неотъемлемой частью нашей жизни.
Что такое абсурд? Это когда два или более элементов соединены так как положено в системе А, а самой системы А уже давно нет, и сами элементы приписаны к системе В, которая как бы есть. Но фактически ее нет, и никому неизвестно когда она фактически будет. В итоге абсурд есть сожительство распада старых систем, которые никак не могут распасться до самого конца, с системами новыми, строительство которых объявлено, но не может быть завершено, пока старые системы не умерли окончательно. Так бывает, когда вы живете в своей квартире и одновременно делаете в ней ремонт. Разница в том, что этот ремонт идет не в квартире, а в стране, где существует не один хозяин, а много, не одна ремонтная бригада, а много и поэтому ремонт постепенно переходит из острого в хронический, то есть в вечный.
Можно пофантазировать о едином хозяине, о едином плане ремонта, о единой ремонтной бригаде. В этом случае хорошо бы составить список неполадок (абсурдов), подлежащих обязательному устранению («унитаз течет, штукатурка с потолка падает и проч.»). Вот некоторые из этих абсурдов
q Школа тормозит общество, вместо того, чтобы развивать его
q Право плодит больше зла, чем те преступники, против которых оно направлено
q Армия убивает и калечит своих граждан, вместо того, чтобы защищать своих граждан от внешних врагов
q Население боится правоохранительных органов больше чем криминала
q Коррупция лечит там, где государство калечит.
q Наука не создает новые идеи и теории а стоит на страже старых.
q Власть занята переделом собственности настолько, что умножать богатства ей некогда
q Нищие навсегда отрезаны от перспектив нормальной жизни
q Знания, профессионализм, творчество ничего не стоят – востребованы и оплачены связи, стандарт и серость
q Тоска по национальной идее сожительствует с ненавистью к тем, кто способен ее сформулировать.
Список можно было бы продолжить. Однако и этого довольно, чтобы понять, что все социальные институты России подлежат полному перепроектированию – не на основе существующих, а на основе тех проблем, которые они должны решать.
Далее мы предлагаем проект Школы – института, который мы считаем важнейшим