Таксономия Блума приведена ниже.
Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), психолог Университета в Чикаго, предложил ее в 1956 году как метод оценки успешности обучения
http://en.wikipedia.org/wiki/Bloom's_Taxonomy
Почему ей нельзя пользоваться? Потому, что она захватывает только уровни 4 (воспроизводит) и 6 (понимает, объясняет и пр.)
Таксономия педагогических целей в познавательной сфере
Уровни учебных целей |
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. |
n воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. |
2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. |
n объясняет факты, правила, принципы; n преобразует словесный материал в математические выражения; n предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. |
n применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; n использует понятия и принципы в новых ситуациях. |
4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. |
n вычленяет части целого; n выявляет взаимосвязи между ними; n определяет принципы организации целого; n видит ошибки и упущения в логике рассуждения; n проводит различие между фактами и следствиями; n оценивает значимость данных. |
5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. |
n пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; n предлагает план проведения эксперимента или других действий; n составляет схемы задачи. |
6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. |
n оценивает логику построения письменного текста; n оценивает соответствие выводов имеющимся данным; n оценивает значимость того или иного продукта деятельности. |
http://www.coun.uvic.ca/learn/program/hndouts/bloom.html
Bloom's Taxonomy *
Benjamin Bloom created this
taxonomy for categorizing level of abstraction of questions that commonly occur
in educational settings. The taxonomy provides a useful structure in which to
categorize test questions, since professors will characteristically ask
questions within particular levels, and if you can determine the levels of questions
that will appear on your exams, you will be able to study using appropriate
strategies.
Competence |
Skills Demonstrated |
Knowledge |
|
Comprehension |
|
Application |
|
Analysis |
|
Synthesis |
|
Evaluation |
|
* From Benjamin
S. Bloom Taxonomy of educational objectives.
Published by Allyn and Bacon,
Adapted by permission of the publisher.